Чем грозит наезд на пешехода в жилой зоне

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит наезд на пешехода в жилой зоне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Передвижение в данной местности является весьма опасным. Так как там часто засажены кустарники, развешено белье или установлены детские площадки – все эти пункты существенно ухудшают обзор проезжей части. К тому же, во дворах часто играют дети, которые могут в любой момент выбежать на дорогу. Стоит отметить, что не только дети ведут себя неосторожно во дворах, но и взрослые зачастую не внимательны.

Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?

В 90% случаев ДПС даже не приходится доказывать вину водителя. Так как любое транспортное средство считается источником повышенной опасности и его управляющий является виновником аварийных ситуаций с участием пешеходов. Даже если удастся доказать состояние алкогольного опьянения пешехода, водителю не уйти от ответственности (могут только изменить степень наказания).

ДТП с участием пешеходов происходят не только в жилых дворах, но и на проезжей части и даже в специально отведенных для перехода местах. О том, какое наказание грозит водителю, который не уступил пешеходу, наехал на него на зебре или вне ее, а также о других штрафах за наезд на человека, читайте на нашем сайте.

Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните – каждого из нас кто-то ждёт дома. Давайте сделаем так, чтобы этот “кто-то” всё таки дождался.

Какие предпринять действия

Если печальное событие произойдет, водитель должен взять себя в руки и совершить ряд необходимых действий:

  1. не отключать регистратор;
  2. включить аварийку и установить знак аварийной остановки. Если есть возможность установить дополнительные обозначения места ДТП, особенное на участке с ограниченной видимостью или где допустима большая скорость транспорта;
  3. оказать больному экстренную медпомощь, обеспечить ему более удобные положение. Рекомендуется не перемещать потерпевшего, даже если он лежит на проезжей части и не совершать манипуляции, которые могут причинить больший вред;
  4. безотлагательно вызвать скорую помощь и работников ГИБДД;
  5. если состояние пешехода критическое и нет связи с неотложкой, попутным транспортом отправить в ближайшую больницу. А если ситуация не терпит отлагательств и при отсутствии попуток доставить пострадавшего в больницу самому водителю, который сбил пешехода;
  6. записать ФИО, номера телефонов и адреса свидетелей и очевидцев;
  7. обеспечить сохранность предметов, имеющие отношение к случившемуся (предметы от машины, вещи пешехода и т.п.);
  8. позвонить в страховую организацию по полису ОСАГО;
  9. произвести фото-, видеосъемку обстановки ДТП;
  10. прочие действия по обстановке.

Бывает, что пешеход не пострадал и не желает ни вызывать ГИБДД, ни оставаться на месте происшествия. В этом случае у него следует отобрать расписку об отсутствии претензий и жалоб на здоровье. В тоже время нужно позвонить в ГИБДД и сообщить о произошедшем. Неоднократно были случаи, когда состояние пострадавшего может ухудшиться на следующий день или он передумает о вчерашнем решении. Такие изменение не на руку водителю. Которого бесспорно будет ждать наказание за наезд на пешехода и покиданием места ДТП.

Можно ли не вызывать ГИБДД и договориться на месте?

Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.

Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.

Читайте также:  Когда защита диплома у заочников в 2024 году

Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.

Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.

Когда виноват пешеход, а водитель — нет

Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.

Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).

Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:

«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.

Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода

Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:

«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».

То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.

Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.

Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.

Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.

Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.

Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?

В 90% случаев ДПС даже не приходится доказывать вину водителя. Так как любое транспортное средство считается источником повышенной опасности и его управляющий является виновником аварийных ситуаций с участием пешеходов. Даже если удастся доказать состояние алкогольного опьянения пешехода, водителю не уйти от ответственности (могут только изменить степень наказания).

Читайте также:  Что нужно для постоянной регистрации и прописки граждан РФ и иностранцев по месту жительства в 2024 году

ДТП с участием пешеходов происходят не только в жилых дворах, но и на проезжей части и даже в специально отведенных для перехода местах. О том, какое наказание грозит водителю, который не уступил пешеходу, наехал на него на зебре или вне ее, а также о других штрафах за наезд на человека, читайте на нашем сайте.

Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните – каждого из нас кто-то ждёт дома. Давайте сделаем так, чтобы этот “кто-то” всё таки дождался.

Есть ли ответственность за сбитого пешехода в неположенном месте

На этот риторический вопрос существует положительный ответ. Более того, если водитель сбил пешехода, переходящего дорогу не по переходу, то ему грозит привлечение к разным видам ответственности.

В первую очередь – это административные меры.

Они применяются в том случае, если водитель совершил наезд на человека, переходящего дорогу в неположенном месте, нарушив требования правил дорожного движения. При этом пешеходу должны быть причинены только легкие или средней степени телесные повреждения.

При таком развитии событий сидевшему за рулем грозит штраф до двадцати пяти тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок до 2 лет. Чтобы избежать ответственности за сбитого пешехода, нужно привести доказательства того, водитель при наезде не нарушал правил движения.

Помимо административной ответственности, существует обязанность и по возмещению вреда. Он может быть как материальным (повреждение здоровья), так и моральным.

ДТП на дворовой территории

Вождение в этом районе очень опасно. Поскольку там часто высаживают кустарники, стирают белье или устанавливают детские площадки — все это значительно ухудшает обзор проезжей части. Кроме того, во дворах часто играют дети, которые в любой момент могут выбежать на дорогу. Стоит отметить, что не только дети ведут себя беспечно во дворах, но и взрослые часто бывают невнимательны.

ВАЖНО: В любой аварии, связанной с жилой зоной, виноват водитель. Аварии с участием пешеходов всегда сложнее.

Какие наказания предусмотрены за данный вид правонарушения? Существует три вида наказаний: административные, гражданские и уголовные. Выбор наказания зависит от тяжести последствий, а также от обстоятельств аварии. Наиболее важным критерием выбора наказания является тяжесть вреда, причиненного здоровью потерпевшего.

Если второй участник аварии – велосипедист

Большинство аварий с участием велосипедистов, как правило, происходит по вине водителя транспортного средства. Не вдаваясь в подробности Кодекса дорожного движения, можно сказать, что при авариях на заднем дворе правда почти всегда на стороне велосипедистов и пешеходов. Это связано с тем, что задний двор рассматривается как пешеходное пространство.

Рассмотрим алгоритм действий, если водитель понимает, что сбил велосипедиста во дворе:

  1. Окажите первую помощь, если это возможно. Это следует делать только в том случае, если вы имеете хоть малейшее представление о том, что такое первая помощь. Наличие аптечки первой помощи будет очень полезно.
  2. При необходимости вызовите скорую помощь.
  3. Оцените травмы велосипедиста при аварии на заднем дворе. Если возможно, договоритесь с пострадавшим о финансовой компенсации. Это возможно, если травмы не слишком серьезные и велосипедист готов пойти на мировое соглашение. Такое решение избавляет обе стороны аварии от бюрократии и ненужной траты времени.

Если вы договорились с участником аварии в вашем дворе о компенсации, обязательно возьмите у него расписку, подтверждающую, что он не имеет к вам претензий. В противном случае, получив деньги, они могут обратиться в суд, который снова заставит вас выплатить денежную компенсацию и применит другие санкции (лишение прав, арест и т.д. в зависимости от последствий).

В автотранспортную инспекцию следует обращаться, если:

  • По вашему мнению, велосипедист был виноват в аварии.
  • Пострадавший велосипедист отказался выплачивать компенсацию «из рук вон плохо» или отказался подписать квитанцию.
  • Велосипедист преувеличивает причиненный ущерб и требует необъективной компенсации.

Если договориться с другим участником ДТП не удалось и пришлось прибегнуть к помощи дорожной полиции, следует руководствоваться тем же принципом, что и в случае ДТП с участием автомобиля.

Читайте также:  Памятка туристам выезжающим в Мексику

Как определяется виновник происшествия?

Нередко несчастные случаи на заднем дворе затрудняют установление виновного лица. В таких ситуациях важно соблюдать правила дорожного движения, действующие в данном районе.

  • При выезде со двора водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения (включая пешеходов).
  • Пересечение двора не разрешается.
  • Движение в жилой зоне разрешено с максимальной скоростью 20 км/ч.
  • Пешеходы, пользующиеся проезжей частью во внутреннем дворе, имеют приоритет перед транспортными средствами.

Пешеходы не должны мешать движению транспортных средств.

  • Движение по прилегающей территории запрещено.

В остальном движение во дворе подчиняется общим правилам (уступите дорогу справа, не превышайте скорость и т.д.) Исходя из изложенных выше правил, рассмотрим некоторые примеры аварий во дворе:

  1. Автомобиль «А» въезжал во двор, а автомобиль «Б» выезжал со двора. Оба гонщика решили не уступать дорогу первому прохожему, что привело к столкновению. Виновным оказался «Б», так как он был обязан уступить дорогу при выезде со двора.
  2. Автомобиль «А» двигался со скоростью 35 км/ч, автомобиль «Б» — со скоростью 15 км/ч. Они столкнулись из-за нехватки места. Независимо от расположения автомобилей, водитель автомобиля «А» был бы виноват, так как превысил скорость.
  3. Водитель автомобиля, выезжая с парковки, совершил столкновение с велосипедистом. Водитель виноват, так как пешеходы и велосипедисты имеют приоритет во дворах.

Ошибочно полагать, что в спорных ситуациях виноваты только пешеходы. То, как должны вести себя водители, определяется разделом 14 Кодекса дорожного движения. Основные правила таковы

  • Водители должны перейти дорогу и пропустить пешехода или пешехода, который только начал переходить дорогу, чтобы пересечь тротуар.
  • Если другие участники дорожного движения снижают скорость или останавливаются перед переходом «зебра», они должны сделать то же самое, даже если не видят пешехода.
  • Если переход регулируется светофором, а вы еще не завершили переход, включив красный пешеходный сигнал светофора, вы должны его завершить.
  • Далее вы не должны стоять на переходе «зебра», если на нем образовался затор. Также не следует останавливаться или парковаться.

Порядок действий при ДТП

Что делать в случае наезда на пешехода? Если водитель совершил наезд на пешехода, он должен включить аварийное освещение, выйти из автомобиля, определить степень повреждения и установить знаки.

Следующий шаг — вызвать дорожную службу и, если необходимо, скорую помощь.

Если вы точно знаете, что вызов скорой помощи займет больше времени, чем самостоятельная доставка пострадавшего, попробуйте отправить его в ближайший медпункт.

Важно помнить, что не следует трогать автомобили, попавшие в аварию. Рекомендуется делать это в другом транспортном средстве.

Если у пострадавшего поврежден позвоночник, помните, что прикасаться к нему категорически запрещено. Необходимо дождаться приезда врача.

Варианты ДТП с наездом на пешехода

На практике выделяется множество видов столкновений автомобилей с людьми. Для удобства ДТП с наездом делятся на два вида:

  1. На пешеходном переходе — «зебре». Если столкновение произошло на пешеходном переходе, виновная сторона всегда водитель. Исключение — движение пешехода на запрещающий свет светофора (если он установлен). В остальных случаях человек за рулем обязан снизить скорость и контролировать ситуацию. Иногда удается доказать, что избежать столкновения было невозможно из-за резкого появления человека. По ПДД пешеход должен убедиться в безопасности перемещения через «зебру», а уже после пересекать дорогу. Но вне зависимости от обстоятельств отвечать водителю все-таки придется.
  2. Вне «зебры». При ДТП вне пешеходного перехода необходимо смотреть, как человек пересекал дорогу. По ПДД он вправе перейти проезжую часть на перекрестке. Если такой возможности нет, пересечение возможно на участках с хорошей видимостью и под прямым углом. При этом на проезжей части не должно быть разделительных полос или специальных заборов.

В таких случаях проще доказать вину пешехода, если она имеется. Но избежать ответственности все равно трудно. Даже при признании невиновности водителю часто приходится платить компенсацию и оплачивать лечение пострадавшего.Каждая ситуация с наездом рассматривается индивидуально после изучения всех обстоятельств события — места ДТП, алкогольного состояния участников, действий водителя и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий