Нужны ли права на электросамокат, электровелосипед, скутер в России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на электросамокат, электровелосипед, скутер в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Долгое время мопед с объёмом двигателя меньше 50 см³ считался «несерьёзным» транспортным средством, а его водитель чаще всего не имел никакого разрешающего удостоверения на вождение. В 2019 году говорить об этом так однозначно уже нельзя, что обусловлено ужесточением законодательства в этой области за последние несколько лет. Насколько законно сейчас управлять мопедом или скутером без прав и какое наказание может грозить в таком случае — об этом читайте далее.

Какие требования будут к управлению ТС без прав?

Согласно изменениям в законодательстве, с 2023 года на мопеде или скутере можно будет ездить без водительского удостоверения. Но это не означает, что управлять ТС можно без каких-либо требований и порядка.

Для управления мопедом или скутером без прав, необходимо будет удовлетворять определенным требованиям. Возрастная категория для получения прав на управление мопедом остается без изменений — это 16 лет. Таким образом, управлять мопедом без прав можно только после достижения указанного возраста.

Для управления мопедом или скутером без прав, также потребуется специальная категория ТС. То есть, ездить без прав можно только на мопеде или скутере, не более 50 кубических сантиметров. Также необходимо будет соблюдать определенные требования безопасности, например, носить защитный шлем и другие меры защиты.

Важно отметить, что управление любым другим ТС без водительских прав по-прежнему запрещено. Это касается таких ТС, как автомобиль, мотоцикл или грузовик. Поэтому, если вы планируете ездить на более крупной и мощной машине, необходимо получить соответствующую категорию водительских прав.

Таким образом, чтобы ездить на мопеде или скутере без получения водительского удостоверения, необходимо соблюдать определенные требования. Но обязательно помните, что управление другими ТС без прав по-прежнему является нарушением закона, и за это предусмотрены серьезные штрафы и последствия.

Нужны ли права на скутер, электроскутер, мопед, питбайк, мотоцикл?

На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2022 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.

Мотоциклиста без прав инспектор ГИБДД по закону может оштрафовать на 500 рублей. Инспектор проверяет по базе, что водитель в принципе получал права, и составляет протокол.

Казалось, еще недавно 124-е Мерседесы, любимые народом, вовсю покупали на вторичке для езды как уже непрестижную, но сверхнадежную и неубиваемую машину, однако это время безвозвратно прошло……

Важный отличительный знак рассматриваемого водительскогоудостоверения – не более 8 пассажиров. К рассматриваемой категории относят транспорт, к которому прикреплен прицеп, что весит до 750 кг. Можно чтобы крепеж был массивнее, но только если он вписывается в общие весовые рамки.

Правовед, юрист, журналист и блогер Геннадий Ефремов более 20 лет осуществляет защиту граждан в судах, а также профессионально рассказывает в СМИ о проблемах законодательства, экономики и социальных вопросах. На Ютуб-канал юриста уже подписано 175 000 человек, у канал в Яндекс-Дзен 65 000 подписчиков. Ссылки на каналы Ютуб и Яндекс-Дзен внизу.

Людям, имеющим водительские права категории «В», достаточно пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение.

В некоторых материалах, посвященных дорожным знакам, мы упоминали, что их действие не распространяется на маршрутные транспортные средства. Например, автобус при определенных условиях может…

На этом транспорте простой конструкции в России можно ездить уже с 16 лет. Для этого требуется пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД. Обязательно нужно зарегистрировать данное транспортное средство, получить номерные знаки. Теперь водители несут полную ответственность за нарушение правил дорожного движения, ущерб от ДТП.

Читайте также:  Безвизовые страны для белорусов 2023

Осторожность превыше всего

Садиться за руль мотоцикла, не имея прав — это безответственно и опасно как для самого водителя, так и окружающих его участников дорожного движения. Особенно это касается ситуации, когда владелец транспортного средства понятия не имеет об актуальных Правилах — в таком случае он представляет собой смертельную угрозу для всех остальных. Поэтому перед выездом на дорогу следует позаботиться о получении водительского удостоверения — процедура занимает всего 1–4 месяца и не требует больших расходов в сравнении с приобретением мотоцикла. Конечно, управлять мотоциклом без документов можно за пределами дорог — на гоночных трассах, на бездорожье и частной территории. Однако не мешает пройти обучение, чтобы не попадать в чрезвычайно опасные ситуации, угрожающие жизни человека.

Когда и кому нужно регистрировать мотоцикл в ГИБДД

Заниматься постановкой двухколесного транспорта на учет должен новый владелец или его представитель по доверенности, заверенной у нотариуса.

Отсчет срока регистрации не зависит от места приобретения байка:

Все модели мототранспорта, мощность которых превышает 50 лошадиных сил, подлежат обязательной постановке на учет.

Не требуют регистрации питбайки и кроссовые мотоциклы. Они не приспособлены к условиям трафика на дорогах общего пользования из-за отсутствия зеркал заднего вида и поворотных огней. Заприметив такой транспорт в городе, сотрудники ГАИ могут его изъять и отправить на штрафстоянку.

Исключением являются отдельные виды кроссбайков, которые все-таки можно поставить на учет и передвигаться на них по дорогам общего пользования. Это мотоциклы супермото и мотоциклы класса эндуро.

Мне подарили мотоцикл без документов. Как поставить его на учет?

Так как по факту и по документам я первый владелец мотоцикла, нужна была печать и подпись из магазина. И вот тут начались проблемы. Магазин закрылся 4 года назад по банкротству. Я с трудом нашел его бывшую хозяйку. Она согласилась поставить печать, которую не успели уничтожить, и подпись. Но ни договора купли-продажи, ни каких-либо других бумаг от нее получить не удалось: она живет в восьми тысячах километров от меня.

Можете посоветовать, как мне поступить? Хотелось бы законно поставить мотоцикл на регистрационный учет, так как незаконно делать это очень дорого. Спасибо.

С уважением,
Станислав

Станислав, в вашем случае, скорее всего, придется устанавливать право собственности через суд. Велика вероятность, что ГИБДД откажется регистрировать мотоцикл на ваше имя, поскольку нет никаких документов, которые подтверждали бы переход права собственности от магазина к вам.

Банкротство магазина также может быть основанием для отказа в регистрации.

Разберемся во всем по порядку.

Подделывать договор купли-продажи я не советую. В вашем случае это не будет преступлением, но подделка подписи в договоре — это риск: такой договор легко оспорить. Вы не можете знать, насколько порядочна хозяйка обанкротившегося автомагазина и какие у нее планы в отношении мотоцикла. Подписи и печати в ПТС она поставила, а вот составить договор купли-продажи отказалась. Хотя я не вижу технических препятствий для этого: договор можно заполнить и отправить по почте, было бы желание. Восемь тысяч километров — это все-таки не непреодолимое препятствие для пересылки документов в 2019 году.

Попробуйте все-таки договориться с хозяйкой обанкротившегося магазина о составлении договора купли-продажи. Возможно, кто-то захочет его оспорить, но не факт. Это наименее затратный вариант — и наиболее безопасный для вас.

Вполне вероятно, что юрист предложит вам установить факт возникновения права собственности на мотоцикл через суд. Хозяйка магазина в этом случае, возможно, будет выступать не ответчиком, а свидетелем. В качестве свидетеля, возможно, придется привлечь того, кто подарил вам мотоцикл. Важно, кто именно подарил вам мотоцикл, как оформили дарение и оформляли ли его вообще.

Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца

Актуально на 2022 год

В 2022 году новых категорий не появилось. C 2013-го действуют 6 новых категорий в правах:

Внешний вид. Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:

  • бумажные 148×105 мм;
  • ламинированные 85×55 мм.

С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.

Данные о водителе. Вот что есть в документе:

  • фотография,
  • фамилия, имя и отчество владельца;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • подразделение, выдавшее удостоверение;
  • номер документа;
  • регион, где живет водитель;
  • открытые категории — латинскими буквами;
  • подпись.
Читайте также:  Памятка по стране

Электровелосипед можно определить как нечто промежуточное между мопедом и обычным велосипедом. Из-легкой конструкции он может развивать приличную скорость, с мотором мощностью менее 250 Ватт. Последнее обстоятельство играет определяющую роль при решении вопроса о правах.

Если мощность электровелосипеда превышает 250 Ватт — наличие прав категории М обязательно, а транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД.

Электровелосипедом с меньшей мощностью можно управлять без прав, и регистрировать его не нужно.

Сложность заключается в том, что для сотрудника ГИБДД довольно затруднительно установить мощность двигателя, если она нигде не обозначена. Во избежание разногласий на этой почве рекомендуется всегда иметь при себе документ, содержащий данную характеристику.

Что устанавливает обязанность ездить с правами

В России существует законы, которые устанавливают обязанность иметь при себе права для управления определенным видом транспорта:

  • Конституция РФ. Она предоставляет гражданам России право свободно передвигаться.
  • Федеральный закон, описывающий нормы безопасности движения на дорогах, указывает, что участники движения имеют право свободно двигаться, не нарушая установленных правил. Свои права люди должны реализовывать без ущемления прав других граждан.
  • Правила дорожного движения. Этот нормативно-правовой акт устанавливает, что водители должны иметь права на управление транспортом, и передавать их при необходимости инспектору ДПС, как и другие документы.

Что будет, если остановят на питбайке без водительских прав?

Если говорить об использовании на дорогах общего пользования, то езда на питбайке по городу запрещена. Да, в 2015-м году был прецедент, когда владельцу питбайка удалось выиграть суд, аргументировав свою позицию тем, что его транспорт относится к спортинвентарю и может использоваться в черте города так же, как и велосипед. Однако подобная тактика больше не работает: при подробном рассмотрении дела было установлено, что разница в техническом оснащении питбайков и велосипедов слишком велика, чтобы ставить их в один ряд — достаточно отталкиваться от того факта, что велосипед приводится в движение с помощью мышечной силы райдера, а у питбайка для этого используется ДВС.

Так что в случае остановки владелец питбайка вероятнее всего получит штраф за езду без прав. Параллельно этому есть шанс понести дополнительные финансовые потери:за отсутствие госномера, отсутствие регистрации ТС, отсутствие защитного шлема и так далее. И да, это не опечатка: в ряде случаев владелец может быть наказан по всей строгости закона — как если бы ехал на полноценном дорожном мотоцикле. Для этого даже существует ёмкое определение, что питбайк «не является транспортным средством, но обладает всеми признаками оного». Спорить насчёт такой трактовки можно очень долго, однако Dura lex sed lex.

Где же тогда можно ездить на питбайке без прав? Если же питбайк используется в целях, для которых создан, то есть на оборудованных трассах и треках, то владельцу опасаться совершенно нечего. По этой же причине его можно абсолютно спокойно использовать на бездорожье, предварительно убедившись, что маршрут не пролегает по частным владениям и заповедным территориям.

Когда на управление питбайком нужно водительское удостоверение?

По техническим характеристикам питбайк можно отнести к мотоциклам или мопедам, в зависимости от объема двигателя. Но при покупке это механическое устройство оформляется как спортивный инвентарь, о чём свидетельствует соответствующая запись в условиях гарантии. Для прямого использования питбайка на специальных трассах для мотокроссов права не нужны.

Если такой мини-мотоцикл приобретался вами для повседневного пользования, можно попытаться пойти на хитрость и оформить его как мопед. Начиная с 2013 года, к управлению этим видом транспортных средств допускаются граждане, имеющие права категории «М». Если объем двигателя питбайка больше чем 50 кубов то, чтобы ездить по городским улицам, нужно будет получить водительское удостоверение подкатегории «А1».

На какой мопед нужны права в 2022 году

Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.

Согласно новым поправкам, мопед признается транспортным средством, которое способно развивать скорость до 50 км/ч, следовательно, для управления необходима категория «М». По ФЗ №25, ст.1 к данной категории относят также скутеры и квадроциклы любого объема двигателя. Если объем двигателя скутера более 50 куб.м., то для его управления требуется открывать категорию «А». Это связано с тем, что у данного транспортного средства максимальная скорость более 50 км/ч.

Читайте также:  Как ИП на упрощенке платят налоги в 2023 году

Закон о получении водительского удостоверения на скутер

Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.

Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.

Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).

Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.

Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.

Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.

Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.

В отличие от получения водительского удостоверения на автомобиль, при проведении «мотоциклетных» экзаменов отсутствуют дополнительные испытания, проводящиеся на дорогах населённого пункта.

Экзамен в ГИБДД ограничивается только сдачей теоретического экзамена и проверки навыков вождения на специальной площадке.

К испытаниям на площадке кандидат на получение прав категории «А» допускается только при успешной сдаче теоретического экзамена, а в случае несдачи теории пересдать экзамен можно будет только спустя 2 недели.

К экзаменационным мероприятиям допускаются только лица, которые представили в ГИБДД все необходимые документы.

Что делать, если не хватает документов?

Нельзя поставить на учет транспортное средство, не предоставив полный пакет документов.

При этом недостающие документы можно получить в ГИБДД, а уже потом зарегистрировать ТС. Документы могут отсутствовать по причине утери, приобретения ТС без документов или нахождения транспортного средства без владельца.

Если отсутствует документ, подтверждающий право на владение:

  1. Необходимо обратиться в МРЭО ГИБДД и подать соответствующее заявление.
  2. Потребуется подробно описать причины отсутствия документов и все сопутствующие обстоятельства.
  3. Если в течение 6 месяцев не объявились другие лица, претендующие на право собственности, то можно оформить новые документы. В таком случае признание права собственности происходит по решение суда.

Если отсутствует ПТС, то его можно восстановить в ГИБДД, предоставив документы, подтверждающие право на владение. При необходимости автомобиль проходит проверку на СТО, сотрудники которого составляют опись номерных узлов и агрегатов.

О том, можно ли поставить на учет в ГИБДД мотоцикл без документов и как это сделать, мы рассказывали в этой статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий