Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подоходный налог в Республике Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из всех видов аренды в перечень для уплаты НПД попал только такой вид деятельности, как краткосрочная сдача внаем объектов недвижимости, которые принадлежат конкретному физическому лицу. То есть собственник, сдающий дачу, гараж или квартиру в аренду посуточно или с почасовой оплатой, может перейти на уплату НПД. Во всех остальных случаях придется платить подоходный налог по фиксированной ставке.
Зарплата, налоги, ФСЗН
Теперь о затратах на наемное лицо на моем примере. Ежемесячно при расчете заработной платы удерживается подоходный налог и перечисляется в бюджет государства. Кроме этого, нужно еще уплатить взносы в ФСЗН, пенсионные и страховые отчисления. Поэтому, оговаривая «чистую» зарплату, нужно понимать, что все остальные уплаты переходят на вас. Например, я плачу своему работнику 600 рублей чистыми. На практике это выглядит следующим образом:
- всего 703,0 рублей будет в расчетном листке (600,4 руб. получит сотрудник за вычетом 91,4 рублей подоходного налога (13%), 7 рублей на пенсионные взносы (1%) и 4,2 рубля в «Белгосстрах» (0,6%));
- 246,1 рубля отдаем ФСЗН (35%).
Как бизнесу работать с физлицом на НПД
Юридические лица или ИП, которые получают услуги по договору подряда от физлиц на НПД, с суммы вознаграждения не исчисляют и не удерживают подоходный налог, согласно пп. 2.33 статьи 196 НК. Кроме того, не делают отчисления в Фонд социальной защиты населения, поскольку вознаграждения в рамках таких правоотношений не являются объектом для исчисления.
Министерство по налогам и сборам предупреждает плательщиков об исключении схем подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. Если организация заключает с физлицом на НПД договор подряда, при этом возникшие между ними отношения содержат признаки трудовых, то организации придется заплатить все зарплатные налоги, включая отчисления в ФСЗН и подоходный налог.
На сегодняшний день остается еще много вопросов в связи с глобальными изменениями. Уточнить информацию можно в налоговой инспекции или у налогового консультанта. В любом случае до начала деятельности рекомендуем детально разобраться во всех тонкостях и нюансах уплаты налога для вашего вида деятельности.
Обязательные отчисления / удержания
Подоходный налог
Обязательные отчисления – это, в первую очередь, налоги. Налоги перечисляются в государственный бюджет в обязательном порядке и на безвозмездной основе. Из зарплаты удерживается подоходный налог по ставке 13%. Нанятый работник не занимается самостоятельно уплатой этого налога. Вся ответственность за расчет, удержание и перечисление в госбюджет ложится на плечи предприятия, а именно бухгалтерии. Основанием является законодательная норма, указанная в ст. 175 и ст. 23 Налогового Кодекса РБ.
Страховые взносы
Обязательные страховые взносы не являются налогами. Это особый обязательный вид страхования, при котором договор с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) заключается в силу законных обязательств. Основанием является ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Страховой взнос в ФСЗН непосредственно от работника составляет 1% от дохода вне зависимости от категории работодателя. Плюс из начисленной зарплаты за счет средств работодателя удерживается еще 34% (из них 28% на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование). Эти взносы не начисляются на зарплаты работников с инвалидностью 1-2 групп. Нанятый работник тоже не занимается уплатой взносов. Все сопряженные действия выполняет наниматель.
Профсоюзные взносы
Если работник является членом профсоюза или другой организации, связанной с профессиональной деятельностью, где условие участия – это обязательный взнос, тогда из заработной платы будет удерживаться ещё и этот платеж. Обычно это 1% от дохода. Предприятием эти отчисления производятся только, если работник написал письменное заявление с просьбой производить эти отчисления из заработной платы. В ином случае он делает это самостоятельно.
Удержания по инициативе нанимателя
Инициатором удержания средств может быть и сам наниматель. Это возможно, если:
- был выплачен аванс в счет заработной платы, а работник решил уволиться;
- произошла ошибка в расчетах при начислении оплаты труда;
В случаях с авансом и ошибкой удержание может быть сделано не позднее одного месяца с того дня, когда был установлен окончательный срок возврата аванса. Или не позднее одного месяца со дня неправильного начисления зарплаты. Данное удержание возможно только, если работник не оспаривает мнение работодателя посредством документальных доказательств. Предоставление доказательств требуется и от нанимателя.
- был выдан аванс на служебную командировку, хозяйственные расходы и прочее, который превысил реальные затраты;
- если увольнение происходит в незавершенный календарный период и есть неотработанные дни трудового отпуска;
- если по вине работника был нанесен ущерб нанимателю;
В случаях удержаний по вине работника может быть два сценария развития событий. Первый – работник может добровольно возместить ущерб в полном объеме или частично. Для этого требуется его заявление, что, по сути, является признанием вины. И в ответ на заявление издается приказ об удержании в счет возмещения нанесенного ущерба. Второй вариант – после обнаружения ущерба, не позднее двух недель с момента обнаружения, от работника требуется письменное объяснение. В эти же сроки издается приказ, с которым должны ознакомить работника. А далее он дает свое согласие на удержание средств, которые могут быть взысканы не ранее, чем через десять дней после уведомления работника.
- если в коллективном договоре закреплены трудовые нормы или план работ, которые не были выполнены по вине работника, а наниматель претерпел ущерб;
- если выданная спецодежда или прочие средства индивидуальной защиты были повреждены работником (это тоже относится к категории “ущерб нанимателю”).
Спецодежда, обувь, средства защиты – это имущество работодателя (если оно не арендуется), и он предоставляет эти средства на безвозмездной основе. При увольнении работник возвращает нанимателю его имущество. Законное удержание на возмещение ущерба нанимателю допустимо только, когда доказано неаккуратное обращение с его имуществом. Осуществляется возмещение только остаточной стоимости имущества, то есть с учетом износа.
Сроки уплаты подоходного налога и страховых взносов
Подоходный налог следует платить в день выплаты заработной платы или вознаграждения по договору подряда.
Организации с численностью работников за предыдущий год до 100 человек взносы в ФСЗН уплачивают поквартально. Если численность сотрудников свыше 100 человек, то взносы следует платить каждый месяц.
Также каждый месяц платят взносы в ФСЗН организации в году регистрации. Например, вы зарегистрировали организацию в 2019 году и приняли на работу 10 человек. В течение 2019 года вам следует платить взносы в ФСЗН ежемесячно, начиная с 2020 года у вас появится право уплаты взносов ежеквартально.
Срок уплаты взносов в Белгосстрах — ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Заключив договор с аутсорсинговой компанией, вам не нужно беспокоиться о правильности исчисления налогов и взносов с заработной платы и следить за сроками их уплаты. Специалисты нашей фирмы рассчитают заработную плату, оформят необходимые расчетные ведомости, подготовят платежки на перечисление налогов и взносов, подадут все нужные отчеты в госорганы.
Льготные периоды, за которые ИП вправе не уплачивать взносы в пенсионный фонд
Какие предусмотрены льготы по уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей?
Так называемый добровольный порядок уплаты ИП пенсионных взносов предусмотрен в следующих случаях:
- Работа по трудовому договору. Понятно, что пенсионный стаж идёт по месту основной работы. При этом не оговорен вопрос ставки. Некоторые ИП умудряются нанимать друг друга на полставки и платить взносы наполовину.
- Являются пенсионерами и осуществляют предпринимательскую деятельность. Стаж не нужен. ИП пенсионерам немного меньше платят пенсию. В тоже время наличие льгот по единому налогу, льготы по ФСЗН побуждает их родных оформлять на них предпринимательство.
- Студенты очной формы обучения. Это льгота для студентов вызов, средних и профессиональных учебных заведений.
- В случае если ИП имеет право на получение пособия по уходу за ребенком до трёх лет, раньше в целях неуплаты взносов требовалось оформлять официальное приостановление деятельности ИП.
- Отношениях связанных с трудовыми и основанными на членстве в юридических лицах. Скорей всего речь идёт об членах крестьянско-фермерского хозяйства.
- Если ИП собственник имущества (участник, член, учредитель) юридического лица и является руководителем этой организации, работает значит за него платят взносы.
- Если ИП является участником проектов и программ технической помощи Евросоюза.
Так как законодательство постоянно меняется рекомендуем в момент возникновения соответствующих обстоятельств уточнять правила добровольной уплаты взносов в ФСЗН.
ДОЛЖНЫ САМИ В СРОК ПОДАТЬ ПУ-3!
Теперь рассмотрим вторую ситуацию: когда наниматель договорился с работником на ЗП «чистыми» — в размере, к примеру, тех же 400 у.е. Т.е. сотрудник рассчитывает получить в конце месяца на руки именно 400 у.е.
В этом случае все налоги наниматель платит сверх оговоренной ЗП. Важно понимать сумму ЗП к начислению, так как от нее считаются налоги.
Сумма ЗП к начислению — это ЗП на руки + подоходный налог 13% + налог ФСЗН 1%
Если предположить, что ЗП к начислению = 100%, тогда ЗП на руки – 86% (100% – 13% – 1%).
Таким образом, мы получаем вот такую пропорцию:
400 (ЗП на руки) – 86%
Х (ЗП к начислению) –100%
Отсюда формула для расчета суммы ЗП к начислению по учету. В нашем случае: 400×100 / 86 = 465 у.е.
Обязательные отчисления / удержания
Подоходный налог
Обязательные отчисления – это, в первую очередь, налоги. Налоги перечисляются в государственный бюджет в обязательном порядке и на безвозмездной основе. Из зарплаты удерживается подоходный налог по ставке 13%. Нанятый работник не занимается самостоятельно уплатой этого налога. Вся ответственность за расчет, удержание и перечисление в госбюджет ложится на плечи предприятия, а именно бухгалтерии. Основанием является законодательная норма, указанная в ст. 175 и ст. 23 Налогового Кодекса РБ.
Страховые взносы
Обязательные страховые взносы не являются налогами. Это особый обязательный вид страхования, при котором договор с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) заключается в силу законных обязательств. Основанием является ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII “Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь”. Страховой взнос в ФСЗН непосредственно от работника составляет 1% от дохода вне зависимости от категории работодателя. Плюс из начисленной зарплаты за счет средств работодателя удерживается еще 34% (из них 28% на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование). Эти взносы не начисляются на зарплаты работников с инвалидностью 1-2 групп. Нанятый работник тоже не занимается уплатой взносов. Все сопряженные действия выполняет наниматель.
Профсоюзные взносы
Если работник является членом профсоюза или другой организации, связанной с профессиональной деятельностью, где условие участия – это обязательный взнос, тогда из заработной платы будет удерживаться ещё и этот платеж. Обычно это 1% от дохода. Предприятием эти отчисления производятся только, если работник написал письменное заявление с просьбой производить эти отчисления из заработной платы. В ином случае он делает это самостоятельно.
Выплата страховых взносов за сотрудника
13 процентов, которые вы как работодатель удерживайте с зарплаты каждого сотрудника не единственные отчисления в счёт государства. Предприниматель также должен помнить об обязательных страховых выплатах в пенсионный фонд и фонд социального страхования.
Размеры этих страховых выплат по сотрудникам регламентируются выбранной системой налогообложения.
Так, ИП, находящийся на основной системе (ОСНО) или на ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) выплачивает стандартные страховые отчисления, которые прописаны в статье 58.2 212-ФЗ.
Отчисления за сотрудников в фонды
Их три варианта:
- Отчисления в пенсионный фонд России. Составляют 22 процента.
- Отчисления в фонд соц. Страхования. Составляют 2,9 процента.
- Отчисления в фонд ОМС (обязательное мед.страхование). Составляют 5,1 процента.
Общая система налогообложения
Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:
- налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
- налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.
Кроме того, если это требует законодательство РБ:
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- акцизы;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- другие налоги.
Как оплачивать страховые взносы
Для удобства мы вынесли информацию в таблицу
Вид взноса | Ставка |
---|---|
Пенсионное страхование (ОПС) |
|
Медицинское страхование (ОМС) | 5,1% (не уплачиваются по временно пребывающим иностранцам) |
Социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) |
|
Социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний («на травматизм») | от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профриска деятельности работодателя |
Дополнительные взносы на пенсионное страхование (вредные и опасные условия труда |
|
Налоги с зарплаты работника и владельца ИП и ТОО
Обложение налогами доходов по зарплате зависит от статуса работника, формы собственности и системы налогообложения.
Так, владелец ИП на общеустановленном режиме налогообложения не платит индивидуальный подоходный налог (ИПН) с зарплаты и отчисления в фонд обязательного медицинского страхования (ОСМС) за себя.
Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения не платит ИПН , социальный налог (СН) и отчисления ОСМС за себя. Также не облагается социальным налогом (СН) зарплата его работников.
Кроме того, СН с зарплаты работников не платит ТОО на упрощенной системе налогообложения.
Отметим, что индивидуальные предприниматели (как на общеустановленном режиме налогообложения, так и на упрощенке) не платят отчисления ОСМС за себя как за ИП в 2018-2019 годах, но должны это делать за своих работников по ставке 1,5% от зарплаты.
Вне зависимости от формы собственности и системы налогообложения не облагается подоходным налогом (ИПН) зарплата инвалидов 3 группы, не выплачиваются ОПВ за работника-иностранца без вида на жительство, а также за пенсионера. Не делаются отчисления ОСМС за пенсионера и инвалида 3 группы. Также ИП и ТОО не выплачивают (СО) социальные отчисления за работника-пенсионера.
Зарплата в Беларуси выводится из двух показателей: оклада и дополнительных выплат
Оклад — та сумма, которая прописывается в контракте («зарплата от… BYN»). Она выводится из тарифной ставки первого разряда, доплат за должность, профессиональный уровень и повышение по контракту.
Размер тарифной ставки указан в Единой тарифной сетке (ЕТС), на 2019-й год она составляет 41 BYN. Там же найдёшь коэффициенты, которые соответствуют каждой должности и профессии в Беларуси. По данным ЕТС рассчитывается зарплата для работников бюджетной сферы. Коммерческие организации и ИП могут сами устанавливать тарифную ставку и выводить оклад, но зачастую они пользуются указанным документом.
Минимальная зарплата (МЗП) – это нижняя граница оплаты труда работника. Проще говоря, наниматель не имеет права платить работнику меньше данной величины. При этом МЗП (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени, а также условий труда и качества выполненной работы. Работнику, у которого размер начисленной зарплаты оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного законом, наниматель обязан произвести доплату до размера МЗП (месячной и часовой).
Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом министров ежегодно с 1 января. При этом коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже установленного Законом. В течение года месячная МЗП может быть проиндексирована с учетом инфляции. С 1 января 2021 года размер месячной МЗП составлял 400 руб., но зарплаты за сентябрь и октябрь были проиндексированы из-за ускорившейся инфляции. В Минтруда опубликовали предварительную информацию о том, что «минималка» с 1 января 2022 года составит 457 руб.
Отметим, что минимальная зарплата – это не прикладной социальный стандарт. Она не влияет на формирование размера пособий, штрафов или налогов.
Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года
Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.
Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.
Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:
- фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
- работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
- работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.
Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.
Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.
- Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
- Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.