Контрабанда подакцизных товаров: уголовно-правовое исследование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрабанда подакцизных товаров: уголовно-правовое исследование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таможенная политика, являясь частью внутренней и внешней политики государства, формируется под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении актуальных задач регулирования внешней торговли, охватывает стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями. Продуманная и целенаправленная таможенная политика способствует динамичному развитию государства, тогда как просчеты в этой сфере отрицательно проявляются не только в экономике, но и способствуют нарастанию социальных противоречий, даже могут повлечь за собой обострение международных отношений5.

Текущее законодательство о контрабанде

Осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза.

Участники таможенного союза: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Регулирует отношения, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов.

Определяют перечни пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Определение контрабанды, как уголовно-наказуемого деяния

Термин «контрабанда» пришёл в Россию из итальянского языка, и является сочетанием двух слов: contra и bando, что можно перевести, как вопреки правительственному указу. В широкой трактовке, контрабандой называется несанкционированное перемещение через госграницу товаров в обход таможенного контроля.
Если говорить о наиболее распространённых способах ввоза контрабандной продукции, можно выделить следующее:

  • перемещение объекта преступления в тайниках, сокрытие среди партий легально ввозимых товаров;
  • ложное декларирование продукции или отсутствие декларации;
  • подделка таможенной документации.

Вообще, в качестве контрабандного товара может выступать практически любое недвижимое имущество: продовольственная продукция, драгметаллы, наркотические вещества и лекарственные препараты, оружие, денежные средства, антиквариат. Отдельной строкой идут предметы интеллектуальной собственности, например, рукописи или изобретения.

Субъективные признаки контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий

Для квалификации любого преступления большое значение имеет правильное установление как объективных, так и субъективных признаков общественно опасного деяния. Ни один из элементов состава преступления не существует самостоятельно, сосуществование всех элементов возможно только в их тесной связи112.

Уголовный кодекс РФ не дает определение понятия «субъект преступления», используя термин «лицо, подлежащее уголовной ответственности», а в ст. 19 УК РФ указываются необходимые признаки, характеризующие лицо как субъект преступления: вменяемое, физическое, достигшее возраста уголовной ответственности, установленного УК РФ.

Можно выделить три признака, характеризующих лицо, подлежащее уголовной ответственности, в том числе за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий: физическое лицо, достижение установленного возраста, вменяемость.

Уголовное право России исторически рассматривает субъектом преступления исключительно физическое лицо, обладающее разумом и свободой воли. Из этого вытекает отказ от привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, что согласуется с закрепленными принципами личной ответственности. Тем не менее в Российской Федерации вопросы введения уголовной ответственности юридических лиц уже более двух десятилетий являются предметом активной дискуссии. Их исследованию посвящен ряд монографий113 и диссертационных исследований114.

Многие научные исследования приводят довольно убедительные аргументы в пользу введения уголовной ответственности юридических лиц, что позволяет прогнозировать легализацию такого института в отечественном уголовном законодательстве. В пользу этого свидетельствует также зарубежный опыт. Так, большинство стран романо-германской правовой семьи, к которой относится Российская Федерация, на протяжении длительного времени придерживались научной концепции, согласно которой только физические лица могут признаваться виновными в совершении преступлений. Однако во второй половине ХХ в. многие из них стали признавать возможность применения уголовно-правовых мер в отношении корпоративных образований (юридических лиц). Причиной этому послужила необходимость использования уголовно-правового инструментария регулирования рыночных отношений, для многих из участников которых главным является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. При этом в целях получения юридическим лицом прибыли и конкурентных преимуществ совершается значительное число преступлений. Таким образом, предпосылкой введения уголовной ответственности юридических лиц является рост числа и масштабов преступлений, совершаемых от имени юридических лиц или за их счет либо для их выгоды (в их пользу) физическими лицами115.

Проблема привлечения к уголовной ответственности юридических лиц особенно актуальна в сфере экономических отношений. В условиях нынешней экономической ситуации в России, санкционного противодействия со стороны иностранных государств, интеграционных процессов на постсоветском пространстве, импортозамещения особое значение приобретает снижение количества преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц.

По словам А.И. Бастрыкина, масштаб данного явления позволяет говорить о том, что в России сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц, которая представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота. В частности, она оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность России; дестабилизирует фундаментальные факторы экономики, что опосредованно способствует спаду основных экономических показателей, в том числе росту инфляции, снижению производства, перемещению капитала в теневой сектор экономики; способствует повышению степени криминогенности общества в целом, порождает или создает условия для развития таких опасных социальных явлений, как коррупция, экологическая преступность, финансирование терроризма и организованной преступности.

Читайте также:  Налог на прибыль организаций: сколько идет в бюджет

При этом процесс формирования и развития преступности юридических лиц характерен для любой национальной рыночной экономики, возникает на определенном этапе ее развития и рассматривается как побочный, но объективно неизбежный фактор116.

По данным аналитиков, изучавших табачный рынок в России, нелегальными сигаретами в стране торгуют не менее 45 тыс. (13,4%) традиционных торговых объектов, включая прилавочные магазины, киоски, павильоны и точки на рынках. Аналогичным образом действуют владельцы примерно 10 тыс. нестационарных лотков. Доля проданных контрабандных сигарет в России увеличилась почти в 1,5 раза по итогам первого полугодия 2016 г.

Розничные объекты традиционной торговли не могут конкурировать с современными сетевыми ретейлерами в условиях кризиса, поэтому в 2015– 2016 гг. такие магазины активно расширяли ассортимент нелегальных табачных изделий, что позволяло им формировать ценовое преимущество117.

По делу о контрабанде алкоголя в России, о котором уже упоминалось, обвиняемыми были признаны заместитель генерального директора холдинговой компании Ф., заместитель руководителя фирмы К. и директор ООО Ю. По версии следствия, руководители фирм незаконно ввозили алкоголь под видом герметика, чем нанесли казне ущерб в 2 млн руб. В материалах дела указывается, что к этой деятельности могут быть причастны высокопоставленные сотрудники ФСБ России и ФТС России118.

Безусловно, в судебной практике дела о контрабанде алкоголя и табака, осуществляемой крупными фирмами, практически не встречаются; как правило, к ответственности привлекаются отдельные граждане, являющиеся курьерами. Экспертами на примере нелегального ввоза текстильной продукции в Санкт-Петербург рассматриваются три основных схемы нелегального ввоза119. Полагаем, что они также могут быть приложимы к контрабанде алкогольной и табачной продукции (см. рис 2). В каждой из представленных схем принимают участие юридические лица, на имя которых декларируется товар.

Привлекать юридических лиц, занимающихся незаконной реализацией контрабандного алкоголя и табака, к ответственности, на наш взгляд, целесообразно как за саму контрабанду этой продукции, так и за незаконную ее реализацию. В настоящее время ст. 1741 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции только физическим лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В отношении незаконной реализации табака УК РФ не предусматривает ответственности.

Изучение опыта зарубежных стран показывает, что привлечение к уголовной ответственности за контрабанду осуществлялось прежде всего в отношении незаконного оборота наркотиков. Так, в Китае впервые законодательное закрепление уголовная ответственность юридических лиц получила в ст. 47 Таможенного кодекса КНР от 22.01.1987, которая устанавливала уголовную ответственность предприятий и ведомств, государственных органов и общественных организаций за уголовно наказуемую контрабанду. В частности, в ст. 151–157 УК КНР предусматривается ответственность за контрабанду различных предметов, изъятых из оборота, и указывается: если преступления, упомянутые в перечисленных статьях, совершены организацией, по отношению к последней применяются штрафные санкции. Руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются лишением свободы120.

Таким образом, нормативное закрепление уголовной ответственности юридических лиц имеется в практике довольно значительного количества стран. Вероятно, это решение будет также принято и в России. Текущая криминальная ситуация в стране диктует необходимость проработки вопроса о привлечении к уголовной ответственности юридических лиц.

Меры предупреждения контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий специального характера

Внешнеэкономические отношения России, связанные с перемещением товаров через Таможенную границу ЕАЭС, осуществляются в области таможенного дела. Таким образом, правовое регулирование и организация таможенного дела выступают важнейшим направлением деятельности государственных органов, на чем должны быть сфокусированы нормы таможенного, налогового, уголовного и административного законодательства. Стратегическими задачами, реализуемыми в настоящее время соответствующими органами государственной власти, являются следующие.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики:

– совершенствование таможенного регулирования;

– совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

– совершенствование реализации фискальной функции;

– совершенствование правоохранительной деятельности;

– содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

– совершенствование системы государственных услуг;

– совершенствование таможенной инфраструктуры;

– совершенствование информационно-технического обеспечения;

– укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

– развитие социальной сферы;

– совершенствование организационно-управленческой деятельности225.

В рамках исследуемой темы необходимо отметить, что основными стратегическими задачами, реализуемыми в области таможенного дела, состоят:

– в обеспечении в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности Российской Федерации и других государств – членов ЕАЭС;

– в осуществлении в соответствии с международным договором государств – членов ЕАЭС мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов ЕАЭС, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

– в защите российского рынка от контрабанды контрафактных товаров и товаров, ограниченных в обороте, наносящих существенный ущерб экономике России, отдельным гражданам.

Следует акцентировать внимание на выявлении не отдельных случаев контрабанды предметов преступлений, предусмотренных ст. 2001 и 2002 УК РФ, а направить усилия на пресечение организованных форм преступной деятельности. Одним из главных инструментов противодействия незаконному обороту денежных средств, алкогольной и табачной продукции является усиление работы оперативно-розыскных подразделений. Так, в 2017 г. по оперативной информации ФТС возбудила свыше 1,9 тыс. уголовных дел, при этом более 90 % преступлений выявляется при оперативно-розыскной деятельности. Противодействие внешнеэкономической и трансграничной преступности должно осуществляться в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Центральным банком России и зарубежными таможенными органами. Нормативной основой взаимодействия между ними должно стать принятие Соглашений между Федеральной таможенной службой Российской Федерации и таможенными службами (уполномоченными органами) государств, не являющихся членом Евразийского экономического союза, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.

Читайте также:  В помощь иностранцу: процедура продления миграционной карты

Такие соглашения направлены на регламентацию:

а) обмена информацией и (или) документами, которые могут способствовать выявлению сомнительных финансовых операций, в том числе по установлению фактов незаконного вывода финансовых средств за рубеж:

– о практике сторон в области выявления сомнительных финансовых операций;

– о получении участниками внешнеэкономической деятельности государств-сторон финансовых средств на свои счета в банке, расположенном на территории соответствующего государства;

– о незаконных финансовых операциях, а также о назначенных административных и (или) уголовных наказаниях за их совершение;

– об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности участником внешнеэкономической деятельности или о его отсутствии по месту государственной регистрации;

– о банкротстве, ликвидации и приостановлении деятельности участника внешнеэкономической деятельности;

– об иных обстоятельствах, повлекших невыполнение обязательств в рамках внешнеторговых (внешнеэкономических) контрактов, в том числе носящих форс-мажорный характер;

– об участниках внешнеэкономической деятельности государства одной стороны, не исполнивших условия внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с участниками внешнеэкономической деятельности государства другой стороны, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, местонахождение которых, принадлежащее им имущество, а также сведения о принадлежащих им денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, установить не представляется возможным;

б) проведения совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы в области предупреждения, выявления и пресечения совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.

Следует также расширять практику профилактики коррупционных преступлений в таможне, для чего требуется нарабатывать положительный опыт работы комиссии ФТС России по профилактике коррупционных правонарушений, которая обеспечивает:

1) разработку системы предупредительно-профилактических мер по обеспечению эффективного функционирования таможенных органов, включающей в себя комплекс организационных, административных и оперативно-розыскных мероприятий по устранению причин и условий, негативно влияющих на деятельность таможенных органов и способствующих совершению коррупционных правонарушений должностными лицами таможенных органов, а также осуществление контроля за выполнением указанных мер;

2) выявление и анализ решений уполномоченных должностных лиц таможенных органов (приказы, распоряжения, поручения (указания), письма, докладные записки, служебные записки), принятых ими при осуществлении функций, связанных с решением конкретных организационных задач, которые могут создавать коррупционные риски и не соответствовать интересам экономической безопасности Российской Федерации;

3) принятие мер по корректировке либо отмене ранее принятых решений и минимизация негативных последствий;

4) сбор и оценка информации о состоянии и тенденциях коррупционных проявлений, эффективности работы по предупреждению коррупции в целях последующей выработки решений по координации и осуществлению организационно-практических мероприятий в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Слайд 9: Ситуация с контрабандой табачных изделий в 2020 году

Регулярные сообщения СМИ и интернет-каналов о пресечении деятельности табачных контрабандистов и нелегальных табачных производств свидетельствуют о том, что теневой рынок табака в России приобрел гигантский масштаб. Об этом же говорят и падающие показатели официального производства сигарет, а также оптимистичные отчеты Минздрава о снижении потребления табака в стране. Недавнее задержание в аэропорту Воронежа крупной партии контрабандных сигарет, прибывших из Армении, стало еще одним напоминанием о том, что именно эта страна является одним из главных игроков теневого табачного рынка постсоветского пространства. Всего за несколько дней до этого еще один нелегальный табачный груз из Армении весом около 40 тонн был задержан в аэропорту Краснодара. Сам факт, что контрабандисты не прекращают свою деятельность даже в условиях, когда большинство рейсов в российских аэропортах отменены из-за коронавируса, говорит о многом: без прикрытия влиятельных лиц как в России, так и в Армении переправлять такие крупные партии через пустые аэропорты попросту невозможно.

Если вас обвинили в контрабанде

Что делать, если таможенные органы выявили нарушение и обвиняют вас в преступлении по статье 200.2 УК РФ?

Следствию необходимо доказать прямой умысел, и чтобы стоимость контрабанды составляла 250 000 рублей и более. Но не всегда обвинительные доказательства по этой статье могут быть реальными. Бывают ситуации, когда доказательства притянуты за уши и дело просто-напросто сфабриковано, так как это кому-то выгодно.

При любых обстоятельствах первое, что нужно сделать — обратиться к адвокату.

Квалифицированная юридическая помощь позволит добиться следующих результатов:

  • прекращение уголовного преследования, так как доказано отсутствие состава;
  • пресечение незаконных действий со стороны правоохранительных органов;
  • вынесение оправдательного приговора в суде;
  • смягчение наказания, замена лишения свободы штрафными санкциями.

Уголовное наказание по УК РФ

В рамках Уголовного кодекса России, контрабанде табачной и алкогольной продукции посвящена статья 200.2. Рассмотрим, какие виды наказаний могут применяться к гражданам, уличенным в таких злодеяниях.

  1. Нелегальное перемещение алкогольной продукции и табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость объекта преступления определена в крупном размере.
      штраф — 300 000-1 000 000 рублей;
  2. штраф в размере заработка или иного дохода за период от 12 месяцев до 3-х лет;
  3. принудительные работы — до 5 лет;
  4. лишение свободы — до 5 лет.
  5. Обвиняемыми являются должностные лица, совершившие преступление с применением служебных полномочий, группа лиц, вступивших в предварительный сговор.
      лишение свободы — 3-7 лет;
  6. штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 1 000 000 рублей.
  7. Злодеяния, рассматриваемые частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в составе организованной группы.
      лишение свободы — 7-12 лет;
  8. штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 2 000 000 рублей;
  9. ограничение свободы передвижения — до 24 месяцев.

Важно! В рамках рассматриваемой статьи, контрабандой в крупном размере считается партия товара на сумму, превышающую 250 000 рублей.

Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий: объективные признаки (Лопатина Т.М.)

Как вы понимаете, от количества ввезенных товаров, и будет зависеть вариант ответственности. Нарушение установленных норм в малых количествах — штрафные санкции денежного эквивалента, крупные размеры ввоза несанкционированных продуктов — наказание в виде лишения свободы.

Читайте также:  Как правильно оформить дарственную (договор дарения) на земельный участок?

Высокие параметры налогов на табачные изделия провоцируют высокое потребление контрабанды. Контрабандисты стараются сгружать контейнеры с табачными изделиями исключительно из стран, где формируются низкие параметры ценовой политики. Если ввоз осуществлять законным путем, придется платить существенный сбор таможенного типа, производить лицензирование, что существенно повысит стоимость конечного продукта. Использование методов контрабанды позволяет ввозить товары с минимальными финансовыми потерями, что формирует существенную прибыль.

От уровня стоимости ввозимой продукции будет зависеть и вид наказания, применяемый по указанной статье. По статистике можно определить, что один контейнер с сигаретами может контрабандистам принести прибыль около миллиона долларов США. Соответственно, уровень контрабанды, которая касается табачных изделий — очень значительный, что провоцирует необходимость жестких мер наказаний за осуществление таких деяний.

Не менее остро стоит вопрос с контрабандой алкоголя. Государство из-за таких действий несет весьма существенные экономические потери, что стало основой составления данного законодательства. По статистике в России в 2014 году доля нелегальной продукции данного типа составила 50%.

Контрабанда в 2020 году: что изменилось?

До 2011 года за подобные преступления, если они совершались в крупных размерах, предусматривалось только уголовное наказание. В УК РФ была ст. 188, в первой части которой рассматривались вопросы, связанные с перевозкой через границу нашего государства товаров и иных материальных ценностей, во второй — случаи, когда перемещается особый груз (наркотики, оружие, взрывчатка, стратегически важное сырье). Однако она прекратила свое действие.

Вместо первой ее части, теперь действуют статьи КоАП РФ. В них предусмотрены административные санкции за несоблюдение таможенного порядка.

За контрабанду товаров в 2020 году предусмотрена административная ответственность.

Нарушениям закона, объектами в которых выступают предметы и вещества, находящиеся под особым контролем государства, посвящены отдельные статьи УК РФ. В них же рассматриваются действия, связанные с занижением таможенных пошлин в крупных и особо крупных размерах.

Крупной признается партия, оцениваемая в сумму не менее 2 млн руб., а особо крупной — 6 млн руб.

Уголовное наказание по УК РФ

В рамках Уголовного кодекса России, контрабанде табачной и алкогольной продукции посвящена статья 200.2. Рассмотрим, какие виды наказаний могут применяться к гражданам, уличенным в таких злодеяниях.

  1. Нелегальное перемещение алкогольной продукции и табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость объекта преступления определена в крупном размере.
      штраф — 300 000-1 000 000 рублей;
  2. штраф в размере заработка или иного дохода за период от 12 месяцев до 3-х лет;
  3. принудительные работы — до 5 лет;
  4. лишение свободы — до 5 лет.
  5. Обвиняемыми являются должностные лица, совершившие преступление с применением служебных полномочий, группа лиц, вступивших в предварительный сговор.
      лишение свободы — 3-7 лет;
  6. штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 1 000 000 рублей.
  7. Злодеяния, рассматриваемые частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в составе организованной группы.
      лишение свободы — 7-12 лет;
  8. штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 2 000 000 рублей;
  9. ограничение свободы передвижения — до 24 месяцев.

Важно! В рамках рассматриваемой статьи, контрабандой в крупном размере считается партия товара на сумму, превышающую 250 000 рублей.

Итак, под контрабандой подразумевается любое незаконное перемещение через государственную границу товаров и ценностей. В соответствии с действующим законодательством и ранее имеющейся судебной практикой, можно отметить, что предметом незаконного ввоза/вывоза может быть любой движимый предмет, в том числе – валюта, транспортные средства, предметы личного пользователя, алкоголь, сигареты и т. п. То есть всё, что утаивается от таможенного контроля (при этом абсолютно не важны причины сокрытия товаров) признаётся контрабандой. Всё, что касается таможни, определено в «Таможенном кодексе Евразийского экономического союза», который вступил в силу с января 2021 года отменил собой ранее используемый ТК РФ.

Ответственность за недекларирование товара

Что будет если вас остановили и нашли при вас (в кармане, машине, сумке и т.д.).

За недекларирование или недостоверное декларирование, а также несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз указанных товаров наступает ответственность, предусмотренная статьями 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Ответственность по статье 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров …», влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 (одной тысячи) до 2500 (двух тысяч пятисот) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от 5000 (пяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей;
  • на юридических лиц — от 50000 (пятидесяти тысяч) до 300000 (трехсот тысяч) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Ответственность по статье 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», влечет следующее административное наказание:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 (одной второй) до 2 (двукратного) размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от 10000 (десяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Статья 200.2 УК РФ: состав преступления

Уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость товаров составляет более 250 000 рублей.

К отягчающим обстоятельствам относят нелегальный провоз, организованный должностным лицом с использованием служебного положения или группой лиц. Тяжким будет считаться это же деяние, но, если оно совершено организованной группой. В таком случае объемы перевозимых товаров гораздо больше, злоумышленники везут их контейнерами.

Предметами преступления выступают:

  • табачная продукция;
  • алкогольная продукция;
  • и те, и другие товары, перевозимые в крупном размере.


Похожие записи:

Добавить комментарий