Налог на прибыль организаций: сколько идет в бюджет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль организаций: сколько идет в бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Структура налоговой системы

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций начисляется за год. Если представлять себе самую простую формулу, то она будет выглядеть так:

Налог = (Доходы − Расходы) × Налоговая ставка

Но считать придётся отдельно для налога, зачисляемого в региональный и федеральный бюджеты. Например, ваш годовой доход — 5 миллионов. Расходы составили 3,5 миллиона. Значит, вам придётся отдать 17% от 1,5 миллионов в казну субъекта и 3% — в федеральную.

Если для каких‑то доходов действуют другие ставки, сумма к уплате исчисляется отдельно. По ним нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.

Но ещё есть авансовые платежи. Большинство организаций должны вносить их ежемесячно, хотя некоторым разрешается делать это ежеквартально. К исключениям относятся предприятия, у которых доходы за предыдущие четыре квартала не превышали 15 миллионов рублей за квартал, и некоторые другие компании.

Квартальные платежи рассчитывают из фактического дохода. Ежемесячные — из предполагаемого (на основании данных за предыдущий отчётный период). При этом компании, которые платят ежемесячные авансовые платежи, имеют право перейти на расчёты по фактически полученной прибыли.

Вот как считаются ежемесячные авансовые платежи:

  • В первом квартале они равны платежам, рассчитанным на четвёртый квартал предыдущего года.
  • Во втором квартале ежемесячный платёж составляет треть от суммы уплаченного аванса за первый квартал.
  • В третьем квартале — это треть от разницы аванса за полугодие и первый квартал.
  • В четвёртом квартале — треть от разницы аванса за 9 месяцев и полугодие.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).
Читайте также:  Как оформить пособие на ребенка в 2023 году

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Региональные и местные налоги

Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

Водный налог — федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за специальное (с применением сооружений, технических средств и устройств) и/или особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Налогоплательщики: юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели), осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Объектами налогообложения считаются следующие виды пользования водными объектами (реками, морями, озерами, прудами, родниками, подземными водами, ледниками):

  • забор воды;
  • выработка энергии (например, работа ГЭС);
  • сплав древесины;
  • иное использование акватории (поверхности) водного объекта.

При этом не подлежит налогообложению использование акватории для рыбалки или хождения судов, забор воды для орошения с/х земель, полива садоводческих участков или тушения пожаров, и т. п.

Ставка водного налога зависит от экономического района, месторасположения водного объекта, его типа, наименования, объема забранной жидкости, площади используемой водной поверхности или иных параметров. Льготы не предусмотрены.

Перечень федеральных налогов, подлежащих уплате в 2022 году

Что относят к федеральным налогам:

  • акцизы;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • специальные режимы: УСН, НПД, ЕСХН, СРП, патенты;
  • водный налог;
  • взносы за добычу полезных ископаемых и пользование объектами животного мира.

Акцизом называют косвенный налог на производство товаров массового потребления. Он уже включен в цену продукции и в тарифы за услуги. Его автоматически оплачивает покупатель.

НДС — налог на добавленную стоимость. Государство производит материальные блага, а потребитель платит надбавку, чтобы получить продукцию или услугу. НДС взимают с организаций и ИП (благодаря такой системе, деньги поступают в бюджет раньше, чем товары продадут конечному пользователю).

НДФЛ — прямой налог на официальный доход физических и юридических лиц. По разным видам поступлений предусмотрены разные налоговые ставки. Некоторые доходы освобождены от НДФЛ (пенсии, социальные пособия, алименты, денежные вознаграждения за призовые места в соревнованиях).

Все обязательства по налогам разделяются на три категории. Их разделение зависит, прежде всего, от того, для какого бюджета они предназначаются.

Налоговый Кодекс России – это тот главный документ, который служит фундаментом для фискальной системы всей страны.

В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.

Именно за счёт фискальных платежей формируется доходная часть бюджета страны: ведь туда деньги поступают напрямую. В отношении обязательств первого и второго уровней может быть допущено перераспределение между нижестоящими бюджетными «корзинами», а именно: такие средства, как субсидии, субвенции и иные трансферы.

Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.

Плательщики НДС являются всеми юридическими лицами независимо от форм собственности, выполняющих продуктивную и другую деловую активность включая предприятия с иностранными инвестициями; подошва (семья) частные предприятия, и также отделения, отделы и другие отдельные подразделения предприятий, которые находятся на территории Российской Федерации и независимо понимании товаров (работы, услуги). Частные предприятия НДС, которые не являются юридическими лицами и также малыми предприятиями, которые прошли к упрощенной налоговой системе, не платят.

Официально в соответствии с законом налог взимается от предпринимателя, но фактически конечный потребитель, который платит его после закупки в цене на товары, становится своим плательщиком (транспортная компания). НДС действуют как объектные обороты товаров, выполненных работ, предоставленных услуг. В случае продажи товаров самопроизвольность товары и купил на стороне, рассмотрены, в случае исполнения работ — суммы строительства, исследования и технологических и других работ развития; в случае предоставления услуг — доход, полученный от предоставления услуг телекоммуникационными службами, транспортом, жильем и коммунальными услугами и также рекламой, инновационной. Оборот присоединяется к любым деньгам, полученным предприятиями, если их получение связано с вычислениями для платежа товаров (работы, услуги), включая финансовую помощь от других предприятий, пополнения фондов особого назначения, авансовых платежей, штрафов, пени, полученные для нарушения договора поставки товаров, и т.д.

Все обязательства по налогам разделяются на три категории. Их разделение зависит, прежде всего, от того, для какого бюджета они предназначаются.

Налоговый Кодекс России – это тот главный документ, который служит фундаментом для фискальной системы всей страны.

В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.

Именно за счёт фискальных платежей формируется доходная часть бюджета страны: ведь туда деньги поступают напрямую. В отношении обязательств первого и второго уровней может быть допущено перераспределение между нижестоящими бюджетными «корзинами», а именно: такие средства, как субсидии, субвенции и иные трансферы.

Читайте также:  Материнский (семейный) капитал в Свердловской области в 2023 году

Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; сбор за регистрацию банков и их филиалов; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); налоги, служащие источником образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; транспортный налог с предприятий.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах 1-7 и 16, зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11, являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Что такое федеральные налоги и какова их роль в России

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость

Определение 1

НДС является косвенным налогом, который выступает надбавкой к цене товара.

Замечание 2

Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируют положения главы 21 Налогового Кодекса.

Плательщики данного налога – это:

  • юр. лица
  • ИП
  • лица, которые признаются плательщиками НДС вследствие перемещения товарной продукции через границу Таможенного союза

Не признаются плательщиками НДС организации, выступающие иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр по отношению к операциям, которые совершаются с целью организации и проведения 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014-го г. в городе Сочи.

Не признаются плательщиками НДС юр. лица и ИП в случае, если на протяжении 3-х предыдущих последовательных налоговых периодов сумма выручки от продажи продукции (работ или услуг) данных компаний либо ИП составила не более 2 миллионов рублей. Данное освобождение от уплаты налога не касается налоговых обязанностей, которые возникают вследствие ввоза продукции на таможенную территорию российского государства.

Освобождают от уплаты НДС в связи с низкой налоговой базой на основании письменного заявления налогового плательщика, который необходимо подать в налоговую службу по месту собственного учета.

Замечание 3

Лицам, которые претендуют на освобождение от уплаты НДС, необходимо приложить к заявлению требуемые сведения для подтверждения права на снятие с них обязанности уплаты налогов.

Организации и индивидуальные предприниматели от уплаты НДС освобождаются на срок 12 последовательных календарных месяцев. По окончании указанного периода освобождение от налоговой нагрузки можно продлить по письменному заявлению налогоплательщика и соответствующей документации, подтверждающей получение выручки от хозяйственной деятельности в сумме меньше 2 миллионов рублей.

Если превышается сумма фактической выручки от продажи продукции (работ или услуг), которую налогоплательщик получил за период, на протяжении которого он был освобожден от уплаты НДС, а также при непредставлении налогоплательщиком заявления и соответствующей документации на продление освобождения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет, при этом с виновного лица взыскиваются причитающиеся суммы штрафов и пеней.

Определение 2

Объекты обложения НДС – это операции, которые совершают налогообязанные лица.

А именно НДС налагается на:

  • реализацию продукции (работ или услуг) на территории России, включая реализацию предметов залога и передачу товаров (результат выполненных работ, предоставление услуг) по соглашению о предоставлении отступного либо новации, а также передачу имущественных прав. К реализации продукции (работ или услуг) относится также и передача права собственности на продукцию, результаты выполненных работ, безвозмездное предоставление услуг
  • передачу на территории Российской Федерации продукции (выполнение работ или предоставление услуг) для личных нужд, затраты на которые не принимаются к вычету (включая через амортизационные отчисления) при расчете налога на прибыль предприятий
  • оказание строительных и монтажных работ для личного потребления
  • ввоз продукции на таможенную территорию российского государства.

Объектом налогообложения не является:

  • передача основных средств, нематериальных активов и (либо) другого имущества юр. лица его правопреемнику (-ам) в случае реорганизации данного предприятия
  • передача основных средств, нематериальных активов и (либо) другого имущества некоммерческим учреждениям на реализацию основной деятельности согласно устава, которая не связана с предпринимательской
  • проведение операций, которые связаны с обращением российской либо иностранной валюты (кроме, целей нумизматики)
  • передача имущества инвестиционного характера (а именно, вклады в уставный/складочный капитал хозяйственного общества или товарищества, вклады согласно договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), паевые взносы, осуществляемые в паевые фонды кооперативов)
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участникам на основе договора простого товарищества (либо договора о совместной деятельности) либо их правопреемникам при выделе их доли из имущества, которое находится в общей собственности участников соглашения, либо при разделе этого имущества
  • передача жилого помещения физ. лицам в домах муниципального либо гос. жилищного фонда в случае проведения приватизации
  • изъятие имущества через конфискацию, наследование имущества и обращение в собственность других лиц бесхозяйных/брошенных вещей, бесхозяйных животных, находок, клада согласно нормам Гражданского Кодекса
  • передача имущества муниципальных и гос. учреждений, выкупаемых в порядке приватизации
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участникам хозяйственных обществ или товариществ (их правопреемникам либо наследникам) в случае выхода (выбытия) из хозяйственного общества/товарищества, а также в случае распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества/товарищества между его собственниками
  • выполнение работ (предоставление услуг) органом, входящим в систему органов госвласти и органов местного управления, в рамках реализации возложенных на него исключительных функций в конкретной области деятельности, если обязательность осуществления этих работ (предоставления услуг) определена согласно законодательству России, законодательству субъектов Российской Федерации, актами органов местного управления
  • безвозмездная передача объекта основных средств органам госвласти и управления и органам местного управления, а также бюджетным организациям, муниципальным и гос. унитарным предприятиям
  • безвозмездная передача жилого дома, детского сада, клуба, санатория и иных объектов социального, культурного, жилищно-коммунального характера, а также дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных установок и прочих подобных объектов органам госвласти и органам местного управления (либо в соответствии с решением указанных органов специализированным компаниям, которые применяют либо эксплуатируют данные объекты но собственному назначению)
  • сделки по продаже участков земли (долей в них)
  • передача имущественных прав юр. лица его правопреемнику (-ам)
  • безвозмездное предоставление услуг по передаче некоммерческим организациям на реализацию по уставу деятельности государственного имущества, не числящегося за гос. предприятиями и организациями, входящего в состав государственной казны, казны республики в составе России, казны края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и муниципального имущества, не числящегося за муниципальными организациями и фирмами, входящего в состав муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения либо иного муниципального образования
  • сделки по продаже налогоплательщиками, которые являются организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр (согласно статье 3 Федерального закона от 01 декабря 2007-го г. касаемо организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014-го г. в г. Сочи, а также развития г. Сочи в качестве горноклиматического курорта и внесения изменений в определенные законодательные акты России) продукции (работ или услуг) и имущественных прав, производимые по договору с лицами, выступающими иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр согласно статьи 3 приведенного Закона, в рамках реализации обязательств по соглашению между Международным олимпийским комитетом и Олимпийским комитетом Российской Федерации и г. Сочи на проведение запланированных мероприятий

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Налогоплательщики и налоговые агенты представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (календарного года), а также по итогам каждого отчетного периода (квартала, если применяется ежеквартальная схема уплаты авансовых платежей или месяца, если уплачиваются ежемесячные авансовые платежи).

Порядок представления налоговой декларации по налогу на прибыль регулируется статьей 289 НК РФ.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Пример

Налоговая декларация по итогам календарного года представляется в налоговый орган не позднее 25 марта следующего года.

По итогам отчетного периода налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ).

Пример

По итогам отчетного периода 1-го полугодия налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 25 июля.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа (п. 3 ст. 289 НК РФ).

Пример

По итогам отчетного периода январь – апрель налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 25 мая.


Похожие записи:

Добавить комментарий