Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплата или ремонт по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодатели достаточно часто вносят изменения в правила, путая водителей, которые порой не успевают следить за всеми нововведениями. Однако действия водителей при аварии описаны в Законе достаточно четко и вряд ли будут изменяться в ближайшее время.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Может ли ремонт на станции страховщика заменить независимую экспертизу автомобиля?
На сегодняшний день лишь немногие компании предлагают натуральное возмещение по ОСАГО. Обычно представители страховщика, ссылаясь на отсутсвие сервисов, которые должны проводить ремонт автомобиля пострадавшего, дают подписать последнему мировое соглашение об убытке, после которого обращение в независимую экспертизу и судебные разбирательства становятся невозможными. Но почему даже направление на станцию страховщика не может гарантировать, что ремонт будет проведён с надлежащим качеством?
Причина в той же Единой Методике расчёта ущерба. Лимит средств, который страховая компания выделяет сервису на восстановление разбитого в аварии автомобиля, определяется по параметрам именно этой Методики. Неудивительно, что сотрудникам станции ремонта остаётся либо предложить пострадавшему доплатить за разницу в ремонте, либо покупать и устанавливать старые или неоригинальные запчасти, а там, где по технологии необходимо заменить деталь, проводить ее восстановления методом «многослойной шпаклевки».
В результате проведённых на законодательном уровне изменений на рынке ОСАГО сложилась ситуация, когда пострадавший оказался перед выбором получить заниженную страховую выплату или некачественный ремонт своего автомобиля. При этом, если раньше была возможность провести независимую экспертизу и обратиться к страховщику, а при отказе последнего напрямую — в суд, то сейчас после подписания мирового соглашения на возмещение такая опция отсутствует. Почему? Во-первых, обращение с иском в суд не предусмотрено условиями соглашения о выплате, а, во-вторых, урегулирование споров по «автогражданке» заканчивается еще на службе финансового управляющего и, как правило, не в пользу пострадавшего!
Какие документы мне понадобятся?
Стандартный список бумаг для получения возмещения зависит от наличия в ДТП пострадавших и/или погибших.
При мелких авариях без вреда здоровью или жизни людей список будет такой:
- заявление о страховом возмещении по ОСАГО,
- паспорт собственника автомобиля,
- заполненное извещение о ДТП,
- заверенные документы из ГИБДД,
- договор купли-продажи (почти всегда для страховой подходит свидетельство о регистрации).
Если вы подаёте заявление о возмещении вреда здоровью, то дополнительно к вышеуказанным потребуются:
- справка от Скорой помощи,
- документы из медучреждения о прохождении лечения (восстановления здоровья вследствие ДТП),
- справка об инвалидности (если авария к ней привела),
- заключение экспертизы о степени вреда здоровью,
- документы и чеки о затраченных на лекарства денежных средствах.
В случае наличия погибших в происшествии к первому списку прибавляются следующие документы:
- заявление о членах семьи погибшего,
- копия свидетельства о смерти,
- подтверждение наличия иждивенцев,
- свидетельство о браке (если обращается муж или жена погибшего),
- свидетельство о рождении (если обращаются дети).
Когда отвечает виновник?
Когда материальный ущерб оплачивает виновник?
- Если сумма ущерба превышает лимит страхователя. Максимальная сумма выплаты по ст.7 ФЗ №40, когда пострадало ТС – 500 тыс. рублей, а если причинен вред здоровью и жизни пассажиров, пешеходов – 400 тыс. Если ущерб превышает озвученные выше суммы, разницу взыскивают с виновной стороны (подробнее о том, каков размер максимальной выплаты по ОСАГО, можно узнать тут).
- Отсутствие страхового полиса у виновного лица (данные о нем отсутствуют в базе, а то, что есть на руках у него – подделка).
- Причинение ущерба ТС не во время движения. Частая ситуация: оцарапывание кузова, припаркованного на парковке из-за неосторожного открытия дверей хозяином рядом стоящего автомобиля.
- Моральный вред вправе требовать с виновника, но для этого придется обращаться в суд.
Когда нужна независимая экспертиза
Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.
- Отказ в выплате
Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.
- Занижена сумма
На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.
- У виновного нет ОСАГО
К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Как мне лучше поступить?
Итак, стоимость независимых исследований возместить крайне сложно. Если дело не дойдёт до суда – то практически нереально. Однако выход есть! Точнее, целых два.
Первый вариант заключается в том, что вы вообще не тратитесь на независимую экспертизу ущерба автомобилю после ДТП, а просто ждёте решения от финупа. Предварительно, подав в страховую заявление о разногласиях. Омбудсмен проведёт свою экспертизу или пересмотрит материалы СК, и есть вероятность, что примет вашу сторону. Или хотя бы обяжет страховщика доплатить вам сумму возмещения.
Второй вариант получше, в том плане, что с ним у вас больше шансов добиться положительного для себя решения при обращении к финупу. Но и здесь независимая экспертиза не потребуется. Вам достаточно указать для финупа требование взыскать со страховой сумму в рамках страхового лимита – 400 000 рублей… и ещё кое-что.
Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?
Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.
Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.
Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.
Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.
Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.
Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП?
В таких ситуациях выяснить реальный масштаб повреждений и размер компенсации ущерба может только независимая экспертиза. Инициатором проведения независимой экспертизы обычно выступает заинтересованное лицо – пострадавший.
Экспертиза ущерба после ДТП нужна в случаях:
- Когда сумма материального возмещения, рассчитанная страховой компанией, оказалась заниженной.
- Взыскание с виновника ДТП, у которого нет действующего полиса ОСАГО. Тогда восстанавливать транспорт пострадавшего он обязан самостоятельно. Если он задерживает оплату всей суммы затрат на ремонт, то пострадавший по результатам экспертной оценки может взыскать сумму компенсации в судебном порядке.
- Страховая компания, в которой застрахована автоответственность виновного закрыта. Взыскание возможно только в судебном порядке, суд обяжет страховую компанию оплатить сумму в соответствии с экспертной оценкой.
- Пострадавший обратился в страховую компанию после фактически проведенного ремонта автомобиля.
Независимая экспертиза представляет собой:
- комплексный анализ технического состояния автомобиля;
- осмотр внешнего вида;
- выявление повреждений;
- стоимостную оценку причиненного ущерба;
- выдачу документов.
Оценка причиненного вреда вследствие ДТП включает в себя:
- стоимость запасных частей, требуемых для замены поврежденных;
- стоимость расходных материалов для ремонта;
- оплату ремонтных работ.
Как мне лучше поступить?
Итак, стоимость независимых исследований возместить крайне сложно. Если дело не дойдёт до суда – то практически нереально. Однако выход есть! Точнее, целых два.
Первый вариант заключается в том, что вы вообще не тратитесь на независимую экспертизу ущерба автомобилю после ДТП, а просто ждёте решения от финупа. Предварительно, подав в страховую заявление о разногласиях. Омбудсмен проведёт свою экспертизу или пересмотрит материалы СК, и есть вероятность, что примет вашу сторону. Или хотя бы обяжет страховщика доплатить вам сумму возмещения.
Второй вариант получше, в том плане, что с ним у вас больше шансов добиться положительного для себя решения при обращении к финупу. Но и здесь независимая экспертиза не потребуется. Вам достаточно указать для финупа требование взыскать со страховой сумму в рамках страхового лимита – 400 000 рублей… и ещё кое-что.
Отзывы о независимых оценках ТС после аварии
Поскольку люди сегодня привыкли делиться удачным и неудачным опытом, рекомендуется ознакомиться с информацией в интернете. На автомобильных форумах автолюбители оставляют многочисленные отзывы о независимой оценке ущерба авто. В пользу независимой экспертизы говорят следующие тезисы:
- Если между владельцем повреждённого ТС и страховой фирмой возникают разногласия, касающиеся суммы компенсации, единственная возможность установить истину — заказать независимую оценку.
- Результаты независимой экспертизы являются важнейшим доказательством в судебных тяжбах со страховой фирмой на этапе досудебного разбирательства и для обоснованного предъявления финансовых претензий в судебном производстве.
Как подобрать надежную компанию для проведения независимой оценки?
Рассмотрим несколько рекомендаций по выбору организации для осуществления независимой экспертизы авто после аварии:
- При выборе компании обязательно обращайте внимание на количество клиентов и рейтинг за конкретный период. Всю эту информацию можно посмотреть в интернете. В настоящее время существует множество сайтов, публикующих рейтинги компаний, занимающихся независимой оценкой. Кроме того, можно дополнительно изучить различные форумы автолюбителей, отзывы реальных клиентов и т. д. Это поможет вам определиться с выбором гораздо быстрее.
- Тщательно изучите сведения, представленные на сайте оценочной компании. Большинство современных оценщиков имеют свои сайты, где выкладывают актуальную информацию об оказываемых услугах и их стоимости. Здесь также публикуются сканированные копии лицензий, сертификатов и других документов, подтверждающих профессионализм компании. Помимо этого, просчитайте на онлайн-калькуляторе предварительную цену независимой оценки. Это даст вам возможность выбрать для себя наиболее выгодное предложение.
- При обнаружении скрытого или явного сотрудничества оценочной компании со страховой компанией лучше всего откажитесь от ее услуг. Это стоит сделать, поскольку некоторые оценщики могут неофициально подрабатывать в СК, в связи с чем, вы не сможете получить независимую оценку. Этот момент необходимо выяснить еще до заключения договора, на шаге выбора компании. Как правило, такие оценочные организации уговаривают своих клиентов провести экспертизу по документации, предоставленной страховщиком. Будьте бдительны!
- Не стоит обращаться в оценочную организацию, оказывающую огромный перечень услуг. Такие компании не могут оказывать все услуги на высшем уровне. Как показывает практика, только узконаправленные организации обладают профессионализмом. Выбирайте компанию, специализирующуюся исключительно на проведении независимой экспертизы авто после аварии.
Нужно ли делать экспертизу перед омбудсменом?
На этот вопрос нет однозначного ответа, да или нет. Каждая ситуация индивидуальна и поэтому вам самим придется принимать решение, но то, что стоит учитывать при этом, про это мы расскажем.
Сразу скажу, что в законе Об ОСАГО нет какой-либо обязанности по проведению или предоставлению экспертного заключения потерпевшим, физическим лицом, омбудсмену.
Первый вопрос, на который нужно будет ответить, готовы ли вы платить за экспертизу при условии, что вам эти деньги могут не вернуть? Ведь если средства позволяют, то можно делать по экспертизе хоть на каждом этапе и ничего страшного не произойдет. Другое дело, когда лишних денег нет.
Ответить на этот вопрос вам поможет первая часть статьи:
- если страховщик что-то исполнил, тогда независимую экспертизу перед финансовым уполномоченным могут не возместить,
- но если осмотра не было, и у страховой компании нет фотографий вашего авто, тогда с большой долей вероятности вам вернутся деньги за экспертизу.
Многие задумываются над проведением исследования, только чтобы знать точный размер ущерба. Но дело в том, что для финупа можно указать любую сумму, например, 400 000 рублей. Почему, вы поймёте ниже. Другое дело, что иногда нужно знать, сколько точно недоплатил страховщик… Может и нет смысла со всем этим заморачиваться.
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
Этапы независимой экспертизы
Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:
- выбор независимой организации;
- заключение с ней договора;
- оплата работы независимого эксперта;
- согласование даты и времени проведения исследования ТС;
- оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
- прибытие на экспертизу;
- эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
- эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
- клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
- сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.
Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?
17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.
В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.
Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.
Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.