Особо ценное имущество бюджетного учреждения в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особо ценное имущество бюджетного учреждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Выделяем и учитываем особо ценное движимое имущество

В рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгал­терского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необ­ходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества. Расскажем, как это сделать правильно.

Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества от­дельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть опре­делены как особо ценные, без кото­рых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозмож­но или затруднено.

Если учреждение изме­нило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо цен­ного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., пере­чень особо ценного движимого иму­щества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать.

Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначе­ния и не связаны ни с типом имущества (основное средство, материальные запасы), ни с порядком его учета (на балансовых счетах, на забалансовых счетах). Иными словами, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. Об этом надо помнить учреждениям при подготовке перечней имущества для утверждения.

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.

  2. Информационное оборудование.

  3. Машины и иное оборудование.

  4. Оборудование систем связи.

  5. Оргтехника.

  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.

  7. Средства измерения и управления.

  8. Транспортные средства.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.
Читайте также:  Размер страховой пенсии в 2024 году в Пермском крае по потере кормильца

Каким же образом учреждению определить первоначальную стоимость

Если субъект учета производит активы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственного задания, то первоначальная стоимость такого актива, признаваемого объектом основных средств, соответствует затратам на его производство. При этом в первоначальную стоимость такого объекта не включаются понесенные при его создании сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов.

Если объект основных средств приобретен путем неденежной обменной операции, его первоначальной стоимостью является его справедливая стоимость на дату приобретения за исключением случаев, когда обменная операция не носит коммерческий характер или когда справедливую стоимость полученного или переданного актива невозможно надежно оценить.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой обменной операции актив в составе основных средств в условной оценке равной одному рублю.

Для случая необменных операций первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в ее результате, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.

Также п. 24 Стандарта Основных средств говорится о том, что если объекты основных средств были получены от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, то они подлежат признанию в учете по стоимости, отраженной в передаточных документах.

После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта ОС его учет осуществляется уже по балансовой стоимости. Суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете обособленно. Амортизация отражается на счете 104.00, а сумма обесценения на счете 114.00.

В случаях, когда порядок эксплуатации объекта ОС требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта ОС. При этом стоимость объекта уменьшается на стоимость заменяемых частей в соответствии с положениями Стандарта.

Если после признания объекта ОС в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной части объекта должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта или нет.

Распоряжение особо ценным движимым имуществом

При этом обращается внимание на то, что показатель по счету 0 210 06 000 не подлежит сверке с перечнем ОЦДИ, формируемым в соответствии с Постановлением № 538. Иными словами, стоимость имущества по утвержденному учредителем перечню не должна быть равна показателю счета 0 210 06 000. Тем самым Казначейство России подтверждает выводы, изложенные в данной статье. Однако на практике при составлении годовой отчетности учреждения могут столкнуться с серьезной проб лемой.

Дело в следующем. Приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н были внесены изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. при казом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н). Согласно Инструкции № 33н отчетность составляется на основе данных Главной книги (ф. 0504072). То есть в соответствующих строках и графах Баланса отражаются данные о стоимости ОЦДИ, учтенные по счетам 100 00 «Нефи- нансовые активы» по аналитической группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения». Как следует из приведенных выше нормативных документов, на этих счетах учитывается не только стоимость имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться, но и стоимость ОЦДИ, которым оно распоряжается по своему усмотрению.

С Какой Суммы Считается Особо Ценное Имущество В Бюджетном Учреждении

Наименование операции Дебет Кредит Принятие к учету (п. 15 Инструкции N 174н) 1.
Безвозмездное получение основных средств: — при закреплении права оперативного управления (в том числе при реорганизации) 4 101 21 310 -4 101 28 310 4 401 10 180,4 210 06 660 — в иных случаях от резидентов РФ и физических лиц — нерезидентов РФ 2 101 21 310 -2 101 28 310 2 401 10 180 — от наднациональных организаций, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций 2 101 21 310 -2 101 28 310 2 401 10 152,2 401 10 153 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф.
Принятие к учету основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, в т.ч. хозяйственным способом 0 101 21 310 -0 101 28 310 0 106 21 410 Документ-основание: Акт о приеме-передаче здания (сооружения)(ф. 0306030); Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) 2. Увеличение первоначальной (балансовой) стоимости основных средств по сформированной сумме вложений по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию 0 101 21 310 -0 101 28 310 0 106 21 410 Документ-основание: Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) 3.
Оно распространяется на операции с особо ценным движимым имуществом учреждения и недвижимостью.

С Какой Суммы Считается Особо Ценное Имущество В Бюджетном Учреждении

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

Что отнести к особо ценному движимому имуществу?

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


Особо ценное имущество: новые требования для казенных учреждений в 2024

В 2024 году вступают в силу новые требования для казенных учреждений относительно учета и обращения с особо ценным имуществом. Данные требования направлены на повышение прозрачности, эффективности и безопасности управления таким типом имущества.

Читайте также:  Документы на гражданство РФ 2023 для Украинцев

Особо ценное имущество включает в себя ценные предметы и материалы, которые обладают высокой стоимостью и имеют особую важность для деятельности казенного учреждения. К ним относятся, например, произведения искусства, антиквариат, ювелирные изделия, ценные металлы, уникальные технические устройства и т.д.

Согласно новым требованиям, казенные учреждения должны вести детальный учет каждого особо ценного предмета. В учетной документации должны быть указаны характеристики предмета, дата получения, источник поступления, а также текущее местонахождение. Это позволит оперативно отслеживать перемещение особо ценного имущества и предотвращать его утерю или хищение.

Также казенные учреждения обязаны проводить регулярные инвентаризации особо ценного имущества. Каждый год должен проводиться полный пересмотр учетных записей, а также проверка наличия и сохранности фактического имущества. Это поможет выявить возможные несоответствия и сбои в учете, а также своевременно реагировать на недостающие предметы.

Нарушение требований по учету и обращению с особо ценным имуществом может привести к юридическим санкциям для руководителей казенных учреждений. Поэтому важно внедрить соответствующие механизмы и системы учета, а также обеспечить обучение сотрудников, ответственных за управление особо ценным имуществом.

Причины введения новых требований

1. Обеспечение прозрачности и ответственности

Введение новых требований по оценке особо ценного имущества в казенных учреждениях направлено на обеспечение прозрачности и ответственности в использовании государственных средств. Это поможет установить четкие правила и процедуры, которые будут следовать при определении суммы и стоимости такого имущества.

2. Предотвращение коррупции и злоупотреблений

Внедрение новых требований также направлено на предотвращение коррупции и злоупотреблений в казенных учреждениях. Более жесткие нормы и правила по оценке особо ценного имущества помогут снизить риск необоснованных расходов и противоправных действий со стороны сотрудников учреждений.

3. Более эффективное управление имуществом

Новые требования позволят более эффективно управлять особо ценным имуществом казенных учреждений. Оценка его стоимости поможет определить необходимый уровень защиты и меры безопасности, а также спланировать бюджетные расходы на его покупку, обслуживание и ремонт.

4. Соответствие международным стандартам

Введение новых требований также связано с необходимостью соответствия международным стандартам в учете и оценке имущества. Это важно для повышения доверия казенных учреждений со стороны международных партнеров и инвесторов, а также для обеспечения сопоставимости данных с другими государственными и коммерческими организациями.

Какие изменения ожидают казенные учреждения?

С 2024 года казенные учреждения в России сталкиваются с новыми требованиями относительно особо ценного имущества. Эти изменения вносятся в рамках стремления к большей прозрачности и эффективности использования государственных средств.

Одним из основных изменений является установление новой суммы, с которой определенное имущество становится считаться особо ценным. Согласно новым правилам, имущество будет считаться особо ценным, если его стоимость составляет более 100 тысяч рублей.

В связи с этим, казенные учреждения должны будут принять новые меры по учету, хранению и защите особо ценного имущества. Это включает в себя усиление контроля за передвижением и использованием такого имущества, а также введение дополнительных мер по обеспечению его безопасности.

Другим важным изменением является необходимость проведения инвентаризации особо ценного имущества с использованием электронных средств. Это позволит обеспечить более точный учет и контроль за имуществом, а также облегчить процесс аудита и проверки со стороны контролирующих органов.

Кроме того, новые требования также налагают на казенные учреждения обязанность разработки и внедрения специальных программ и механизмов для учета и контроля особо ценного имущества. Это поможет не только предотвратить возможные случаи коррупции или халатности, но и повысить эффективность использования государственных средств в целом.

Таким образом, изменения, ожидающие казенные учреждения с 2024 года, направлены на повышение прозрачности, эффективности и контроля за использованием особо ценного имущества. Это позволит государственным учреждениям более ответственно относиться к своим обязанностям и повысить доверие со стороны граждан и контролирующих органов.

Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.


Похожие записи:

Добавить комментарий