Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ

Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.

Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.

Основания резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Резервирование для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных гражданам, осуществляется, в частности, по следующим основаниям (ст. 49, п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ):

1) выполнение международных договоров РФ;

2) строительство или реконструкция следующих объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов:

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства;
  • объекты транспорта и связи федерального или регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
    3) недропользование;
    4) иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Читайте также:  Можно ли официально работать на двух работах

Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:

  • начнется процедура выкупа участка;
  • исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.

При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
    • автомагистралей федерального значения;
    • пересадочных узлов метрополитена;
    • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земель регулируется Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее — Положение). В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для федеральных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

  • документов территориального планирования (схемы территориального планирования) либо, при наличии, документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков);
  • решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, регионального или местного значения;
  • государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. При этом границы резервируемых земель могут не совпадать с границами земельных участков. То есть межевания земель и выделения земельных участков в целях резервирования не требуется. Следует отметить, что в решении о резервировании земель должны содержаться сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Читайте также:  Законодательная база военных похорон

В соответствии с Положением решение о резервировании земель может быть принято в отношении земельных участков, находящихся в пределах одного кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, далее — Правила).

После принятия решения о резервировании земель исполнительный орган направляет копию решения и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 8 Правил). Государственная регистрация ограничения прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Заметим, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органов государственной власти или местного самоуправления о резервировании или изъятии, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения о таком резервировании (изъятии).

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции: автомагистралей федерального значения;
  • пересадочных узлов метрополитена;
  • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Права владельцев участков

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.

Читайте также:  👩‍👦Льготы и выплаты, которые будут доступны матерям-одиночкам в 2023 году. ч.1

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Сроки бронирования земли

Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет. Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон. Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.

В случае если на объектах госрезерва нет участков, находящихся в собственности третьих лиц, а предназначены они для строительства транспортных развязок и автодорог, других жизненно важных объектов, резервирование может выполняться сроком на 20 лет.

После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр. Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли. Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение получения прав на желаемый земельный участок во всех уполномоченных организациях, включая оспаривание резервирования участка для государственных и муниципальных нужд.

Мы берем на себя полное ведение процедуры, включая подготовку пакета документов, сопровождение рассмотрения вопроса во всех инстанциях, в том числе, подготовку изменений границ резервируемых земельных участков с участием проектной организации.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по оспариванию решений органов государственной власти и местного самоуправления о резервировании земель в связи с нарушениями необходимой процедуры резервирования, в том числе:

  • подготовка юридических заключений касательно возможности оспаривания решений о резервировании в связи с нарушением установленного законом порядка принятия таких решений;
  • обеспечивает защиту интересов заявителя во взаимоотношениях с органами государственной власти
  • оспаривание действий уполномоченных органов и представительство интересов заявителя в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий