Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за уклонение от аудиторской проверки АО 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Если закон не обязывает компанию проводить аудит
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Кому необходимо проходить проверку
Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:
- подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
- проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
- выявление имеющихся рисков.
Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).
Обязательный аудит отчетности проводят один раз в год, но конкретных сроков в законе нет. Главное — завершить проверку и сдать заключение в налоговую не позднее определенной даты. По общему правилу результаты надо предоставить инспекторам либо вместе с отчетностью за год, либо в течение 10 рабочих дней после получения аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за отчетным. Кроме того, следует опубликовать информацию на Федресурсе.
Провести аудит за 2022 год и сдать заключение необходимо до 31 декабря 2023 года. Соответственно аудиторское заключение за 2023 год необходимо сдать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря 2024 г.
Но и из этого правила есть исключения. Например, застройщики должны опубликовать на ЕИЖС аудиторские заключения за год не позднее 120 дней по окончанию этого года.
Одни компании предпочитают проводить аудит поэтапно, кто-то — приглашает после завершения отчетного года. Многие организации, для которых аудит обязателен, проходят проверку заранее, чтобы успеть исправить недочеты.
Важно: обязательный аудит не заменяет мероприятия налогового контроля. ФНС вправе провести собственную проверку.
Ответственность за отсутствие аудиторского заключения
Компании, у которых бухгалтерская отчетность подтверждена независимыми аудиторскими компаниями, входящими в 20-ку крупнейших в России, размещают аудиторское заключение в общем доступе на своем сайте – это подтверждает статус компании, увеличивает доверие партнеров.
— для бухгалтерской службы заключение Договора на аудит с Консультантом –возможность узнать «в моменте» обо всех нововведениях и изменениях законодательства, касающихся именно Вашей отрасли. Сотрудничество с консультантами в части интересующих вопросов увеличивает эффект от проводимого аудита: зная график выходов аудиторов, клиентымогут готовиться, задавать вопросы и получать на них ответы с практическим применением;
Главное отличие аудита, осуществляемого российскими компаниями, — охват не только вопросов, касающихся бухгалтерского учета, но и вопросов, связанных с налоговыми рисками (в рамках проверки аудиторы выявляют налоговые риски, связанные с ведением хозяйственной деятельности компаний: это и риски исключения части расходов из налоговой базы по налогу на прибыль, и доначисления сумм НДС, в том числе ранее принятого к вычету).
Действительно, законодательством напрямую не предусмотрена ответственность именно за непроведение обязательного аудита. Между тем у компаний, которые подпадают под обязательный аудит, есть также обязанность представить аудиторское заключение в Росстат, «открыть» информацию о проведенном аудите на специальном сайте, представить аудиторское заключение на общем собрании акционеров и т.д.
Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
- налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);
- органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);
- Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).
Штрафы за непройденный периодический медосмотр
Правовое обоснование: Статья 213 ТК РФ устанавливает, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
- медицинское учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество медосмотра и обоснованность заключений;
- работник отвечает за своевременную явку на обследование;
- работодателю придется отвечать за отсутствие должной организации медосмотров и за допуск к выполнению трудовых обязанностей лиц, которые не прошли обследование.
143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.
Они , что такое правонарушение связано с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, а также напрямую влияет на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников и посягает на безопасные условия и охрану труда. Свою позицию инспекторы активно защищают в судах и настаивают, чтобы в целях наказания применялся предусмотренный ч.
Но многие работодатели хотят, чтобы их работники продолжали трудиться и в период сезонных болезней. Какие аргументы помогут убедить подчиненных пойти в профилактический кабинет, расскажем в статье. 18 Февраля 2023 в 14:01 Периодический медицинский осмотр работников — одна из главных обязанностей работодателя, закрепленная Приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Важно! С 10 апреля 2023 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).
Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2023 г. №13-11/030545, от 20.01.2023 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 г. №А55-24924/2023).
- от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
- от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме, учет произведен по правилам;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям, финансовая часть не страдает.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудиторской проверки не снижается, так как она входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста реальных финансовых доходов и оптимизации финансовых расходов компании.
Обязательный аудит: ответственность, штрафы за непроведение
Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.
Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 г. №А55-24924/2023).
Санкции за уклонение от обязательного аудита
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.
Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.
Предусмотренные наказания:
первичное | повторное | |
для компании/фирмы | 3-5 тыс. руб. | 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. |
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) | 300-500 руб. | лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет |
Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.
Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.
Штрафы за непроведение обязательного аудита
- кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
- организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
- компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
- участники рынка ценных бумаг.
Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке. В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.
В случае повторного нарушения организации норм, установленных ст. 5 ФЗ-307, ответственные должностные лица компании могут быть дисквалифицированы сроком от года до 2-х лет. Под дисквалификацией подразумевается отстранение от определенных должностей и запрет на их занятие в пределах установленного срока.
- Компания не привлекла аудиторов для проведения обязательной проверки. Представим, что деятельность субъекта хозяйствования удовлетворяет критериям, установленным ст. 5 ФЗ-307, но при этом организация не привлекла независимых аудиторов для проведения проверки (договор не заключен, фактическая проверка не проводилась). В таком случае организация обязана оплатить штраф за непроведение обязательного аудитора.
- Отсутствует договор на проведение аудиторской проверки. Привлекая аудиторов, компания должна оформить гражданско-правовые отношения путем заключения договора. Если письменное соглашение с аудиторской конторой отсутствует, но при этом проверка фактически состоялась, то заключение о результатах проверки признается недействительным, а проверка считается непроведенной.
- Не оформлено аудиторское заключение. Цель проведения обязательного аудита – выражение экспертного мнения аудиторов о достоверности финансовой отчетности, корректности ведения учета, наличии налоговых рисков, т.д., которое оформляется в виде заключения. В случае отсутствия письменного аудиторского заключения, проверка считается непроведенной, а организация признается нарушившей ст. 5 ФЗ-307.
- Сокрытие информации о деятельности с целью избежать обязательной аудиторской проверки. На основании пп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ-307, обязательной проверке подлежат организации с годовой выручкой более 40 млн. руб. Если организация намеренно занизила финансовые показатели, в связи с чем проверка не была проведена в связи с отсутствием оснований, то при выявлении искажения отчетности компания привлекается к ответственности за непроведение обязательного аудита.
- Проверку деятельности участника ценных бумаг, иной кредитной или страховой организации провел индивидуальный аудитор. В соответствие с п. 3 ст. 5 ФЗ-307, обязательная проверка организации, ценные бумаги которой допущены к торгам, а также страховых компании и кредитных организаций, проводится исключительно аудиторскими компаниями. В случае привлечения такими организациями к проверке индивидуальных аудиторов, проверка считается непроведенной.
- Проверка проводится реже 1 раза в год. На основании п.5 ст.5 ФЗ-307, организации, которым на основании закона «Об аудиторской деятельности» вменяется обязательство аудиторской проверки, обязаны проводить такую проверку 1 раз в год. В случае если проверка проводится реже установленного периода, то организация обязана оплатить штраф за периоды, в течение которых контроль аудиторов не проводился.
В тексте договора стороны отражают направление проверки (аудит финансовой отчетности, налоговых рисков, т.п.), указывают программу и график контрольных мероприятий, а также фиксируют обязательства по предоставлению аудиторами заключения в установленной форме.
Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона об аудите).
Заключение может иметь два варианта. Первый является немодифицированным, то есть нет отклонений в отчетности и все соответствует заявленным данным и полученным результатам. Во втором случае заключение будет модифицированным. Такой вариант означает, что найдены недостатки, отклонения, искажения или нет достоверных данных, то есть возможны различные неточности, но они не были обнаружены.
В статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ прописан перечень случаев, когда проведение аудита обязательно. В частности, это касается всех ОАО, кредитных и некоторых видов финансовых организаций, а также компаний, чья выручка за предшествующий год превышает 400 млн. руб. или сумма активов превышает 60 млн. руб.
- кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
- организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
- компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
- участники рынка ценных бумаг.
В 2023 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?
В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.
Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».
Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита
Ответственность в случае непредставления аудиторского заключения, а также реальные кейсы были описаны в материале «Ответственность за непроведение обязательного аудита 2020».
Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.
Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).
Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.
Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:
- «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
- «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.
Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.
Предусмотренные наказания:
первичное | повторное | |
для компании/фирмы | 3-5 тыс. руб. | 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. |
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) | 300-500 руб. | лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет |
Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.
Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.
Ежегодный аудит для части АО планируют сделать необязательным
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Новый закон устанавливает новую обязанность – предоставлять сведения о субъекте проверки в Банк России по запросу. Но тогда возникает вопрос о соблюдении коммерческой тайны.
Например, в Законе об аудиторской деятельности четко указана необходимость соблюдения коммерческой тайны. Это не просто обязанность, это залог деловой репутации аудитора. Проверяющая фирма не имеет права передавать сведения о субъекте проверки третьим лицам. Это касается как полученных сведений, так и проверяемых документов.
С обязанностями аудиторской фирмы понятно. Но новые изменения в аудите затронули права и обязанности лица, которое подлежит проверки. В частности, был утвержден перечень действий, которые аудируемое лицо не может осуществлять. Среди них:
- влиять на формирование списка вопросов, которые необходимо решить по результатам проверки;
- скрывать данные, документы, ограничивать доступ аудиторов к источникам информации, необходимых для выяснения достоверности данных;
- мешать работе проверяющих.
Ранее такие действия также предписывали на правовом уровне. Но их формулировки были более сухими и не такими содержательными. В новом же законе список расширили и детализировали.
Что касается новых прав, то теперь любой объект проверки может запросить у компании сведения о включении ее в Реестр компаний, ведущих аудиторскую деятельность.
В качестве нововведения появилась такая категория как электронный конкурс. Ранее немного другая формулировка указывалась в законе – открытый конкурс. При этом конкурсные основы актуальны только для обязательного аудита. Инициативный аудит, конечно, проводится без конкурса.
Конкурс по выборе аудиторской организации проводят один раз в пять лет.
Какие еще изменения в аудите вступят в силу с принятием нового закона:
- сама формулировка предмета аудита расширена. В перечень включена как консолидированная финансовая отчетность, о которой раньше речь вообще в законе не шла, так и о финансовой отчетности, формирующейся на основании актов Центробанка;
- обязательный аудит теперь должны проводить не только те предприятия, ЦБ которых допущены к торгам, но также и те, которые являются эмитентами ЦБ и раскрывают сведения о своей работе на основании ФЗ «О ценных бумагах»;
Во-первых, вводятся новые понятия и термины, среди которых «общественно значимая организация (ОЗО)» и «руководитель аудита».
Во-вторых, изменения коснулись деятельности аудиторских компаний в вопросах правовых основ, контроля и саморегулирования.
В-третьих, обновлены требования к аудиторам в части проведения квалификационного экзамена и получения аттестата.
Кроме того, отдельные положения посвящены изменениям в вопросах аудиторского заключения, саморегулируемой аудиторской организации, обязательного аудита и конкурсов. В целом нововведения охватывают обширный круг вопросов аудиторской отрасли.
С 01.01.2022 СРО аудиторов вправе предъявлять требования к аудиторским процедурам на основе аудиторских стандартов без привязки к международным.
При этом пункты, дающие право на утверждение одобренных советом по аудиторской деятельности самостоятельно доработанного кодекса профэтики и правил независимости аудиторов и аудиткомпаний, исключен из новой редакции закона.
Разрабатывать правила внешнего контроля, независимости и кодекс профэтики, порядок расчета и уплаты членских взносов, порядок применения дисциплинарных наказаний, положения о возмездных услугах и раскрытии сведений — обязанность СРО аудиторов.
Помимо указанных выше к новшествам в работе аудиторских организаций можно отнести:
- обязанность по запросу клиента предоставлять сведения о нахождении в том или ином аудиторском реестре;
- обязанность вести интернет-сайт и выкладывать информацию о деятельности;
- обязанность обеспечения электронного документооборота с Федеральным казначейством и Центробанком, взаимодействовать с последним;
- в 10-дневный срок уведомлять Центробанк о своем отказе или об отказе общественно значимой компании проводить обязательный аудит.
Взаимодействие с Банком России подразумевает обмен запросами и информацией, как по запросам, так и по инициативе. Установленный срок ответа на запросы — 20 дней.
- Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
- Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
- Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
- Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
- Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
- Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
– Вопрос ужесточения ответственности за непроведение обязательного аудита обсуждается уже много лет. Насколько это актуально?
– Строго говоря, штрафов именно за «непроведение обязательного аудита» нет и на сегодняшний день, не планируются они и в будущем. Однако в настоящее время на общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» (ID проекта 02/04/06-18/00081866). В КоАП появится новая статья 15.11.1, которой предполагается ввести штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случаях, когда организация подпадает под обязательный аудит, — и аудиторского заключения о ней. Таким образом, непроведение обязательного аудита по факту подпадет под штрафные санкции.
Предлагаемый к обсуждению размер штрафных санкций варьируется в зависимости от того, подпадает ли предприятие под обязательный аудит, и превышает ли срок задержки сдачи отчетности год – на должностных лиц штрафы составят от 50 до 200 тысяч рублей, на организацию – от 100 до 700 тысяч рублей.
Если закон не обязывает компанию проводить аудит
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме, учет произведен по правилам;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям, финансовая часть не страдает.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф
Аудиторское заключение требуется сдавать одновременно с отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. То есть крайний срок для представления заключения за 2023 год — 10.01.2023 (перенос с выходного 31 декабря), за 2023 год — первый рабочий день 2023 года (т. к. 31.12.2023 будет выходным).
До 2023 года требования подавать аудиторское заключение налоговикам в законодательстве не было (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). К документам, на основании которых рассчитываются налоги, заключение аудиторов причислить нельзя. Значит, штрафовать вас за его непредставление тогда контролеры были не вправе (постановление АС Поволжского округа от 25.07.2023 № Ф06-10616/2023).
А вот кто мог оштрафовать за несдачу заключения за 2023 год и более ранние, так это Росстат. Фирмы, подлежащие обязательному аудиту, должны были сдавать его в статистику либо вместе с бухотчетностью, либо отдельно от нее (в те же сроки, что сейчас оно сдается в налоговую). Штраф за непредставление документа в статистику предусмотрен ст. 19.7 КоАП РФ в размере:
Основания, тонкости и наступающая ответственность, если не проводить обязательный аудит
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
Непроведение обязательного аудита в 2022 году может повлечь за собой серьезные последствия и штрафы для организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность за непроведение обязательного аудита возлагается на руководителя организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если руководитель не предоставит аудиторское заключение в установленный срок, он может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно статье 39-ФЗ «О бухгалтерском учете», непредоставление аудиторского заключения или его предоставление с нарушением сроков и объема, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей. При этом, если предоставление аудиторского заключения было отклонено российским Росстатом, штраф может быть увеличен до 1 000 000 рублей.
Также следует помнить, что непредоставление аудиторского заключения может повлечь за собой публикацию информации о нарушении в официальных изданиях государства, что может негативно сказаться на репутации организации или индивидуального предпринимателя.
Поэтому, чтобы избежать негативных последствий и штрафов, необходимо правильно выбрать аудиторскую компанию и своевременно предоставить необходимую отчетность Росстату в соответствии с законодательством.
Для того чтобы быть уверенным в правильной подаче отчетности и соблюдении всех сроков, полезно обратиться к экспертам в области бухгалтерского учета и аудита.
Проведение обязательного аудита для успешной деятельности компаний
Ежегодно предприниматели сталкиваются с необходимостью проведения важной процедуры, утвержденной законодательством. Речь идет об обязательном аудите. Правовыми документами определены четкие критерии и условия, при которых необходимы такие проверки.
Заказать обязательный аудит предприятия можно в КСК ГРУПП. Мы проводим проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. Для нас аудит отчетности – это комплексное понятие. При его проведении используется системный подход, учитываются особенности управления, формируются рекомендации для руководства по принятию важных решений. Такая проверка позволит оптимизировать расходную часть компании, минимизировать налоговые риски.
Специалисты КСК ГРУПП проводят обязательный аудит ООО и предприятий других форм собственности, а также проверки тех структур, для которых процедура носит лишь рекомендательный характер.
Наши сотрудники:
- проверят валидность экономико-финансовой информации, которая есть в отчетности;
- оценят эффективность хозяйственной деятельности;
- выявят угрозы и проведут комплекс превентивных мероприятий;
- составят рекомендации по устранению недочетов;
- помогут избежать конфликтов с налоговыми органами.
Особенности проведения обязательного аудита в 2023 году
По большей части правила проведения обязательного аудита в 2023 году не изменились. Обязательный аудит по-прежнему проводится ежегодно, а полномочия по его проведению принадлежат исключительно аудиторским организациям. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с госучастием, как и раньше, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Вместе с тем, исходя из нестабильной геополитической ситуации и введенных в отношении России экономических санкций и финансовых ограничений, проведение обязательного аудита в текущем году все же имеет ряд особенностей. На эти особенности Минфин указал в утвержденных «Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год» (приложение к письму от 23.12.2022 № 07-04-09/126779). В частности, при проведении обязательного аудита за минувший год Минфин рекомендовал аудиторам уделить особое, повышенное внимание:
- мерам обеспечения (в том числе гарантиям и поручительствам), предоставленным нерезидентами из «недружественных» государств, поскольку им присущ высокий риск утраты в связи с текущей геополитической ситуацией и действием мер ограничительного характера;
- заблокированным активам и требованиям по операциям, которые не могут быть проведены в связи с мерами ограничительного характера;
- отраженным в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по списанию безнадежной и нереальной для взыскания задолженности, а также операций по продаже проблемных активов;
- сделкам, на которые в период действия мер ограничительного характера были получены специальные разрешения;
- применению дистанционных каналов продаж товаров и услуг (по мнению Минфина, электронная коммерция максимально сопряжена с риском использования недобросовестных практик реализации финансовых услуг).