Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за надругательство над флагом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно части 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами.
Ответственность за незаконное использование государственных символов Российской Федерации
Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб Российской Федерации.
Так, Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, законом определены органы (организации), на печатях которых помещается Государственный герб Российской Федерации.
Не допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на документах (печатях), не предусмотренных в законе.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 №1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.
Кроме того, Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.
Не допускается размещение Государственного флага Российской Федерации в иных случаях, не указанных в законе.
Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» установлен перечень случаев использования Государственного гимна, а также запрет на использование гимна в случаях, не предусмотренным законодательством.
Статьей 17.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются судом.
За надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ предусмотрена уголовная ответственность по статье 329 Уголовного кодекса РФ.
Наказывается это деяние ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Комментарий к Статье 329 УК РФ
1. Внешний вид и правила использования государственной символики России определяют ФКЗ от 25.12.2000 N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005) и от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003) .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. 1). Ст. 5020; 2002. N 28. Ст. 2781; 2003. N 27. (ч. 1). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753.
СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. 1). Ст. 5021; 2002. N 28. Ст. 2780; 2003. N 27. (ч. 1). Ст. 2696.
2. Объектом преступного посягательства выступает авторитет государства (Российской Федерации).
3. Предметы посягательства — эмблема и символ России: Государственный герб РФ или Государственный флаг РФ.
3.1. Государственный герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона.
3.2. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
4. Специфика предмета данного преступления определяет правильную квалификацию деяния. Если в качестве предмета надругательства выступают иные символы и знаки государства, символы и эмблемы иностранных государств, деяние следует квалифицировать по ст. 214 (при отсутствии признаков хулиганства).
5. Объективная сторона состава преступления осуществляется в форме действия — надругательства над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ.
6. Под надругательством понимается их осквернение, т.е. срывание герба либо флага, умышленное уничтожение (разрывание) или повреждение, нанесение на них оскорбляющих надписей, изменение графического или цветового изображения (за исключением случаев, указанных в законе), обезображивающее либо принижающее символическую значимость данных государственных атрибутов, использование их в развлечениях или шоу-программах с демонстрацией циничного отношения к таковым и т.п.
7. По конструкции состав преступления является формальным. Преступление окончено (составом) в момент совершения указанных действий.
8. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Мотив и цель надругательства на квалификацию не влияют и могут быть различными: политические мотивы, хулиганские и иные низменные побуждения.
9. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
10. Содеянное относится к преступлениям небольшой тяжести.
Поэтому, принимая во внимание всё вышесказанное, следует сказать о целом ряде сложностей, возникающих при квалификации преступления по рассматриваемой теме. Так как в соответствии с действующим законодательством свобода слова может ограничиваться только в случаях предотвращения совершения преступления (крайне упрощённая форма законных норм), требуется заключение экспертов/специалистов, что те или иные формы квалифицируемого надругательства над флагом или гербом Российской Федерации носят умышленный характер и направлены именно на совершение преступления, то есть совершаются для осквернения и нивелирования человеческого достоинства и авторитета государства в целом.
Действия, которые запрещено совершать с государственной символикой государства
Подобного рода действия могут быть осуществлены тайно, а также при присутствии значительного числа людей. Во всех этих возможных вариантах должен быть присутствовать определенный признак того, что данное действие имеет признаки и показатели публичных действий. Эти статьи действующего законодательства должны полностью соблюдаться в различных регионах нашей страны. Для этого вида преступления, которые осуществлены в отношении гос символики нашего государства в некоторой степени будут характерны определенные признаки неуважения в отношении гос символов страны. Определенное неуважение к гос символике будет выражаться в разнообразных действиях в которых присутствуют некоторый установленные признаки надругательства. Очень важно, что данные преступные деяния наблюдаются значительным числом граждан нашей страны (это или действия или же определенные последствия преступных действий).
Субъективные особенности этих действий могут быть выражены в определенном умысле, который имеет прямое назначение. Человек, который совершает подобные действия должен полностью осознавать, что совершает определенного рода надругательство на гос символами государства РФ и совершает направленные действия на то, чтобы в определенной степени осквернить существующие символы гос власти. Для квалификации подобного рода действий предусмотрена статья под номером 329 УК РФ и не важно будет, какой именно мотивации были подвержены определенные совершенные деяния.
Вместо тюрьмы и зоны в окопы
Началась вся эта история после того, как активное выполнение неизвестных никому до сих пор, целей случайной военной операции, зашло куда-то не в ту сторону. Что уже по сути, является своеобразной дискредитацией, но суть вы примерно начинаете понимать.
Появился вопрос о том, откуда можно взять резервы солдат для фронта. Так как контрактные части что-то как-то не подошли, для выполнения подобных задач. А может быть и подошли, но как-то не так.
И вот тут на сцену вышел Е. Пригожин. Основатель ЧВК Вагнер. Который начал активно рекрутировать заключённых.
При этом, мотивировал он свое решение очень просто. Если вы не хотите, чтобы ваши дети пошли заниматься выполнением целей сво, то придётся закрыть глаза.
К зекам у нас в обществе, отношение еще хуже, чем друг к другу. Так что подобный аргумент вроде бы сработал.
Предмет посягательства
Одним из наиболее интересных вопросов для сравнительного анализа юридической конструкции состава рассматриваемого деяния является определение национальным законодателем предмета посягательства, т.е. конкретного перечня государственных (национальных) символов, подлежащих уголовно-правовой охране.
Как известно, в современном мире к основным символам государства относятся его флаг, герб и гимн. Однако далеко не во всех странах они в равной мере пользуются защитой со стороны уголовного закона.
Полностью вся триада (флаг, герб, гимн) включена в предмет уголовно-правовой охраны в законодательстве таких государств, как Австрия, Албания, Аргентина, Армения, Беларусь, Болгария, Боливия, Федерация Боснии и Герцеговины, Венгрия, Гватемала, Германия, Казахстан, Колумбия, Куба, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Швейцария.
Товарные знаки и государственные символы
Касательно товарных знаков, эмблем и логотипов, использование гос символики обычно запрещено. Другими словами, при подаче заявки на регистрацию ТЗ, в которой явно присутствует флаг, герб или даже само название «Россия» или «Российская Федерация», вам, скорее всего, откажут. Аналогично дело обстоит и с рекламой, согласно Закону «О рекламе» (ст.5) использование государственной символики РФ в ней — недопустимо. Если речь идет о муниципальных символах, флагах города, поселка или района, то такие правила устанавливаются соответствующими муниципальными органами. Кроме того, иногда позиция отдельных органов может зависеть от цели использования символики.
Однако, определенные категории организаций могут получить соответствующее разрешение. В этом вопросе «проще» всего для наименований, которые содержат слова «Россия» или «Российская Федерация», для этого необходимо направить соответствующий запрос в Минюст для получения разрешения. Но это получится сделать не у каждой компании, необходимо доминирующее положение на рынке, филиалы более чем в половине субъектов РФ, гос. участие более 25%.
Применение насилия в отношении представителя власти
Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата. Кроме того, это преступление посягает и на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК) ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Понятие представителя власти дано в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность принимать решения, предъявлять требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. К представителям власти относятся лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи, работники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, президенты республик, военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, оперативные сотрудники налоговых служб, Комитета по антимонопольной политике, таможенной службы и др.).
Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному поручению, — это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные контролеры на транспорте, народные дружинники и др.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. и временная Инструкция о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, утвержденная приказом МВД РФ от 20 декабря 1995 г. № 483, дают возможность понять признаки преступления, предусмотренного бланкетной диспозицией ч. 1 ст. 320 УК. В соответствии с данными нормативными материалами рассматриваемое преступление посягает на нормальную управленческую деятельность работников правоохранительных и контролирующих органов, которая является основным непосредственным объектом посягательства. Факультативными объектами данного преступления могут быть жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища, собственность указанных лиц.
Потерпевшими от рассматриваемого преступления могут быть: должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа и близкие этого лица.
Предметом данного преступления являются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. К таким сведениям относятся: данные о личной охране, охране жилища, имущества, выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временном помещении в безопасное место, изменении места работы (службы), переселении на другое место жительства, замене документов, изменении внешности и т. п.
Объективная сторона данного преступления выражается в предании гласности сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Разглашение этих сведений может быть сделано в устной или письменной форме.
Данное преступление является формальным, оно считается оконченным в момент, когда сведения о безопасности указанных лиц стали достоянием посторонних лиц.
Разгласить сведения о безопасности можно в результате как действий, так и бездействия (ненадлежащее хранение этих сведений, что обусловило их огласку).
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется лишь умыслом.
Виновный осознает, что сообщает сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, посторонним лицам или совершает действия, в результате которых эти сведения могут стать достоянием посторонних лиц, и желает этого (прямой умысел). Вывод о том, что данное преступление совершается лишь с прямым умыслом, подтверждается и тем, что законодатель предусмотрел цель в качестве обязательного признака субъективной стороны. Данное преступление может быть совершено лишь с целью воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Наличие специальной цели как обязательного признака субъективной стороны данного преступления исключает возможность совершения этого преступления с косвенным умыслом (хотя некоторые авторы допускают такую возможность, что искусственно расширяет рамки уголовной ответственности за данное преступление).
Разглашение сведений о мерах безопасности, совершенное с косвенным умыслом или по неосторожности, должно квалифицироваться (при наличии иных признаков преступления) как халатность по ст. 293 УК.
Субъектом рассматриваемого преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, которым сведения о мерах безопасности были доверены или стали известны в связи со служебной деятельностью. Это должностные лица органов внутренних дел, налоговой полиции, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны и пограничной службы. К таким лицам относятся и выполняющие управленческие функции в адресных бюро, в паспортных службах, в подразделениях ГАИ, в справочных службах автоматической телефонной связи и в других информационно-справочных службах. Нельзя привлечь к уголовной ответственности лицо, которое распространяет сведения о мерах безопасности, полученные случайно, за дружеской беседой, в результате хищения документов и т. п. Ответственность в этих случаях может наступить лишь при наличии признаков других преступлений (например, по ст. 325 УК за похищение документов). В ч. 2 ст. 320 УК предусмотрена повышенная ответственность. Законодатель относит к квалифицирующему признаку тяжкие последствия (оценочное понятие). Под тяжкими последствиями, которые наступили в результате разглашения мер безопасности, следует понимать, например, нападение на потерпевшего, причинение значительных материальных затрат на устранение последствий разглашения сведений о мерах безопасности, уничтожение или повреждение имущества потерпевшего, причинение вреда здоровью, убийство защищаемого или его близких, гибель сотрудника правоохранительного органа, обеспечивающего безопасность защищаемого лица, вынужденное раскрытие конфиденциальных источников информации и т. д.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 320 УК, является материальным. Оно считается оконченным с момента наступления тяжких последствий, причинно обусловленных разглашением сведений о мерах безопасности. Психическое отношение виновного к этим последствиям характеризуется неосторожностью (легкомыслием или небрежностью). А если он действует умышленно (подстрекает или организует это преступление), то должен отвечать, например, за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, за применение насилия в отношении представителя власти и т.д.
В МВД передумали вводить штрафы за оскорбления полицейских в Сети
В соответствии со ст. 20 УПК РФ, часть 1. Ст. 128.1 УК РФ (и только часть 1!) клевета является преступлением частного обвинения. То есть, привлечение к ответственности начинается исключительно на основании заявления потерпевшего, которое подается в мировой суд.
1. Заявление о привлечении к уголовной ответственности.
В нем указывается наименование суда, обстоятельства совершения противоправного деяния, ваши доказательства и доводы, по которым вы считаете клеветника подлежащим привлечению к ответственности. В завершение указывается просьба к суду о привлечении к ответственности.
Ключевое доказательство в данном деле – это свидетель, который видел или слышал распространяемую в отношении вас информацию, или же аудио- или видеозаписи с клеветой в отношении вас.
К заявлению прикладывается список свидетелей, указываются данные о заявителе или потерпевшем, в случае подачи заявления представителем. Требования к заявлению указаны в ст. 318 УПК РФ
Уголовная ответственность за клевету установлена в Российской Федерации относительно недавно.
Статья 128.1 введена в Уголовный кодекс Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 141-ФЗ и действует с 10 августа 2012 года.
- Объектом клеветы являются репутация человека, его честь, достоинство.
- Под честью понимается общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.
- Достоинство — это совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе.
- Репутация — создавшееся в обществе мнение о достоинствах и недостатках, способностях личности.
- Потерпевшим по таким уголовным делам может быть любое лицо, в том числе малолетний, недееспособный, а также умерший, если распространяемые позорящие сведения о нем задевают честь живых.
В специальных случаях, в частности статьей 298.1 УК РФ, предусмотрена ответственность за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава.
Предметом клеветы являются заведомо ложные, т.е. не соответствующие действительности сведения, придуманные самим виновным или основанные на слухах и сплетнях. При этом по своему характеру сведения должны быть порочащими честь и достоинство другого лица или подрывающими его репутацию и авторитет.
Заведомо ложные сведения должны касаться конкретных фактов. В случае, если субъект ограничивается общими характеристиками потерпевшего, состава клеветы нет, и при наличии других признаков состава возможна уголовная ответственность за оскорбление.
В повседневной жизни каждый из нас может столкнуться с ситуацией, когда третьи лица распространяют недостоверные, и при этом порочащие честь и достоинства сведения. Часто подобные действия остаются без внимания, а зря – распространение порочащей репутацию лица информации является уголовно-наказуемым деянием и злоумышленники должны отвечать по всей строгости закона.
В этой публикации я расскажу, что такое клевета и как добиться справедливости, если вас оклеветали.
В УК РФ есть отдельная статья о клевете и оскорблении. Закон запрещает распространять недостоверные сведения о людях, которые могут навредить их репутации.
По УК РФ клевета и оскорбление не могут караться лишением свободы. Максимальная санкция — работы и штраф.
В этом материале мы расскажем о статьях УК РФ за распространение заведомо ложной информации, рассмотрим виды наказания и условия его назначения.
Статьи 129 и 130 УК РФ, которые устанавливали ответственность за клевету и оговор, утратили силу. Вместо них действует одна статья Уголовного кодекса — 128.1.
Под клеветой понимают распространение заведомо ложных сведений, которые могут негативно отразиться на репутации гражданина, опорочить его честь и достоинство.
Статья УК РФ за оговор включает перечень отягчающих обстоятельств, за которые назначается более жесткое наказание:
- обнародование несоответствующих действительности сведений в СМИ или публичном выступлении;
- использование служебного положения;
- распространение данных о том, что человек страдает опасным заболеванием;
- обвинение в преступлении сексуального характера;
- обвинение в тяжком или особо тяжком нарушении закона.
По статье за клевету и оскорбление личности можно получить одну из следующих санкций:
- штраф до 500 тыс. руб.;
- обязательные работы до 160 часов.
Ответственность граждан за оскорбление представителя власти.
Несмотря на то что за оскорбление российского триколора можно получить год реального заключения, как правило, суды выбирают более мягкое наказание — условный срок.
- В мае 2003 года 17-летний житель села Гурова Дмитрий Зенин сорвал государственный флаг со здания сельской администрации в знак протеста против того, что в клубе рано закончились танцы. Суд приговорил его к 6 месяцам условного наказания и к году испытательного срока.
- В ноябре 2003 года помощник депутата КПРФ Армен Бениаминов залез на крышу Госдумы, снял флаг России и заменил его на флаг СССР. Коммуниста приговорили к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком два года.
- В мае 2007 года житель Тюмени Антон Гребеньков сорвал российский триколор со здания Ростехинвентаризации и сбросил на землю. Его приговорили к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком два года.
- В мае 2010 года житель Калуги проник в здание школы, которую окончил несколько лет назад, и поджег флаг в актовом зале. Его приговорили к 6 месяцам лишения свободы условно.
- В январе 2019 года жительница Саранска сожгла российский флаг во дворе дома. Суд признал девушку виновной в надругательстве над государственным символом РФ и приговорил к 6 месяцам ограничения свободы.
Обоснования и предпосылки появления
Несмотря на то, что сегодня за оскорбление представителей власти граждан могут привлечь как к административной, так и уголовной ответственности, законодатели решили взять под контроль наиболее массовую сферу коммуникаций – Интернет. Поскольку глобальная сеть является общественным пространством, то там также должны соблюдаться соответствующие правила и нормы, уважение к обществу, государственным институтам и общественному порядку.
Та часть законодателей, которые выступали за ужесточение ответственности, заметили, что для граждан давно стал нормой запрет на распространение в сети информации о совершении преступлений, экстремистских или порнографических материалов, торговля наркотиками и иные противозаконные деяния. Относительно оценки действия власти пока такого понимания нет. Предложенные поправки должны дополнить действующие нормативные акты новым видом правонарушения, установив за него административную ответственность.
Авторами нового закона стали члены Совета Федерации Бокова и Клишас, а также депутат Государственной думы Вяткин. Первоначальным предложением было расширить статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, введя туда отдельную часть, касающуюся распространение информации в каналах телекоммуникаций и сети Интернет. За публикацию материалов, выражающих неуважение к государству и государственному строю, органам власти, обществу, Конституции или официальным символам планировалось наказывать нарушителей штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей или административным арестом на 15 суток.
Напоминаем, что статья 20.1 – это классическое мелкое хулиганство. Разработчики законопроекта решили, что имеющихся в нормативных актах мер ответственности оказалось недостаточно. Напоминаем, что схожие нарушения и раньше могли повлечь за собой ответственность:
- По части 1 статьи 20.1. КоАП РФ за явное неуважение общества, демонстрируемое или проявляемое в общественных местах;
- По статье 319 УК РФ за оскорбление представителя власти;
- По статье 329 УК РФ за надругательство над государственным флагом или гербом Российской Федерации;
- По статье 5.61 КоАП РФ за оскорбление.
В результате рассмотрения законопроекта Государственной думой в текст были внесены некоторые коррективы. Так, во втором чтении было предложено, чтобы Роскомнадзор предварительно уведомлял автора публикации о предстоящей блокировке и давал, таким образом, время на добровольное удаление порочащих власть материалов. Была изменена формулировка, что наказываться будет распространение информации, которая не только проявляется явное неуважение, но и оскорбляет общественную нравственность и человеческое достоинство. Максимальный штраф по отношению к гражданам вырос от предложенных 5 000 до 300 000 рублей.
Надругательство над флагом или гербом Российской Федерации как вид преступления
Как бы кто ни относился к правящей структуре страны, если речь заходит о посягательстве на национальное достоинство Российской Федерации как суверенного государства, все противоречия между управленцами и рядовыми гражданами отходят на второй план. Разве можно спокойной реагировать на акты надругательства над главными символами государственности – над флагом РФ и гербом. Конечно же, любой порядочный человек, став свидетелем подобного проявления неуважения к России, должен сразу же обращаться к сотрудникам правоохранительных органов, а также пресекать преступление любым законным, но в то же время безопасным способом. А в настоящей статье речь пойдёт о том, какое наказание ожидает преступников, решивших надругаться над флагом или гербом Российской Федерации, и какие существуют особенности состава преступления.