Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ

Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.

В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.

Какие лица считаются взаимозависимыми

Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

Конечно, можно обратиться к ст. 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ. В соответствии с ней взаимозависимыми, в частности, признаются:

  • компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
  • физическое лицо и организация, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
  • компании, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • компании, в которых директором является одно и то же лицо;
  • компании и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Вот только суд может признать компании зависимыми совершенно по другим основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, определения КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14329/09 по делу № А11-12735/2008). Такая возможность, с одной стороны, дает простор для толкования понятия «зависимость», но с другой – позволяет пресечь практику создания новых компаний только для того, чтобы старые смогли уклониться от уплаты налогов.

Практика налоговых инспекций

Федеральная налоговая служба неоднократно направляла налоговым инспекциям для использования в работе судебные акты различных инстанций, в которых с компаний успешно взыскивались «чужие» налоговые долги (см., например, письма ФНС России от 18.11.2015 № СА-4-7/20176@, от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, от 19.01.2015 № СА-4-7/376@). Более того, в письме от 31.10.2012 № СА-4-7/18386 ФНС России «сообщает о необходимости активно использовать в работе налоговых органов положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ при взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов».

Вывод из этих фактов можно сделать такой: если налоговикам не удастся обнаружить у компании собственных средств, они почти наверняка будут искать дочерние, основные, преобладающие или иные зависимые компании и пытаться взыскать задолженность с них. А для этого налоговая инспекция предпримет следующие шаги (п. 2 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@):

  • проанализируют регистрационные документы должника и различные информационные ресурсы. Это необходимо для того, чтобы выявить актуальную информацию о наличии (отсутствии) взаимозависимых лиц;
  • изучат информацию, полученную в ходе налоговой проверки должника. Цели здесь две: установить компании, которые могут быть признаны взаимозависимыми, и выявить операции, выручка от которых могла поступать на их счета;
  • проанализируют выписки по расчетным счетам должника, дочерних, основных и преобладающих обществ, а также организаций, которые могут быть признаны взаимозависимыми. Это поможет налоговикам установить обстоятельства передачи средств;
  • рассмотрят регистры бухгалтерского и налогового учета и другие документы должника. Таким образом проверяющие установят обстоятельства, при которых уменьшились его активы;
  • направят запрос в Росреестр для установления новых собственников имущества должника (если переход права собственности подлежит регистрации);
  • допросят должностных лиц должника, основных, дочерних, преобладающих обществ, а также контрагентов. Это нужно для того, чтобы установить обстоятельства перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги) на «чужие» счета;
  • проанализируют текущую деятельность должника. Цель – установить, продолжает ли он работать, несмотря на отсутствие активов и операций по счетам;
  • проанализируют деятельность основных контрагентов должника, чтобы выяснить обстоятельства заключения договоров с лицами, которые могут быть признаны взаимозависимыми;
  • установят фактическое состояние расчетов с бюджетом и активов взаимозависимых лиц на дату обращения в суд. Это необходимо для обеспечения эффективного взыскания задолженности. Кстати, одновременно с иском налоговые органы, скорее всего, направят в суд ходатайство о принятии обеспечительных мер. Правда не факт, что суд его удовлетворит (см., например, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 № Ф04-380/2016 по делу № А45-11931/2015, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.01.2015 по делу № А32-24705/2014).

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.

Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.

Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.

В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

При этом необходимо учитывать следующие условия.

Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).

Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

Читайте также:  Сроки приватизации квартиры в Москве в 2024 году

В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.

В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Порядок взыскания недоимок 2020

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его.

В судебные инстанции налоговые органы обращаются только в том случае, когда для этого возникает необходимость, к примеру, если был пропущен срок давности для проведения взыскания.

Следующая стадия – взыскание задолженности за счет имущества – может применяться только при установлении невозможности взыскания за счет средств на расчетных счетах.

В этот же момент налоговая служба может взыскать и пени, как способ компенсации того, что деньги в бюджет не поступили своевременно.

Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога. Предельный двухлетний срок исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.

В зависимости от вида счета поручение выполняется банком в течение 1-2 операционных дней с момента его получения от ИФНС и по мере пополнения счетов, если средств не хватает.

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Отметим, что при сумме недоимки от 3000 рублей срок остаётся прежний – 2 месяца после истечения срока исполнения требования об уплате.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Читайте также:  Обособленные подразделения организации

Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Íàïðàâëåíèå òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íåäîèìêè

Ïåðâûì ýòàïîì ïðèíóäèòåëüíîãî âçûñêàíèÿ íåäîèìêè ÿâëÿåòñÿ íàïðàâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêó òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íàëîãà â ñðîêè, óñòàíîâëåííûå ñò. 70 ÍÊ ÐÔ. Ñ 1 ÿíâàðÿ 2007 ã. òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó íå ïîçäíåå òðåõ ìåñÿöåâ ñî äíÿ âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè, à òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà ïî ðåçóëüòàòàì íàëîãîâîé ïðîâåðêè äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó â òå÷åíèå 10 äíåé ñ äàòû âñòóïëåíèÿ â ñèëó ñîîòâåòñòâóþùåãî ðåøåíèÿ. Óêàçàííûå ïðàâèëà ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà ñðîêè íàïðàâëåíèÿ òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå ñáîðà, à òàêæå ïåíåé è øòðàôà.

Íàïîìíèì, ÷òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó íå ïîçäíåå òðåõ ìåñÿöåâ ïîñëå íàñòóïëåíèÿ ñðîêà óïëàòû íàëîãà.  ñâÿçè ñ ýòèì îïðåäåëåííîå Çàêîíîì îò 27.07.2006 N 137-ÔÇ èñ÷èñëåíèå òðåõìåñÿ÷íîãî ñðîêà ñî äíÿ âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè â öåëîì óõóäøàåò ïîëîæåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêà, òàê êàê ìîìåíò «âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè» çàêîíîäàòåëåì òî÷íî íå îïðåäåëåí.

О процедуре принудительного взыскания недоимки

Согласно п.

1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов. В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст.

88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.

По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ). Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст.

31 НК РФ. При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога. Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.

69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения. По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п.

9 ст. 101 НК РФ). В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Взыскание налогов за счет имущества

Если же решение все-таки вступило в действие, осуществится взыскание налоговой задолженности за счет денежных счетов неплательщика, в первую очередь в национальной валюте, а если ее недостаточно, то и в иностранной, которая может находиться, к примеру, на счету в заграничном банке, и прочих ценностей. Может возникнуть, вполне логический, вопрос – а что же, если нет у гражданина или организации денег?

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в том случае, когда денежных средств вовсе нет, или же их недостаточно для покрытия всей суммы. Вот в таком случае и изымается имущество, которое принадлежит должнику. Задолжавший гражданин может самостоятельно и добровольно указать то имущество, которое можно изъять первым, точнее «посоветовать», а принимать во внимание его «советы» или нет, решать органам судебной власти и приставам, которые будут приводить решение суда в исполнение.


Похожие записи:

Добавить комментарий