Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снять с баланса недвижимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Устав города окружного значения Лангепас: Решение № 59 от 4 июля 2005г. // Звезда Лангепаса. 20 июля. 2005. № 97. Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет. Антосевич Г.С. Краткий курс по жилищному праву. — М.: Омега-Л, 2008. — С. 59. Если до настоящего времени КУМИ администрации муниципальных образований не издал распоряжение об изъятии из хозяйственного ведения МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, списание имущества с баланса МУП можно произвести следующим образом. В соответствии с п. 3 ст.
Необходимые документы
Первым шагом для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости станет сбор документов. В Росреестре пояснили, что необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Комплекс действий при списании объектов ОС
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).
Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
Для справки: Положение № 834 не распространяется:
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;
б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020
Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.
В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества:
1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения.
2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:
-
номер по порядку;
-
наименование объекта учета;
-
инвентарный номер;
-
год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
-
балансовая и остаточная стоимость объекта учета на момент принятия решения о списании;
-
срок полезного использования и срок фактического использования объекта учета на момент принятия решения о его списании.
3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя.
4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества.
5. Оригинал акта о списании имущества.
6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества.
7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ.
8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:
-
копия паспорта транспортного средства;
-
копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
-
акт о техническом состоянии транспортного средства;
-
копия отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства с фотоматериалами, произведенной не ранее чем за три месяца до представления его учредителю.
9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:
-
акт об аварии или дорожно-транспортном происшествии, выданный уполномоченным органом;
-
документы о регистрации аварии или дорожно-транспортного происшествия, выданные уполномоченным органом;
-
справка о размере нанесенного ущерба, составленная учреждением;
-
постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов или возмещению причиненного ущерба;
-
постановление об административном правонарушении;
-
приказ о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение транспортного средства.
В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости.
При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):
-
акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
-
акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
-
акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):
-
в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, – после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение;
-
в отношении иного движимого имущества – самостоятельно.
Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н).
И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:
- прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с
1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет; - на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта
ОС-4).
Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на
Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:
- казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
- бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.
Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.
Как компании продать недвижимость и отразить операцию в учете
Для снятия с учета садового домика, гаража, незавершенного строительства необходимо, чтобы они были демонтированы (снесены) или уничтожены (в результате чрезвычайных ситуаций).
Снять сарай с учета так же можно на этих основаниях.
Важно! Для сноса (демонтажа) строений, в соответствии с нормативными актами, принятыми в различных муниципальных образованиях, необходимо разрешение местного исполнительного органа власти и проект организации сноса или демонтажных работ.
Процедура снятия объекта недвижимости с учета в Едином государственном реестре недвижимости состоит из следующих этапов:
- Сбор необходимого пакета документов.
- Подача собранных документов в соответствующие органы.
- Получение выписки о снятии объекта с учета.
За снятием недвижимого объекта с учета может обратиться владелец или лицо, действующее от его имени на основании выданной нотариусом доверенности.
Снять объект с учета в кадастре недвижимости можно, подав необходимый пакет документов и заявление:
- На сайте Росреестра, но необходимо чтобы заявление было подписано электронной цифровой подписью. Она приобретается в специализированных удостоверяющих центрах (наименование организаций можно найти на сайте Росреестра).
- На личном приеме в организациях Росреестра. Записаться можно на сайте организации в специальном подразделе «Офисы и приемные».
- В расположенный рядом многофункциональный центр, но необходимо проверить, предоставляет ли ближайший данную услугу.
- По почте, но необходимо чтобы все бумаги были заверены нотариусом. Отправку корреспонденции надо осуществить заказным письмом с уведомлением и описанием вложения.
Важно! В настоящее время при помощи сайта Росреестра каждый заявитель может отслеживать на каком этапе рассмотрения находятся документы.
При выборе способа обращения стоит учесть следующие моменты:
- Если пакет документов отправляется с помощью почтовых служб, то лучше обращаться в местные региональные организации по регистрации или в главный офис: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.
- Если документы направляются по электронной почте, то можно так же воспользоваться порталом госуслуг.
- Если пакет документов подается заявителем в службы Росреестра, многофункциональные центры (МФЦ) лично, то ближайшие организации можно найти на сайте федеральной службы по госрегистрации.
Устав города окружного значения Лангепас: Решение № 59 от 4 июля 2005г. // Звезда Лангепаса. 20 июля. 2005. № 97. Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет. Антосевич Г.С. Краткий курс по жилищному праву. — М.: Омега-Л, 2008. — С. 59. Если до настоящего времени КУМИ администрации муниципальных образований не издал распоряжение об изъятии из хозяйственного ведения МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, списание имущества с баланса МУП можно произвести следующим образом. В соответствии с п. 3 ст.
Передача состоялась в тот же день по акту приемки-передачи, основные средства списаны с баланса продавца в 2009 году. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество за 2010 год, пени и штраф, установив, что право собственности на объект зарегистрировано 14 января 2010 года, и указав, что до этого момента плательщиком налога на имущество являлся продавец.
Суды трех инстанций (дело № А65-9814/2014) признали решение инспекции законным, указав, что право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 ГК). Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 2 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как снять с кадастрового учета свой дом?
В законодательстве РФ прописано, что основанием для снятия объекта с учета могут быть следующие факторы.
Основания:
- Снос объекта. Речь идет об уничтожении здания по решению хозяина или в случае форс-мажорных обстоятельств (урагана, наводнения, смерча или иных природных катаклизмов).
- Передача владельцем поддельных документов или заведомо ложной информации по сооружению.
- Проведение достроечных работ (не путать с реконструкцией). К этому пункту относятся мероприятия, подразумевающие увеличение площади объекта, а также изменение параметров сооружения, прописанных в кадастровом паспорте.
- Объединение нескольких зданий в одно. К примеру, владелец объединяет несколько построек одной крышей, предусматривает общий фундамента или возводит полноценный комплекс.
- Передача в уполномоченный орган недействительной документации или поддельных бумаг.
- Признание номера кадастра тем, что потерял силу до завершения работ.
- Общее здание делится на несколько отдельных сооружений. В такой ситуации объект снимается с учета, и каждое новое здание регистрируется по отдельности.
Основания:
- Снос здания, где находилась жилплощадь.
- Объединение 2-х и более квартир в одну.
Основания:
- Снос объектов по личному пожеланию владельца.
- Уничтожение сооружений из-за действия природных катаклизмов.
Передача проектной документации: особенности процесса
Основания:
- Акт обследования специальной комиссией (собирается в органах кадастра).
В упомянутом документе указывается, что здание разрушено по причине стихийного бедствия, к примеру, пожара.
Чтобы успешно пройти процедуру удаления регистрационной записи, требуется собрать следующий пакет бумаг (передается в местное — районное или городское представительство кадастра РФ):
- Заявление (оформляется по установленной форме). Особенности составления регламентируются нормами законодательства.
- Акт осмотра. Документ подписывается кадастровым инженером и подтверждает, что зарегистрированной постройки больше нет.
- Паспорт. Если в роли заявителя выступает владелец, он предъявляет личный документ. Возможно обращение посредством представителя, но в этом случае требуется нотариальная доверенность.
- Решения суда. Эта бумага обязательна, если постановление о снятии объекта с кадастрового учета принято судебным органом.
Чтобы удалить запись о частном, сгоревшем или дачном домике в реестре, требуется собрать упомянутый пакет бумаг и передать его вместе с заявлением:
- Через сайт Росреестра. Этот вариант наиболее удобен, ведь не нужно куда-либо идти. Все манипуляции делаются через глобальную Сеть. Важно, чтобы бумаги были подписаны с помощью ЭЦП. Последняя оформляется в специализированных структурах (название и инструкцию по получению можно найти на ресурсе Росреестра).
- Личное посещение. Чтобы снять сгоревший или частный дом с кадастрового учета, можно лично обратиться в Росреестр. Чтобы избежать продолжительного стояния в очереди стоит заранее записаться на прием (через сайт).
- МФЦ. Как вариант, можно обратиться в ближайший многофункциональный центр. Главное — убедиться, что организация оказывает подобные услуги.
- Почта. Если рассмотренные выше варианты не подходят, можно отправить документацию и заявление почтой. При выборе такого варианта важно заверить бумаги в нотариальном органе. Пакет документации отправляется заказным письмом при условии уведомления.
Из рассмотренных методов наиболее удобный — снять здание с кадастрового учета через Интернет. В этом случае удается сэкономить время, а впоследствии контролировать этап рассмотрения бумаг на официальном сайте.
Затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства
Во внереализационные расходы включаются затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, объектов незавершенного строительства и имущества, монтаж которого не завершен (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Суды приходят к выводу о том, что стоимость объекта незавершенного строительства при его ликвидации компания вправе учесть в расходах.
Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.09.2010 N А38-7141/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10):
«…Строительство спорного объекта велось с 1988 по 1996 г.; расходы Общества по возведению объекта незавершенного строительства были направлены на получение дохода от последующей его эксплуатации. Стоимость объекта незавершенного строительства в бухгалтерском учете Общества числилась с 1996 г. в неизменном виде. Первичные документы в силу давности не сохранились.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для исключения из состава расходов стоимости объекта незавершенного строительства».
В аналогичных спорах суды, поддерживая налогоплательщика, также указывали, что ст. 265 НК РФ содержит неисчерпывающий перечень внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Запрет на учет таких расходов поставил бы налогоплательщика в неравное положение с лицом, которое выводит основные средства из эксплуатации. Поэтому суммы недоначисленной амортизации компания также вправе учесть при налогообложении прибыли (например, Постановления ФАС Волго-Вятского от 03.09.2007 N А28-11054/2006-320/23 и Уральского от 31.08.2005 N Ф09-3765/05-С7 по делу N А71-81/05 округов).
По мнению контролеров, оставшиеся после демонтажа материалы нужно учесть в налоговых доходах
Еще один рискованный момент, связанный со списанием ненужного объекта, — это его демонтаж. Ведь после разборки объекта остаются пригодные детали, материалы, запчасти. Контролеры могут потребовать учесть их в доходах на дату подписания ликвидационного акта. Контролеры ссылаются на положения п. 13 ст. 250 НК РФ, согласно которым стоимость материалов и оборудования, полученных при разборке основного средства, признается внереализационным доходом. Минфин России с таким мнением соглашается (Письма от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 21.10.2009 N 03-03-05/188 и от 26.10.2005 N 03-03-04/1/300).
Но суды считают иначе. При разборке (демонтаже) объекта, не являющегося основным средством, полученные материалы не относятся к внереализационным доходам. Обязательным условием включения стоимости материалов в доходы является принадлежность демонтируемого имущества к ОС, а также получение материалов только при разборке или демонтаже (Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-9717/11).
Объект ОС пришел в негодность: как учесть списание
Объект ОС может оказаться настолько физически или морально изношен, что дальнейшему восстановлению уже не подлежит. Это значит, что проведение работ по ремонту, модернизации или реконструкции такого объекта не принесет желаемого результата или экономически не целесообразно. К таким обстоятельствам может привести как обычное длительное использование объекта ОС, так и возникновение форс-мажорных обстоятельств (к примеру, стихийное бедствие). Поэтому такие объекты ОС списываются с бухучета именно по причине того, что они пришли в негодность.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов ОС отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. При этом доходы и расходы, возникающие при списании, учитываются в составе прочих на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Это означает, что при списании пришедшего в негодность объекта ОС обычно делаются такие бухгалтерские записи:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
Списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС | 01 «Основные средства»/В | 01 |
Списана амортизация, начисленная по объекту ОС на момент выбытия | 02 «Амортизация основных средств» | 01/В |
Списана остаточная стоимость выбывающего объекта ОС, пришедшего в негодность | 91, субсчет «Прочие расходы» | 01/В |
Как заполняется форма ОС-4б?
Унифицированную форму ОС-4б утвердил Госкомстат РФ постановлением от 21.01.2003 № 7 совместно со многими другими формами, использующимися предприятиями. В настоящее время использование формы, приведенной в постановлении, необязательно. Она перешла в статус рекомендованных, что означает следующее: бланк акта компании могут изобретать самостоятельно, предусмотрев в нем все необходимые разделы.
Однако из деловой практики известно, что хозяйствующие субъекты предпочитают использовать уже имеющийся шаблон. Дополнения к нему делаются редко вследствие большой информационной насыщенности стандартного бланка. Главным образом эту форму немного сокращают, оставляя лишь необходимые графы.
Форма ОС-4б представляет собой лист, разграфленный с двух сторон. Лицевой блок должен содержать следующие сведения:
- название компании и личные данные сотрудников, отвечающих за сохранность ОС;
- номер акта, дата, когда он был составлен, утверждающая подпись руководителя организации;
- сведения о том, в каком состоянии находятся ОС, подлежащие списанию на дату составления документа.
На обороте находит отражение следующая информация:
- вердикт комиссии о возможности списания, заверенный подписями сотрудников организации;
- оприходованы ли ценности (а также проданы ли они), полученные в результате разбора списываемого объекта.
Как снять с баланса недвижимое имущество на которое нет права собственности
Прочие расходы» 01, субсчет «Выбытие объектов основных средств» 1 500 000 Стоимость здания в условной оценке отражена за балансом 013 «Здания, подлежащие сносу» 1 000 В бухучете со следующего месяца амортизация больше не будет начисляться На дату завершения ликвидации здания и подписания акта выполненных работ по сносу здания (на дату оформления раздела 3 акта по форме № ОС-4 — в мае 2011 г.) Отражены расходы на оплату работ подрядной организации, включая НДС, который к вычету решено не принимать 91-2 «Прочие расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 531 000 Оприходованы материалы, пригодные к дальнейшему использованию 10 «Материалы» 91-1 «Прочие доходы» 90 000 Стоимость здания списана с забалансового учета 013 «Здания, подлежащие сносу» 1 000
Налоговый учет операций по ликвидации.
Как видим, нюансов при сносе недвижимости масса.
Пунктом 2 ст.223 ГК РФ установлено, что в тех случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя по договору возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ также предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость к покупателю по договору купли-продажи подлежит государственной регистрации.
Из вышеизложенного следует, что до момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество за новым собственником оно остается в собственности у прежнего владельца (т.е.
Актом на списание предусмотрено проведение работ по ликвидации недвижимого имущества. Работы выполняются посредством привлечения подрядчика.
По итогам проведения работ материальные ценности не приходуются. В каком порядке и на основании каких документов федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение должно отразить в бухгалтерском учете списание недвижимого имущества при наличии разрешения учредителя? Основное средство должно быть сначала снято с государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости или сначала оно должно быть списано с баланса?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Объект недвижимости не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
КУМИ уведомление об отказе от имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, и о снятии с баланса объектов жилищного фонда. В этом случае КУМИ необходимо принять решение о внесении в реестр муниципального имущества записи о прекращении права хозяйственного ведения МУП на соответствующие объекты.
Таким образом, если руководитель МУП выполнит условия отказа от права хозяйственного ведения, а именно — издаст приказ о снятии с баланса МУП жилых домов (помещений) и уведомит об этом КУМИ, то право хозяйственного ведения на указанное имущество прекратится.
Нормы ведения бухучёта и отчётности утверждены Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34Н. ОС отнесены к статьям бухгалтерского учёта и сформулированы правила их оценки.
Группе основных средств принадлежат:
- материальные и вещественные ценности, которые применяются в качестве средств труда или для управления в течение интервала, длительность которого превышает один год (здания, оборудование, приборы, ТС, вычислительные машины);
- вложения в мелиоративные работы;
- находящиеся в собственности природные ресурсы.
Погашение стоимости ОС осуществляется путём начисления амортизации в период его СПИ.
Независимо от результатов работы компании применяется один из способов списания, перечисленных ниже:
- линейный;
- снижение стоимости соразмерно объёму производства;
- уменьшение остатка;
- по продолжительности периода, в течение которого объект приносит экономическую выгоду.
К исключениям относят следующие ситуации:
- ОС некоммерческой структуры списанию не подлежат;
- не погашается стоимость участков земли и ресурсов мира природы.
Материальные ценности, оставшиеся после выбытия непригодных к эксплуатации активов, приходуются по рыночной цене на дату осуществления операции.
Выбытие ОС регламентируется разделом V Приказа Минфина России от 30.03.2001 N 26н:
- стоимость предмета, который не планируется использовать в хозяйственной деятельности предприятия, или не способного приносить доход в дальнейшем, подлежит списанию с бухгалтерского учёта;
- если актив выбывает в результате сделки купли-продажи, то выручка принимается к учёту в размере, согласованном сторонами;
- доходы и расходы от списания ОС отражаются в бухучёте в том же интервале, к которому они относятся, и зачисляются на счёт прибылей и убытков в качестве прочих.
Нельзя списать имущество с баланса до перехода права собственности к покупателю
Минфина России от 13.10.03 № 91н Об утверждении методических указаний по бухучету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13.10.03 № 91-н (в ред.
Инфо Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства.
Из авторитетных источников
“Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации.
И получается, что не всегда это можно подтвердить датой акта о списании по форме № ОС-4. Ведь если решение о ликвидации здания принято, когда сотрудники еще работают в нем (оно используется), то это еще не списание.
Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу.
Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:
- прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
- на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).
Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Часто бывает, что руководитель (он же единоличный собственник) самостоятельно принимает решение о сносе здания. В этом случае создавать комиссию нет смысла. Но акт на списание объекта основных средств вам все равно лучше сделать. Поскольку форма № ОС-4 — унифицированная. И чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции — «как надо».
Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете.
Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?
Передача состоялась в тот же день по акту приемки-передачи, основные средства списаны с баланса продавца в 2009 году. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество за 2010 год, пени и штраф, установив, что право собственности на объект зарегистрировано 14 января 2010 года, и указав, что до этого момента плательщиком налога на имущество являлся продавец.
Суды трех инстанций (дело № А65-9814/2014) признали решение инспекции законным, указав, что право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 ГК). Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 2 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».