Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков или исполнителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных закупок) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
Основания для внесения в РНП
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в базу недобросовестных поставщиков являются:
- уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
- уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.
Победителя включат в список, если он:
- не подписал к установленному сроку проект контракта или не разместил в ЕИС протокол разногласий;
- не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта, если заказчик установил обеспечение;
- не выполнил антидемпинговые требования, если их надо выполнить по итогам закупки;
- отказался от снижения цены, если при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП участник завысил нормативно установленную предельную цену.
Основания для включения в РНП уже на стадии исполнения контракта:
- заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
- заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом);
- поставщик в одностороннем порядке отказался от исполнения госконтракта.
Сроки направления сведений в РНП.
Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.
Случай |
Срок подачи сведений |
---|---|
Уклонение от заключения договора победителя закупки |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор) |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение от заключения договора: |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке; |
|
– единственного участника закупки, признанного таковым; |
|
– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки |
|
Расторжение договора по решению суда |
Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора |
Решение о включении победителя или участника в РНП.
При получении копии документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.
Согласно Приказу ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 [3] проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десять дней с даты их поступления. По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.
Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.
Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?
Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.
Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:
- Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
- Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
- Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
- Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта
Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?
Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению. Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).
Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.
Отсутствие в реестре банковской гарантии
Не обнаружив в реестре банковскую гарантию, заказчик посчитал поставщика уклонистом, и проинформировал ФАС. Антимонопольная служба внесла его в РНП.
Для доказательства своей невиновности поставщик представил следующие аргументы.
- Вся необходимая документация была представлена заказчику.
- Банковская гарантия была оплачена и получена им.
- Был составлен протокол разногласий с просьбой актуализировать свои реквизиты.
В ответ на решение ФАС о внесении его в РНП поставщиком была подана жалоба в суд. Ознакомившись с представленными им документами, судья признал правоту истца и вынес решение об исключении его из РНП. При этом суд руководствовался следующими фактами.
- Было установлено, что вина за отсутствие банковской гарантии в реестре лежит на банке. Гарантия была действительной и содержала все необходимые данные. То, что она отсутствовала в реестре, не означает, что поставщик уклонялся от своих обязанностей.
- Согласно закону 44-ФЗ победитель аукциона не обязан проверять размещение банковской гарантии в реестре.
- Несмотря на то что заказчик знал, что гарантия отсутствует в реестре, он не предложил поставщику переоформить документ.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 30.10.2020 по делу N А83-636/2020.
Как избежать РНП
Чтобы не попасть в РНП, и не полагаться на «милость» ФАС и суда, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Не откладывать подписание договора на последний момент.
- Контролировать исправность и срок действия электронной подписи.
- Не делать ответственным за все закупки одного сотрудника. Электронной подписью и правом заключать сделки должны обладать несколько человек.
- Проверять внесение банком гарантии в реестр (можно сделать в своём личном кабинете ЕИС).
- Собирать и хранить всю документацию по торгам – переписку с заказчиками или изготовителями товара, акты по ремонту офисной техники, справки о платежах и банковской гарантии и пр.
Необходимо помнить, что кроме ФАС есть ещё и суд, решение которого имеет большую силу, чем постановление антимонопольной службы. Обязательно присутствуйте на рассмотрении дела – это покажет добросовестность поставщика.
Как проверять поставщиков
Откройте портал ЕИС на главной странице. На панели, расположенной сверху, выберите пункт «Контроль и аудит». Откроется список, в нем остановитесь на «Реестре недобросовестных поставщиков».
На сайте ЕИС размещаются РНП как по ФЗ 44, так и по 223. Два варианта отмечены по умолчанию. Но есть возможность искать только по какому-то одному, убрав лишнюю галочку.
Чтобы проверить по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков ФАС конкретного исполнителя, нужно ввести в поисковой строке информацию о нем и нажать на значок лупы. ИНН — это необходимый параметр на портале ЕИС, без него юрлицо или ИП не зарегистрируются. Для быстрого поиска достаточно ввести наименование контрагента.
Когда известны дополнительные данные, то можно использовать опцию «Расширенный поиск».
Определитесь, по какому ФЗ собираетесь искать контрагента, введите сведения о нем и нажмите «Найти».
Основания для попадания в Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр добавляют участников по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Если говорить про первый закон, то главное основание — отказ от заключения контракта. Да так бывает: участник стал победителем закупки, но отказывается выполнять условия. Например, изменились условия и пришло понимание, что это стало невыгодно.
Если говорить про 44-ФЗ, то в госзакупках для это 2 основные причины:
-
Отказ от заключения контракта. Иногда это происходит не как умысел, а просто поставщик не успевает вовремя оформить документы или внести деньги на обеспечение контракта. Так как на все это дают 5 рабочих дней.
-
Нарушения условий договора. Конечно, заказчики вряд ли начнут процесс расторжения контракта из-за небольших недочетов, но бывает и такое. Стоит понимать, что в госзаказчиками трудно договариваться. Это не коммерческие структуры и иногда там просто невозможно найти взаимопонимание. Поэтому старайтесь максимально строго выполнять все условия договора.
Как недобросовестные поставщики попадают реестр
Если появляются основания для попадания участника в РНП, заказчик обязан сообщить о нарушениях в ФАС. Именно он начинает этот процесс.
Как это происходит в общем случае:
- Заказчик направляет информацию о нарушении в ФАС.
- Служба проводит заседание, куда приглашает участника и заказчика.
- Именно на заседании ФАС принимает решение о том, нужно ли вносить участника в РНП. Поставщик или исполнитель может объяснить, почему не смог выполнить обязательства согласно требованиям или вовремя подписать договор. Если у него есть документальные доказательства, их также лучше представить на заседании.
- Антимонопольная служба выслушает каждую сторону и вынесет решение о внесении в РНП по результатам заседания.
Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?
Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:
- Уклонение участника закупки от заключения контракта;
- Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
- Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Документы в ФАС можно направить двумя способами: в бумажном виде с подписью заказчика или в электронном – с электронной подписью. В обоих случаях необходимо приложить сопроводительное письмо, где будет перечислен весь список прилагаемых документов.
Заказчик собирает и отправляет в Федеральную антимонопольную службу следующие документы и информацию:
- Название и юридический адрес юридического лица, ИНН.
- ФИО учредителей.
- Если победитель или единственный участник закупок уклонился от заключения договора – дату проведения торгов.
- Если контракт был не выполнен или выполнен ненадлежащим образом – дату заключения контракта, дату расторжения контракта и основания этого действия.
- Цену контракта, объект закупок и срок исполнения.
- С 2017 года – идентификационный код закупок.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 1397 от 09.08.2022 года внесло изменения в ПП РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…». Появилось новое основание для расторжения договора с поставщиком. Так, в РНП в качестве основания для расторжения договора по 223-ФЗ будет указываться односторонний отказ заказчика от исполнения им обязательств, в отношении которого недружественные страны ввели санкции.
В РНП также будут включаться сведения о том, что сведения о поставщике внесены в него в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций.
Даются разъяснения, что сведения о поставщике не включаются в реестр, если в процессе проверки установлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением санкций. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций в отношении заказчика.
Порядок исключения из РНП
Срок нахождения нарушителя в реестре — 2 года (минута в минуту). По истечении времени организация или предприниматель исключаются из «черного списка». Досрочно покинуть опалу нельзя, это не предусмотрено законодательством. Но если предприниматель не согласен с тем, что ему вынесли «красную карточку», он имеет право добиться пересмотра дела в Арбитражном суде. Для этого придется доказать:
- Свою добросовестность.
- Отсутствие намерений уклониться от договорных обязательств.
- Факты нарушений со стороны заказчика или технические причины.
- Обстоятельства форс-мажорного характера или чрезвычайной ситуации.
- Неправомерные действия заказчика, повлекшие срыв сдачи работы или передачи товара в срок.