Является ли придомовая территория собственностью жильцов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли придомовая территория собственностью жильцов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.

Нужно сформировать границы придомового участка. Для этого представители собственников обращаются в местную администрацию (а точнее, в Департамент городского имущества) с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и о его постановке на кадастровый учет.

Следом необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план территории: в нем отображаются границы земельных участков и их проектные площади. Важно при этом согласовать границы территории с собственниками соседних участков и подписать с ними акт согласования. Если в ходе работ возникнут споры, то решить их может только суд.

После того как границы участка согласованы, межевой план направляется в Росреестр и, если замечаний к его оформлению нет, его утверждают.

Владельцы придомовой территории и их права

Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.

Придомовая территория с другими объектами коммунальной собственности

Если придомовая территория прописана за определенным собственником, то другие могут пользоваться данным участком с соответствующим разрешением. Фактически третьи лица не могут строить или пользоваться придомовой территорией без разрешения владельца. Относительно многоквартирных домов — придомовой участок должен распределяться между всеми жильцами. Пределы таких границ определяются жилой площадью квартиры.

Некоторые участки придомовой территории могут сдаваться в аренду.

По обыкновенной логике эта территория обязана быть собственностью жителей выстроенного на ней здания, так как придомовая земля с ее палисадниками, скамейками и спортивными площадками первоначально предполагалась для развлечения людей, живущих в доме. В статье 16 Федерального закона по Жилищному Кодексу №-189, обозначено:

  • Территория вокруг дома, на которой выстроен многоэтажный жилой дом и другие входящие в число этого здания объекты и конструкции, которые связаны с территорией и созданы до вступления в действие закона и в касательстве которого проведен правительственный расценочный учет, передается свободно в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир.
  • Участок, на котором размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в его структуру объекты и конструкции, которые связаны с территорией являются совокупной (коллективной, общей) долевое имущество владельцев (правообладателей) квартир.
  • Если территория, на которой размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в структуру подобного строения объекты и конструкции, которые связаны с территорией, не создана до внедрения в действие ЖК, то каждый владелец имеет право прибегнуть с соответствующим заявлением в органы общегосударственной власти либо регионального управления с просьбой о создании земельной зоны.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Что такое положение о депремировании сотрудников

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Можно ли оформить придомовой участок в собственность?

После того, как разметка и межевание участка выполнено, возможно провести его приватизацию, для того, чтобы оформить право собственности на участок. Для этого потребуется собрать достаточно большой пакет документов:

  • Собранием жильцов определяется ответственное лицо.
  • Подается официальный запрос в комитет по регулированию земельных вопросов.
  • Выполняется межевание и определение границ участка, если процедура не была выполнена заранее.
  • Выполняется постановка на учет и занесение в кадастровый паспорт сведений об объекте.
  • Юридическое оформление перехода земли в собственность.
  • Государственная регистрация и получения свидетельства о долевой собственности.

Приватизация придомовой территории многоквартирного дома имеет ряд преимуществ и недостатков.

Положительные стороны Отрицательные стороны
Повышение стоимости жилья Возрастут затраты на ремонт
Возможность сдавать площадь в аренду и получать прибыль Необходимо содержать территорию в порядке, иначе может быть назначен штраф
Возможность благоустройства территории по усмотрению жильцов Необходимо платить налог за землю в долевой собственности
Уточнение границ участка
Защита от незаконной застройки участка

Как оградить территорию

Принятие заключения о монтаже шлагбаума, установке блоков либо оградительного забора принадлежит к компетенции всеобщего собрания владельцев жилья в этой многоэтажке (МКД):

  • В случае если в консилиуме приняли участие владельцы квартир либо их агенты, и вопрос решился более чем пятьюдесятью процентами голосов от всеобщего количества, то собрание правоспособно организовать такие решения.
  • После чего необходимо сконструировать проект конструкции забора и согласовать его с полицией, МЧС и службой 03, для того чтобы был гарантирован независимый проезд авто предписанных экстренных сфер.
  • Помимо этого, жители имеют все полномочия заграждать местности всеобщего использования: набережные, дороги, сквозные дворовые проезды, озелененные площади. Все это возможно с учетом прав и законных потребностей населения, располагающихся рядом зданий, владельцев соседних наделов и других близлежащих объектов, которым, может быть, нужна эта общедомовая территория для обеспечения доступа либо проезда.

Конструирование, монтаж и текущий ремонт отгораживающих конструкций исполняется за счет личных денег владельцев квартир многоэтажки. Впоследствии окончания возведения заграждение перейдет в единое долевое имущество абсолютно всех владельцев помещений в здании.

Немного о приватизации придомовой территории

Придомовая территория многоквартирного дома, нормативы которой устанавливаются индивидуально, может быть приватизирована собственниками квартир. Такой вариант предусматривается для земельных участков, который находится в собственности муниципалитета. Порядок действий:

  1. Проведение общего собрания жильцов.
  2. Вынесение вопроса о приватизации на собрании.
  3. Проведение голосования.
  4. Оформление протокола собрания.
  5. Подача заявления в орган местного самоуправления.
  6. Получение акта о приватизации.

Вопрос считается решенным, если за приватизацию проголосовали не менее 50% собственников квартир. Процедура приватизации является безвозмездной.

Участок оформляется в собственность тех лиц, которые дали согласие на приватизацию. Однако им выделяется исключительно та доля, которая положена из расчета площади квартиры. Собственники земельного участка не имеют приоритета перед владельцами квартир, которые отказались от проведения приватизации придомового участка.

Если территория находится в собственности жильцов, то они могут самостоятельно:

  • принимать решение о благоустройстве и озеленении участка;
  • осуществлять ремонт дорог;
  • запрещать размещение автозаправочных станций около дома;
  • разрешать/запрещать размещение магазинов, торговых палаток около дома;
  • осуществлять коммерческое использование участка.

После приватизации придомовая территория многоквартирного дома является собственностью жильцов. Процесс имеет ряд минусов. Среди них:

  • собственники несут ответственность за благоустройство и озеленение;
  • все работы должны проводится за счет владельцев квартир, в том числе и ремонт дорог у дома.

Кому принадлежит земля под многоквартирным домом и придомовая территория до и после окончания застройки: чьей собственностью является участок под МКД

  • Жильцы должны следить за порядком в доме. Этим могут заниматься сами собственники, ТСЖ или управляющая фирма. Муниципальные учреждения обязаны заниматься заменой приспособлений и оборудования при их износе, повреждениях и поломках. Городские службы не должны за счёт горбюджета следить за придомовой зоной.
  • Работы, не касающиеся придомовой территории, проводить на данном участке запрещено (например, мыть машину и т.п.).
  • Допускается использование забора с высотой до 60 см. Установка ограждений больше данной нормы проводится только с согласия муниципальных служб.
  • На стоянке не должны находиться машины с не заглушенным двигателем. Это касается не только автомобилей, принадлежащих жильцам, но и других транспортных средств (такси и пр.).
  • Парковка разрешается только на специально отведённых местах. Ставить машины в зонах с растительностью без наличия специального разрешения запрещено (но вот расширить парковку за счёт зелёной зоны можно, на что также нужно одобрение властей).
  • Установка контейнеров для хранения мусора производится только на специальной выделенной площадке.
Читайте также:  Правила общения с сотрудниками полиции

Придомовые территории многоэтажек используют для решения бытовых нужд и обеспечения жизнедеятельности многоквартирного дома. Они используются как коммунальными службами, так и самими жильцами многоэтажки. В большинстве случаев — это ещё и зелёные островки среди асфальта и бетона, которые необходимы для организации отдыха и комфортного проживания.

Управляющая компания по адресу дома

Порядок проведения постановки на госучет регламентирует Федеральный Закон РФ № 218. Согласно законопроекту, после внесения информации о недвижимости в Госкадастр, за объектом закрепляется индивидуальный кадастровый номер. Этот код позволяет идентифицировать дом или иной объект среди аналогичных учетных единиц по определенным характеристикам.
для движения личного и общественного аварийного транспорта. На собрании ставится вопрос о проведении процедуры межевания.

Отдельные примечания содержатся в муниципальных правилах, которые детализируют то, как должны благоустраиваться и обслуживаться здания в жилом секторе города. Их также необходимо знать, поскольку они могут расширять рамки законодательных ограничений и трактовать некоторые вопросы землепользования.

Определение минимального и максимального размеров


Не устанавливаются строгие нормы по метражу и форме территории. Многоэтажные дома возводят в районах с разными особенностями и условиями, а также на различной площади. Застройщик не во всех случаях может подобрать участок, отвечающий требованиям будущих собственников.

Устанавливается понятие минимального размера, необходимого для обеспечения потребностей проживающих лиц. Он составляет площадь дома. В результате получается, что при выходе из подъезда собственники фактически оказываются не на своей территории.

Максимальная площадь варьируется. Она может ограничиваться только соседними постройками, входящими в межевой план и инфраструктуру дома. Законом не устанавливаются конкретные ограничения.

Жильцов часто интересует, каким образом увеличить площадь территории. Это возможно, обратившись к сотрудникам управляющей компании. Существует два способа реализации этой задумки:

  1. Аренда соседнего участка. С муниципалитетом заключается официальный договор аренды, за который необходимо вносить регулярные платежи.
  2. Выкуп участка. Жильцы станут полноправными владельцами и будут распоряжаться новой территорией по своему усмотрению.

Кому жаловаться и на что можно рассчитывать

При возникновении конфликта владельцев квартир в большинстве случаев ждет судебное разбирательство, т. к. госорганы обычно или чинят препятствия, или бездействуют. Вместе с тем, прежде чем решаться на длительный судебный процесс, имеет смысл обратиться в подразделение местных органов власти, ведающее вопросами жилищно-коммунального хозяйства, а в столице, например, организована специальная инстанция для решения подобных проблем — Объединенная административно-техническая инспекция.

Представители уполномоченных органов на основании собственного постановления или по решению суда обязаны прибыть на спорную территорию и устранить последствия незаконных действий третьих лиц, к примеру, демонтировать неправомерно установленную стоянку. Кроме того, нарушителей ждет и административная ответственность по статье «Самовольное занятие земельного участка» с наложением штрафа до 20 тысяч рублей. Вместе с тем необходимо учитывать, что территория рядом с домом может быть обременена правом ограниченного пользования (сервитутом), которое устанавливается, к примеру, для обеспечения прохода или проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации. Подобные условия заранее оговариваются с собственниками, а при отсутствии согласия с их стороны вопрос решается в судебном порядке.

В целях ускорения процесса восстановления нарушенных прав собственник может и сам устранить нарушения, а уже затем искать защиты в государственных органах. Только важно не перестараться и, демонтируя будку охраны чьей-то стоянки, не повредить чужого имущества, чтобы потом самому не оказаться ответчиком в суде.

Как определяется придомовая территория многоквартирного дома

Размеры придомового участка определяются при строительстве жилого дома на основе нормативных требований Градостроительного кодекса РФ, окружающей застройки, количества квартир и этажей, наличия предусмотренных проектом встроенных помещений общественного назначения, подъездных путей и т.п. Размеры придомовой территории определяют по специальным формулам.

Границы и площадь придомового земельного участка фиксируются в градостроительных планах города, техническом паспорте дома. Перед вводом дома в эксплуатацию все помещения дома и земельный участок проходят инвентаризацию, при этом составляется технический паспорт, а помещения дома и земельный участок ставятся на кадастровый учет.

В реальной практике в силу несовершенного учета объектов недвижимости или недобросовестности исполнителей в субъектах и муниципальных образованиях возникает ситуация, когда план отведенного при строительстве придомового земельного участка оказывается утерян или уничтожен, когда администрация муниципального образования, например, в силу только ей известной “целесообразности”, решила “оптимизировать” земельные участки вокруг многоквартирных домов, обрезав их по край наружной отмостки.

В таких домах права собственников оказываются нарушенными, они утрачивают возможность, предоставленную жилищным законодательством, по распоряжению своим первоначальным участком, ставится под угрозу качество проживания, возникает вероятность, что вблизи дома или даже вместо детской площадки появится торговый киоск, либо под лукавым предлогом развития предпринимательства будет выстроена коммерческая автомобильная стоянка. Соседние многоквартирные дома одного двора, где было создано общее ТСЖ (или могло бы быть создано), оказываются разделенными узкой полоской муниципальных земель, проходящих прямо через детские городки, спортивные площадки, места отдыха. Товарищества собственников жилья в таких домах, как бы хорошо они ни работали, государственная жилищная инспекция закроет при первой же проверке, поскольку дома утратили смежные границы, а это основное требование ст. 136 ЖК РФ при создании многодомных ТСЖ). В ситуации, когда хороших управленцев мало, особенно в малых городах России, такая практика бьет по самому чувствительному – вредит росту активности граждан, становлению ответственного собственника. У жителей исчезает интерес и практическая возможность создания специального счета капремонта. Словом, такая практика муниципального управления наносит ущерб сохранению жилого фонда в надлежащем состоянии и незаконна.

Помимо нарушения нормативных положений Градостроительного кодекса РФ, определяющего размеры земельного участка, для таких домов исчезают и смежные границы земельных участков с соседними домами, что формально приводит к нарушению требований ст. 136 ЖК РФ, установленных для многодомных ТСЖ (ТСН).

Если такое произошло, собственникам необходимо принять все меры для восстановления своих прав на землю.

Кому принадлежит придомовая территория?

ВОПРОС:
В нашем многоквартирном доме в низу магазин.Свою машину я ставлю под своими окнами,они выходят на сторону где магазин.Мне постоянно говорят,что я не имею право там ставить.Но я ведь плачу и за территорию вокруг дома.Имею ли я право оставлять там свой автомобиль?

Читайте также:  Акт приема-передачи технической документации мкд

Мария, 21.06.2011

Отредактировано:

ОТВЕТ:
Вся придомовая территория, относящаяся к многоквартирному дому (см. также материал: «Как определить границы придомовой территории?»), принадлежит в равной мере всем собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Как исключение, бывают случаи, когда рядом с домом находятся объекты, не входящие в состав многоквартирного дома. В отношении таких объектов собственники помещений дома прав не имеют. Поэтому важно знать границы придомовой территории.

Выдержка из постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»:

Quote

Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома

66.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее — многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

67. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Благоустройство дома придомовой территории

Конкретных норм, регламентирующие точный размер придомовой территории, отсутствует. В среднем для многоквартирного дома приравнивается 3-6 метров (может быть и больше).

Согласно ст. 36 ЖК РФ, в состав придомовой территории входят:

  • отмостки (водонепроницаемые покрытия, расположенные вокруг здания);
  • проезд, тротуар, полоса озеленения вдоль дома, а также та, которая расположена возле фасада без входов (ее предназначение – обеспечение проезда пожарных машин);
  • детские игровые, спортивные площадки, а также те пешеходные дорожки (тропинки), которые соединяют данные объекты друг с другом;
  • площадки, на которых расположены мусоросборники;
  • участки земли под нежилыми хозяйственными зданиями и сооружениями;
  • парковки, на которых стоят машины жильцов многоквартирного дома;
  • выезды, въезды подземных гаражей и автомобильных стоянок.

Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы, СНиП

Размер придомового участка рассчитывается отдельно в каждом конкретном случае. На его площадь влияет плотность застройки вокруг, этажность здания, расположение рядом с домом дорог и проездов общественного пользования. Минимальным размером по правилам считается участок, который равен площади самого дома. Впрочем, если пространство позволяет, используют специальную формулу, и считают произведение жилой площади в доме на удельную единицу доли земли на квадрат жилья. Удельная единица прописана в СНиП: придомовая территория многоквартирного дома зависит от года его постройки. Если на общее пространство претендуют два дома или имеются общие проезды, формула будет сложнее.


Похожие записи:

Добавить комментарий