Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД

В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».

Теперь же в обоих случаях звучит понятное требование, разъяснение которому дано в пункте 1.1 Правил. В соответствии с его текстом, если маневр на дороге может вынудить других участников с преимуществом движения изменить свою скорость или направление, то участник дорожного движения не должен его осуществлять. В случае с переходом для пешеходов преимущественным правом обладает двигающийся пешком гражданин. Если его движение и транспортного средства происходит в одно время и в одном месте, то автомобиль обязан уступить дорогу. Иначе участнику движения, двигающемуся пешком, придется остановиться или ускориться, чтобы не быть сбитым.

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • подземный пешеходный переход.

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Обязанности и права пешеходов

Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.

Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.

Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.

Когда нужно уступить дорогу пешеходу?

В новых правилах изменили трактовку движения автомобилей по нерегулируемым переходам. Раньше правила требовали пропустить пешехода. Сейчас формулировка гласит «уступить дорогу». В чём разница? Раньше пропускать нужно было пешехода, если он уже ступил на дорогу. Сейчас же даже если пешеход только подходит к переходу, нужно остановиться и пропустить его. Иначе считается, что действия водителя могут заставить пешехода изменить скорость или траекторию движения. А это правилами определяется как помеха для движения пешехода.

Читайте также:  НДФЛ с дивидендов в 2023 году – новые правила

Таким образом, новшества в ПДД направлены на защиту пешехода и расширение его прав.

Проехать переход можно только, когда пешеход находится далеко от края дороги или стоит на тротуаре возле перехода, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.

Еще несколько слов о предварительном национальном стандарте

Новый стандарт разрабатывался достаточно долго и тщательно, что позволяет быть уверенным в успешном переводе его в статус ГОСТа.

«ПНСТ состоит из двух частей. Поэтому изучить дорожные знаки нового типа с пояснениями в картинках в 2023 году сможет каждый автолюбитель без особых хлопот. Водителям доступны не только сами графические изображения, но и схемы их использования, что значительно упрощает самостоятельный процесс изучения.»

Стандарт на сегодняшний момент применяется только в четырех населенных пунктах и результат апробации уже сейчас можно считать положительным за исключением одного момента – водители тяжело привыкают к необходимости вертеть головой и осматривать в поисках ДЗ подворотни, фасады и заборы. Ведь и они, согласно новым правилам, становятся законными площадками для размещения дорожных указателей.

Все новые ДЗ делятся на две категории:

  • знакомые или имеющие аналоги;
  • уникальные.

Первая группа состоит из следующих знаков:

  • запрет остановки/стоянки;
  • определение направления движения по полосам;
  • начало/конец полосы;
  • автобусная/троллейбусная остановка;
  • поворот направо на красный свет;
  • парковка.

Уникальных дорожных знаков довольно много, и они формируют несколько объемных групп. Первая затрагивает вопросы парковки:

  • внеуличная;
  • под углом к тротуару;
  • общее количество мест для авто.

Оставить ТС за переходом: да или нет?

Для ответа на этот вопрос нужно четко понимать все связанные с ним понятия. Так, пешеходный переход представляет собой определенный участок, по которому передвигаются пешие участники движения. При этом зона перехода значительно шире общеизвестного полосатого обозначения: границы определяются разметкой или знаковыми обозначениями.

Не лишним будет отметить, что ПДД не содержит в себе понятия парковки. Заимствованному слову есть русский аналог — стоянка.

Именно этот термин фигурирует в законе и предполагает следующие особенности:


  • автомобилист специально остановил свое средство передвижения;
  • длительность стоянки всегда более 5 минут (в противном случае водитель совершает только остановку);
  • стоянка не может быть вызвана необходимостью погрузочных работ или входа/выхода людей;
  • автомобиль простаивает только в специально отведенных зонах;
  • транспорт занимает предписанное правилами положение (параллельно или иным указанным знаком образом).

Правила остановки перед остановкой общественного транспорта

Вступают в силу новые правила остановки перед общественным транспортом. Тут много общего с американскими школьными автобусами. Маршрутное транспортное средство: автобус, электробус, трамвай или троллейбус – позади будут иметь табло «внимание пассажир» или силуэт пассажира. Если табло загорается, то водитель следовавший за этим автобусом обязан остановиться перед разметкой 1.17 в виде желтого зигзага либо непосредственно за маршрутным транспортом. Ехать дальше запрещается, разрешено только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения этого табло. Ну и самое главное, речь идет о тех случаях, когда посадка и высадка осуществляется с середины проезжей части.

Это еще не все. На самом деле количество изменений, которые вступят в силу 01.03.2023 года очень много. По предварительным подсчетам их больше 90 штук. Давайте продолжим.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Если автомобилист не пропустил пешехода, который имел преимущество, то, согласно статье 12.18 Кодекса об административных правонарушениях, такое нарушение влечет за собой наказание в форме штрафа размером от 1 тысячи 500 рублей до 2 тысяч 500 рублей.

Размер взыскания зависит от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Статьей 12.24. КоАП предусмотрено административное наказание за нарушение ПДД, в том числе непропуск пешехода, повлекшее причинение вреда здоровью последнего:

  • Легкой степени тяжести (ухудшение самочувствия или небольшая устойчивая утрата общей трудоспособности, длящееся короткий период времени):
  • штраф размером от 2 500 до 5 000 рублей.
  • Лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев.
  • Средней степени тяжести (продолжительное расстройство здоровья, которое не опасно для жизни, либо значимая потеря трудоспособности, менее чем на 30 процентов):
  • Штраф от 10 000 до 25 000 рублей.
  • Лишение удостоверения на 18 – 24 месяца.
Читайте также:  Как забрать заявление на алименты?

Обжаловать наказание можно в суде в течение десяти суток. Отсчет срока начинается с момента вручения копии постановления нарушителю. Рассмотреть заявление суд обязан в такое же количество дней.

Правила проезда зебры на перекрестках

Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.

Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.

При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.

Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.

Какой штраф если не пропустил пешехода в 2021 г.

Термин «пропустить пешехода» в ПДД» был заменен на «уступить дорогу». Под этим выражением подразумевается требование, означающее необходимость остановки транспортного средства и запрет на езду или совершение маневров, если они могут заставить других участников дорожного движения, имеющих законное преимущество, корректировать скорость или траекторию своего перемещения.

Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.

Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.

Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».

Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.

Штраф за непропуск выписывается инспектором на месте либо отправляется нарушителю почтой. Во втором случае он назначается при наличии доказательств совершенного нарушения. Их обеспечивают записи с камер видеофиксации или видеорегистраторы проезжающих автомобилей. Первичный штраф будет стандартного размера, а повторное нарушение поспособствует его двукратному увеличению.

Иногда водители получают штраф, т. к. не пропустили пешехода на пешеходном переходе, идущего вдалеке по встречной полосе. Согласно изменениям в законодательстве, такие действия не являются нарушением. В этом случае следует обжаловать штраф в суде. На это у автовладельца будет 10 дней.

Штрафные санкции против водителя не претерпели серьезных изменений. Отвечать за непропуск пешехода придется рублем. Размеры штрафа зависят от того, впервые ли автолюбитель совершил нарушение.

Ответственность за не предоставление преимущества пешеходу

Статья 12.18 КоАП не предусматривает какого-либо разграничения по объективной стороне правонарушения. В любом из случаев, за нарушение правил предоставления преимущества к водителю будут применены меры административной ответственности. Санкция предусматривает штраф от 1500 до 2500 рублей.

Читайте также:  В Красноярске уберут несколько выделенных полос и введут новые

Ответственность может наступить только, когда у водителя была прямая обязанность предоставить преимущество. Про конкретные случаи было рассказано раннее в статье. Поэтому, штраф за нарушение на переходе 2021 будет полностью законным.

ВНИМАНИЕ !!! В случае, если человек пересекает проезжую часть вне установленного для этого места, водитель не обязан предоставлять ему преимущество. Поэтому штраф за отказ от пропуска пешехода вне перехода 2021 или в ином неподходящем месте не может быть законным основанием.

Различия в теории и на практике

К сожалению, теория и практика по применению законов, касающихся пропуска пешеходов, немного расходится. Выше было приведено определение, которое содержится в ПДД, и оно указывает на то, что водитель должен стоять на месте до тех пор, пока его движение может помешать пешеходу. На практике можно получить штраф даже в тех ситуациях, когда водитель пересекает траекторию движения пешехода, совершенно ему не препятствуя.

Например, водитель поворачивает направо на крайнюю правую полосу, а пешеход только начинает переходить многополосную дорогу с обратной стороны, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть, чтобы не создавать за собой пробку, и при этом никак не помешать пешеходу. Однако сотрудник Госавтоинспекции вполне может оштрафовать, ссылаясь на то, что пешеход уже вышел на проезжую часть. А обжаловать подобный штраф зачастую не выходит, даже если у водителя есть видеозапись с регистратора.

Существуют и более абсурдные ситуации, когда штраф накладывают на водителя, если он начал движение, когда пешеход уже прошел мимо его автомобиля, но не сошел с проезжей части. В таких случаях суды, в том числе Верховный суд России, также считают штраф законным.

Регулируемый перекресток

На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.

Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.

Вот самые основные из них:

  1. Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
  2. Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
  3. Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.

По той причине, что немногие пешеходы знают правила движения такого плана, регулировщики применяют более простые и понятные жесты. Например, разрешение на передвижение может выглядеть, как простой взмах рукой в требуемом направлении.

Приведем несколько примеров судебной практики по вопросу непропуска пешеходов:

  • Красноярский краевой суд встал на сторону водителя и удовлетворил его жалобу. Она была подана на постановление сотрудника ГИБДД, что помехи пешеходу не было, а сотрудник отказался оформить протокол, несмотря на несогласие с п. 14.1. Кроме этого, инспектор не опросил свидетеля. Чтобы доказать свою невиновность, водитель показал запись видеорегистратора. Суд принял во внимание, что водитель уступил дорогу, хотя оба участника пересекали дорогу по «зебре» в одно время.
  • Новосибирский областной суд не стал отменять постановление о наказании водителя, и не учел аналогичные доказательства водителя.

Действия водителей при приближении к пешеходному переходу

  1. Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
  2. Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
  3. Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
  4. Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
  • Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
  • Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
  • Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий