Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие акты, действия и бездействие ИФНС можно обжаловать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Досудебное разбирательство
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.
Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.
Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:
- Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
- Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
- Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
- Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
- Требование заявителя;
- Указание на способ получения ответа на жалобу.
Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.
В каких случаях жалобу оставят без рассмотрения
Вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения требования жалобы в полном объеме или частично. Перечень возможных причин для отказа в изучении проблемы приведен в ст. 139.3 НК РФ:
- жалоба подана напрямую в УФНС, то есть из цепочки исключена налоговая инспекция, действия которой являются предметом спора;
- документ не подписан или содержит не весь набор обязательных реквизитов, не обозначены оспариваемые акты ИФНС;
- апелляционная жалоба в налоговую подана с нарушением сроков – для рассмотрения дела надо приложить к комплекту документов ходатайство о восстановлении срока;
- этот вопрос уже оспаривался ранее или обращение было отозвано налогоплательщиком;
- жалоба на бездействие налоговой не рассматривается, если ИФНС до принятия решения вышестоящим органом устранило нарушение и сообщило об этом в УФНС;
- на дату получения УФНС документов спор разрешен по тем же основаниям в судебном порядке;
- ИП или предприятие, оспаривающее действия налоговиков, ликвидированы или по иным причинам исключены из базы данных регистратора.
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) по общему правилу подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
Важно! Если сотрудники ФНС допустили те или иные виды нарушений, то в первую очередь обратиться нужно будет в вышестоящий орган (138 НК РФ). В налоговом органе в качестве вышестоящего органа рассматривается региональное управление. Если лицо проживает в области, то с жалобой нужно будет обратиться в региональный центр области.
Составляется жалоба в письменном виде. При этом направить жалобу можно по почте, либо иной курьерской службой, указав адрес и индекс управления. Лучше будет, если письмо будет отправлено как ценное. Подавать жалобу лицу следует именно в том районе, в котором он проживает. В иные управления ФНС других регионов обращаться с жалобой не следует, так как это потребует дополнительные затраты времени и труда, что приведет к неэффективности.
Если обращение в вышестоящий орган не привело к тому результату, который ожидал заявитель, он вправе обратиться с жалобой уже в прокуратуру. Прокуратура рассматривается жалобу в течение 30 дней, после чего будет предоставлено решение с обоснованием и соответствующими комментариями. Если для решения вопроса заявитель хочет подать жалобу в суд, то возможно это только после того, как будет подана жалоба в налоговое управление.
В данном случае жалоба будет рассматриваться в течение 45 дней. Даже если суд вынесет положительное решение, это не будет означать, что оно будет немедленно исполнено. Судебное решение также может быть обжаловано, а исполнение его приостановлено.
Одной из особенностей обращения в суд является то, что повторное право подачи жалобы в случае отозванного обращения, отсутствует. Если обратиться к статистике судебных решений по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в большинстве случаев решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Также следует отметить, что большая часть претензий решается еще на первых стадиях, в досудебном порядке.
Для того, чтобы обжалование действий налоговой имело положительный исход, к составлению жалобы следует отнестись ответственно. В жалобе нужно указать следующее:
- Сведения о лице, имеющем претензию к действиям сотрудников налоговой. Указывается наименование и адрес регистрации юридического лица. По физическим лицам указывается ФИО полностью, адрес прописки.
- Наименование налоговой, в котором работают должностные лица, допустившие нарушение.
- Нарушения, допущенные сотрудниками налогового органа и ссылки на соответствующие законодательные акты.
- Способ уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (в том числе через личный кабинет на сайте налоговой).
- Контактные данные (электронная почта, номер телефона).
- Документы, подтверждающие позицию заявителя.
- Подпись заявителя.
Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 настоящего Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;
5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 настоящего Кодекса.
2. Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи.
В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.
3. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
4. Положения настоящей статьи, за исключением положений подпунктов 2 и 5 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе.
Обжалование ненормативных правовых актов
Несмотря на широкое использование в действующем законодательстве понятия «ненормативный правовой акт», его определения там нет. Однако этот пробел восполнен судебной практикой.
Судебная практика. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2009 по делу N А70-1763/2008 отмечено, что ненормативный правовой акт представляет собой «акт индивидуального характера, изданный уполномоченным должностным лицом, влекущий возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей лица, которому он адресован, обязательный для исполнения и, как следствие, влекущий наступление неблагоприятных последствий в случае его неисполнения».
Применительно к налоговым отношениям особое значение приобретает определение ненормативного акта, которое дал Пленум ВАС РФ.
Судебная практика. В п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 5) отмечено, что «под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика».
Акты налоговых проверок
Первое, на что следует обратить внимание, — к ненормативным правовым актам, подлежащим обжалованию, не относятся акты налоговых проверок. Об этом также сказано в п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ N 5: содержащееся в ст. ст. 137 и 138 НК РФ понятие акта, подлежащего обжалованию, отлично по своему значению от понятия акта, указанного в ст. ст. 100 и 101.1 НК РФ.
Данное разъяснение полноценно воспринято нижестоящими судами.
Судебная практика. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.04.2012 по делу N А12-12971/2011 указал, что акты об обнаружении фактов, которые свидетельствуют о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ), не могут быть обжалованы. Дело в том, что они составляются рядовыми сотрудниками налоговых инспекций, а не руководителями (заместителями руководителя) ИФНС, как того требует Постановление Пленума ВАС РФ N 5.
В 2010 г. сложившаяся по рассматриваемому вопросу судебная практика была оценена Конституционным Судом РФ.
Судебная практика. В Определении от 27.05.2010 N 766-О-О КС РФ подчеркнул, что акт налоговой проверки, как следует из положений ст. 100 НК РФ, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта ИФНС принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговой инспекцией требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
Решение о приостановлении исполнения решения
Порядок обжалования судебных решений предусматривает возможность приостановить исполнение решения.
Принять такое решение может вышестоящий налоговый орган, после рассмотрения заявления налогоплательщика в том случае если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемое решение противоречит действующему законодательству РФ.
Приостановить обжалуемое решение можно полностью или частично, о чем лицо, подавшее жалобу, уведомляется в трехдневный срок. Частичное приостановление возможно в случае если ненормативный акт налогового органа обжалуется в определенной части.
По инициативе налогового органа такое решение приниматься не может, для его принятия необходимо обращение налогоплательщика с соответствующей просьбой.
Глава 11. Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц
ПОРЯДОК И СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Статья 85. Право на обжалование
Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.
Статья 86. Порядок обжалования
1. Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.
Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение одного года со дня вынесения решения.
2. Обоснованность назначения внеплановой налоговой проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области и г. Минске).
Подача жалобы не приостанавливает проведение внеплановой налоговой проверки.
Статья 87. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа
1. Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подается в налоговый орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение трех дней направляется вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.
Жалоба на действие (бездействие) должностного лица налогового органа, кроме жалоб на действия, связанные с административными взысканиями, подается вышестоящему должностному лицу налогового органа.
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение десяти дней со дня получения решения налогового органа, а при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа – в течение одного месяца со дня, когда плательщик (иное обязанное лицо) узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящего пункта.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.
3. Жалоба подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.
4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
5. Обжалование действий должностных лиц налогового органа, связанных с наложением административных взысканий, производится в соответствии с законодательством.
Статья 88. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа
1. Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
2. По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:
- оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
- отменить решение полностью или частично;
- отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку;
- внести изменения в решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:
- удовлетворить жалобу;
- оставить жалобу без удовлетворения.
3. Копия решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) и в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.
Общая характеристика судебного порядка обжалования. Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.
В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.
За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.
С 1 января 2009 г. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:
– Конституции;
– федеральным законам;
– нормативным правовым актам Президента РФ;
– нормативным правовым актам Правительства РФ.
Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с этим подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.
Перечень инстанций, рассматривающих жалобы в судебном порядке. При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:
1) в суд общей юрисдикции;
2) арбитражный суд;
3) Конституционный Суд РФ.
В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.
Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК):
– для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;
– физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.
Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.
На основании 137 статьи Налогового кодекса Российской Федерации у каждого налогоплательщика или налогового агента есть право на обжалование актов налогового органа, действий или бездействия должностных лиц.
Относительно различий материальных норм и процессуального порядка, нормативно-правовые акты Российской Федерации предусматривают определенное количество способов защиты прав налогоплательщиков: обратиться к Президенту Российской Федерации, на административном или судебном уровне, самостоятельно защитить свои права.
Президент Российской Федерации может обжаловать любые действия (бездействие) в лице контролирующего органа в области финансов. Также Президенту РФ можно обжаловать решения, предоставленные налоговыми органами или органами внутренних дел.
Административный способ предполагает, что потерпевшие будут обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав к вышестоящим органам власти в отношении органа, которым было принято решение или выполнено какое-либо действие. В административном порядке предполагается проведение упрощенного производства относительно поданных жалоб.
Помимо этого административным порядком не отрицается возможность того, что впоследствии пострадавший обратится в суд в поисках защиты.
Вместе с административным может применяться и судебный порядок. В основных налоговых отношениях для всех действителен общий порядок, который предусматривает действия на основании Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года под номером 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». На основании данного закона предусматривается, что право на обжалование определенных действий есть у каждого гражданина, который считает, что:
-
его права и свободы были нарушены;
-
на него в незаконном порядке возложили обязанность;
-
его незаконно привлекли к ответственности;
-
были созданы препятствия для того, чтобы осуществить его права и свободы.
У юридических лиц — субъектов налогового права, есть права на то, чтобы обращаться в поисках судебной, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.
В последние годы заметно значительное усиление роли Конституционных Судов Российской Федерации относительно защиты нарушенного права и законного интереса в лице субъектов налогового права.
Полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации, которые закреплены в 125 статье Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года под номером 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», предусматривается возможность рассмотрения и разрешения запросов и жалоб (включая налоговую сферу) о:
-
соответветствии законов Конституции, точно так же, как и других нормативных актов;
-
разрешении вопросов по поводу компетенции между государственными органами;
-
конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих их права и свободы.
Гарантии налогового законодательства
Налоговым законодательством предусматривается ряд дополнительных гарантий, которые обеспечивают то, чтобы налоговые отношения функционировали в нормальном режиме. Таким образом (на основании 3 статьи Налогового кодекса) устанавливается презумпция правоты налогоплательщиков в случаях, когда сомнения, противоречия, и неясность актов законодательства о налогах и сборах не могут быть устранены; статьями 63-67 Налогового кодекса РФ предусматривается возможность самостоятельной защиты налогоплательщиком своих прав после того, как будет окончено производство по делу налогового правонарушения с помощью изменения сроков, в которые должен быть уплачен налог или пеня в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита.
Дополнительная гарантия того, что права налогоплательщика будут соблюдены, в случае если будет нарушена их защита — нормы налогового законодательства, которые устанавливают вероятность того, что должностные лица налогового органа будут привлечены к ответственности за неправомерные действия во время исполнения служебных обязанностей.
Одной их таких гарантий является 59 статья Налогового кодекса, в которой говорится о ситуациях, когда невозможно взыскать с налогоплательщиков или налоговых агентов недоимки и пени в соответствии с экономическими, социальными или юридическими причинами. В результате этого данную задолженность признают безнадежной и списывают в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации или другими уполномоченными органами. Также если невозможно взыскать задолженность по фискальным платежам, учитывая установленные законодательством причины, у органа исполнительной власти есть право на то, чтобы простить данный долг. К примеру (в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года под номером 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), недоимка по налогам и сборам, которая образовалась у физических лиц, включая задолженность по пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2009 была признана безнадежной к взысканию (1 часть 4 статьи). Данная сумма должна быть списана на основании решения, выдвинутого налоговым органом. Тем не менее, названные правила также могут распространяться на недоимку, пени и штрафы по отношению к налогам, которые уплачиваются в связи с тем, что ими ведется предпринимательская деятельность или они занимаются частной практикой.
Также необходимо обращать внимание на недостаточную правовую регламентацию механизма реализации положения 59 статьи Налогового кодекса, на основании чего создаются предпосылки к злоупотреблению в лице налогоплательщиков своими правами, что наносит ущерб благополучию государства.
Мерами защиты нарушенного права субъектов налоговых отношений обеспечивается защита интересов налогоплательщиков и их законных прав от того, чтобы на них влияли неправомерные действия органов государства, местных самоуправлений и финансовых органов, а также защита финансовых интересов государства и муниципальных образований.