Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в Казахстане 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь сдавать практический экзамен кандидат в водители сможет на машине своей учебной организации с инструктором. В таком случае оценивать его будет специально созданная комиссия. Раньше же сдавать экзамен можно было только на оборудованных машинах спецЦона.
Требования к участникам дорожного движения
Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:
- знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
- строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
- участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
- содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.
Доставка авто из Казахстана в Россию
Автомобили, приобретенные в Казахстане, могут быть перевезены в Россию несколькими способами. Вы можете перевезти их самостоятельно на своем автомобиле или воспользоваться услугами опытного водителя-перевозчика. Очень популярна доставка в кузове грузовика или специальной кареты.
Вагоны перевозятся на специальных железнодорожных вагонах, а плоские грузы доставляются плавающим транспортом. Воздушный транспорт также доступен, особенно когда необходимо доставить роскошные автомобили. Кроме того, воздушный транспорт экономически выгоден, если, например, необходимо доставить запасные части для автомобиля.
Для ввоза автомобиля из Казахстана в Россию требуется пакет документов.
Документы и сведения о таможенном оформлении транспортных средств по Казахстану физическими лицами: приобретение ЭПТС:.
Требования к участникам дорожного движения
Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:
- знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
- строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
- участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
- содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Категории водительских прав: расшифровка
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
A | Мотоциклы
Требование к получению: возраст от 18 лет |
A1 | мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды: — максимальной скоростью более 50 км в час; — рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров; — максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Требование к получению: возраст от 16 лет |
Водительские права в Казахстане: документы
Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет.
Законопроектом предусмотрены нормы, по которым водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Законопроектом предусмотрены нормы, при которых водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев.
«Русофобия, конечно, есть»
Сами русские жители Казахстана или те, кого Аскар Умаров назвал «навязанной диаспорой, рассказали «Известиям», что сторонники националистов вроде Куата Ахметова — в меньшинстве. В основном на севере страны не сталкиваются с проявлениями национализма.
— Я никакой русофобии не заметила. Тот круг людей, с которыми я общаюсь, также никакого давления не ощутил. Вы знаете, у нас не различают национальности. И ввод ОДКБ нормально приняли, и казахи сами писали в «Одноклассниках», что вынужденная мера и президент правильно сделал, что пригласил ОДКБ. Конечно, есть и те, кто опасается, называет это оккупацией, боится, что русские заселятся — такие мнения тоже были. Но ничего криминального, никакой русофобии не было, — подчеркнула в беседе с «Известиями» Светлана из Павлодара, одного из русских центров на севере Казахстана.
Можно ли иностранные права заменить на российские
Если иностранный гражданин собирается работать на территории РФ, и его работа связана с управлением ТС, автоперевозками, ему следует поменять национальные права на российские.
Иностранные права, отвечающие требованиям Венской Конвенции, поменять можно в отделении ГИБДД после успешной сдачи экзаменов. Проходить обучение в автошколе для этого не нужно. При обращении в ГИБДД потребуются те же документы, что перечислены выше. Но к ним нужно будет еще приложить иностранное водительское удостоверение. Успешная сдача требуемых экзаменов – гарантия того, что права обменяют.
В российское удостоверение, которое выдают взамен, переносятся отметки, которые содержит иностранные права (категории, подкатегории, прочее). Предположим, иностранец успешно сдал экзамены на кат. «DE», а у него в иностранных правах записаны кат. «В», «С», «D» и «Е». Следовательно, в российское удостоверение перенесут сведения по «DЕ», подкат. «D1Е», кат. «СЕ», подкат. «С1Е» и кат. «ВЕ».
Если права иностранца не отвечают требованиям международной Конвенции, получить российские права он сможет только общим порядком. Это значит, что для начала ему нужно отучиться в автошколе, после этого благополучно сдать экзамены в ГИБДД. И только потом зарубежные права ему заменят российскими.
И еще один момент на заметку. Если страна не является одной из сторон, заключавшей Венскую Конвенцию, то водительское удостоверение, выданное в ней, признается на территории РФ. Но предъявлять его следует вкупе с заверенным русскоязычным переводом. Исключением является удостоверение, в котором все записи сделаны (продублированы) буквами, совпадающими с русскими буквами либо латиницей. Здесь перевод не потребуется.
Как открыть дополнительную категорию?
Водительские категории обладают приоритетом над подкатегориями. Это означает, что права водителя определенной категории дают возможность управлять средствами передвижения, описанными в законе о подкатегориях.
Сегодня вод удостоверения….а завтра QR код именной)) и можно по Сергекам контролировать человека.
Найти цифровое водительское удостоверение можно в приложении eGov mobile. Правда, чтобы воспользоваться им, нужно быть зарегистрированным в базе мобильных граждан, а также иметь ЭЦП. Лежат документы во вкладке «Цифровые документы».
После чего в «личном кабинете» экзаменуемого либо в соответствующем интеграционном сервисе портала отражается статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.
Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг.
Предусматривается, что теоретический экзамен будет проводиться в порядке, определяемом НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», в присутствии оператора. Оператор обеспечивает контроль за соблюдением экзаменуемыми установленных требований.
На сегодняшний день, по данным автоматизированной информационной системы «Сервисный центр» МВД Республики Казахстан, насчитывается 6 млн 215 тысяч 184 водителя. При этом МВД подчёркивает, что не все и не всегда сдают экзамены с первого раза.
Водительские права могут быть выданы достигшим следующего возраста лицам:
- транспортными средствами подкатегории «AI» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года;
- транспортными средствами категорий «D», «Тm» и «Tb» — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее трех лет;
- составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С» или «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий «С1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев;
Так, обладатель прав, с указанием категории А, имеет возможность управлять средствами в подкатегориях А1 и В1, если в них предусмотрена мотоциклетная посадка. Водитель категории В имеет возможность управлять автосредствами В1 подкатегории, но без мотоциклетных посадки или руля.
К автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся автобусы всех классов и автофургоны, переоборудованные для перевозки людей и изготовленные в условиях заводов изготовителей в серийном порядке, соответствующей вместимости, а также оборудованные грузовые автомобили, имеющие более восьми мест для сидения, помимо сидения водителя.
Согласно подпункту 77 пункта 3 Правил иностранные граждане и лица без гражданства получают водительские удостоверения на общих основаниях, при этом предоставляют направление организации по работе с дипломатическим корпусом Министерства иностранных дел.
Процедура получения водительских прав в Казахстане
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
D | — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Требование к получению: — возраст 25 лет — стаж работы водителем не менее 5 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее 3 лет |
D1 | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов
Требование к получению: |
D1E | автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов
Требование к получению: право на управление транспортными средствами соответственно категорий «D» или «D1» в течение не менее двенадцати месяцев |
DE | автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а также сочлененные автобусы
Требование к получению: право на управление транспортными средствами соответственно категорий «D» в течение не менее 12 месяцев |
С 2024 года в Казахстане вступают в силу ряд изменений и новаций, касающихся водительских прав. Нововведения направлены на повышение безопасности дорожного движения и улучшение качества дорог.
- Введение обязательной медицинской комиссии для всех водителей. Теперь перед получением и обновлением водительского удостоверения необходимо пройти осмотр и получить заключение врача о готовности к управлению транспортным средством.
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД. За серьезные нарушения, такие как превышение скорости, пересечение двойной сплошной линии или управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусмотрены значительные штрафы и лишение водительских прав на длительный срок.
- Внедрение системы электронных штрафов. Теперь нарушения ПДД будут фиксироваться автоматически с помощью камер наблюдения, а водителям будет высылаться соответствующее уведомление с указанием суммы штрафа. Это позволит сократить число нарушений, а также улучшить прозрачность контроля за соблюдением правил дорожного движения.
- Введение обязательного обучения по безопасности дорожного движения для школьников. Все учащиеся старших классов будут проходить специальные уроки и тренинги, направленные на формирование правильных навыков и знаний о безопасности на дороге. Это поможет снизить число детских ДТП и произойдет смена поколений на более осознанных и ответственных водителей в будущем.
Такие изменения и новации в правилах дорожного движения направлены на создание более безопасной и дружественной среды для всех участников дорожного движения в Казахстане. Их цель — снижение числа ДТП и сохранение здоровья и жизни людей.
Срок действия и переоформление прав
Согласно новым правилам, вступающим в силу с 2024 года, срок действия водительских прав в Казахстане будет изменен. Теперь срок действия прав будет составлять 10 лет для категории «A» и «B» и 5 лет для остальных категорий.
Перед истечением срока действия прав необходимо будет произвести их переоформление. Для этого водитель должен будет пройти медицинское освидетельствование, а также пройти теоретический и практический экзамены. Также в случае истечения срока действия прав необходимо будет обратиться в Центр по выдаче водительских прав и подать заявление на их переоформление.
Кроме того, в случае утери или порчи водительских прав, необходимо будет также обратиться в Центр по выдаче водительских прав и подать заявление на их восстановление или замену. При этом возможны дополнительные требования, такие как предоставление документов, подтверждающих личность истца.
Казахстанцы смогут заменить водительское удостоверение в обычном ЦОНе
Чтобы получить права, нужно будет прежде всего оформить медсправку по форме 083-У. Пройти медосмотр можно в клинике, имеющей право на выдачу таких справок, а также в СпецЦОНе. Что касается вождения легковых автомобилей, то здесь намечается даже некоторое послабление существующего возрастного ограничения. Сейчас, сдав экзамены на права категории B 17 лет, юным автомобилистам приходится целый год ждать, пока им разрешат сесть за руль. В новом проекте заложена несколько иная схема.
После выбора одной или нескольких категорий нужно пройти процесс обучения и после удачной сдачи экзаменов получить права. Для выполнения этих действий следует ознакомиться с текущим регламентом. Он также изложен в постановлении №430.
Категории водительского удостоверения — тип транспорта, к управлению которым допускается владелец данного документа. На сегодняшний день есть шесть основных и четыре дополнительных разряда. Также имеются специальные разновидности, которые позволяют управлять автомобилями с прицепом.
Категории водительских прав в РК: полное объяснение
Термин «категория» описывает тип транспортного средства, который водитель может управлять в соответствии с его удостоверением. Законодательством определено девять категорий прав, из которых четыре обозначены буквами A, B, C и D латинского алфавита, а три из них образованы путем добавления буквы Е к категориям B, C и D, что дает право управлять транспортным средством с прицепом определенного веса.
Категории водительских прав в РК | Вид транспортного средства и пояснение |
Категория A | |
A1 | Люди, достигшие 16-летнего возраста, могут управлять легкими мотоциклами объемом двигателя до 125 куб. см и максимальной мощностью не более 11 кВт. Для этого не требуется прохождение обязательного обучения в автошколе. |
A | Лица старше 18 лет могут управлять мотоциклами, мотороллерами и другим тяжелым двухколесным мототранспортом. Необходимость обучения в автошколе не обязательна. |
Категория B | |
B1 | Трехколесные мототранспортные средства (трициклы), четырехколесные мототранспортные средства — квадрициклы и мотоколяски, и мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской) могут управляться лицами, достигшими 18 лет. Для этого не требуется пройти обучение в автошколе. |
B | Разрешено водить легковые автомобили и небольшие грузовики, у которых общая масса не превышает 3,5 тонн и количество мест, кроме водительского, не более 8. Также разрешено вождение транспорта категории «B» с прицепом, при условии, что масса прицепа не превышает 750 кг или не превышает массу тягача (без груза), и общая масса автопоезда не превышает 3,5 тонн. Данное разрешение действительно для лиц, достигших 18 лет и не требует обязательного прохождения автошколы. |
BE | Люди, у которых есть права категории «В» и стаж вождения не менее года, могут управлять автотранспортом категории «B» с прицепом, если РММ прицепа превышает 750 кг и чистая масса тягача (без нагрузки), или если общая РММ автопоезда превышает 3.5 тонн, а РММ прицепа более 750 кг. |
Категория C | |
C1 | Допустимы для вождения грузовики категории «С1» с прицепом, средний вес которых составляет от 3.5 до 7.5 тонн, если водитель достиг 18-летнего возраста и вес прицепа не превышает 750 килограммов. |
C1E | Для управления транспортом категории «C1» с прицепом необходимо иметь права категории «C1» или «C» не менее года. РММ прицепа не должна превышать вес тягача без нагрузки, а общая РММ автопоезда не должна быть больше 12 тонн. |
C | Лица, которые достигли 21 года и имеют опыт работы водителем не менее 3 лет, включая 1 год работы с транспортом категории C1, могут управлять грузовыми автомобилями с РММ более 3,5 тонн и транспортом категории «C» с прицепом, при условии, что РММ прицепа не превышает 750 кг. |
CE | Для управления транспортом категории «C» с прицепом, при максимальной массе прицепа более 750 кг, необходимо иметь права на управление этой категорией транспорта не менее одного года. |
Категория D | |
D1 | Это требования для водителей, которые могут управлять небольшими автобусами, которые вмещают от 8 до 16 пассажиров (не считая водителя), а также могут вести автобус с прицепом, если вес прицепа не превышает 750 кг. Для выполнения этой работы водитель должен быть не моложе 21 года и иметь опыт работы водителем не менее трех лет, в том числе год работы по категории «C1». |
D1E | Для управления автопоездом с прицепом (грузовым), в котором масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массу тягача (без груза), и общая максимальная масса автопоезда не превышает 12 тонн, необходимо иметь права категории «D1» или «D» и стаж вождения не менее 1 года. |
D | Только лица старше 25 лет, имеющие опыт вождения автобуса категории «D1» не менее 3 лет из общего стажа работы водителем не менее 5 лет, могут управлять автобусами, которые вмещают более 8 пассажиров, кроме водителя, и автотранспортом категории «D» с прицепом, где общий вес прицепа не превышает 750 кг. |
DE | Водители, имеющие право на управление транспортом категории «D» больше года, могут управлять транспортом с прицепом, где разрешенный максимальный вес более 750 кг, а также сочлененными автобусами и дуобусами. |
Категория T | |
Tm | Это сообщение касается требований к водителям трамваев. Для работы на этой должности необходимо достичь возраста 25 лет и иметь стаж вождения не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет по категории «D1». |
Tb | Лица, которые достигли 25-летнего возраста, имеют открытую категорию «DE» и общий стаж работы водителем не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет по категории «D1», могут управлять троллейбусами и двойными автобусами. |
Категории водительских прав: расшифровка
Водительское удостоверение — это официальный документ, который подтверждает факт готовности к управлению определенным средством передвижения. Оно означает, что его обладатель сдал соответствующий государственный экзамен и может быть участником дорожного движения как водитель. В таком удостоверении указана категория.
Действующим законом описано девять категорий прав. Из них четыре обозначены первыми буквами латинского алфавита (А, В, С, D), еще три образованы путем добавления к буквам В, С, D литеры Е. Последняя означает, что к транспортному средству водитель имеет право присоединить прицеп определенного веса.
Разнообразие средств и технических характеристик делает описание категорий и подкатегорий разнообразным. Для одних из категорий законодательство за основу берет характеристики скорости и объема или мощности двигателя, для других — вес, а для третьих — количество посадочных мест.
Для ряда подкатегорий законодательством предусмотрено условие, при котором ими может управлять гражданин, имеющий права определенной категории. Водители — обладатели прав СЕ и DE категорий — получают возможность управлять средствами, которые определены законом к подкатегориям D1E или С1Е, если их водительский опыт превышает срок в один год.
Перечисленные категории водительских прав делят на шесть подкатегорий. Четыре из них образованы путем добавления к первым заглавным буквам латинского алфавита (А, В, С, D) цифры 1. Еще две имеют в названии две заглавные буквы и цифру 1 (С1Е и D1Е). Как и в описанных выше категориях, Е означает право водителя присоединить к транспортному средству прицеп определенного веса.
— Подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 т.
Права в Казахстане: категории «В», «А» и другие, и возраст
Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».
Транспортные средства категории «В» и «А» и подкатегорий «B1», «C1» доступны лицам, достигшим 18 лет.
Категории водительских прав: расшифровка
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
A | Мотоциклы
Требование к получению: возраст от 18 лет |
A1 | мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды: — максимальной скоростью более 50 км в час; — рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров; — максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Требование к получению: возраст от 16 лет |