Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности изъятия имущества у учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на хозяйственное ведение имуществом является одним из вещных прав лиц (несобственников), приобретаемых в силу решения собственника данного имущества (Российской Федерации, субъектов РФ) и предполагающих владение, пользование и распоряжение имуществом в определенных ГК РФ пределах. При этом право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Порядок изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарных предприятий
Решение вопроса о порядке изъятия имущества собственником из хозяйственного ведения унитарного предприятия тесно связано с определением порядка отказа соответствующим предприятием от права хозяйственного ведения на данное имущество.
Исходя из смысла норм ст. 236 и п. 3 ст. 299 ГК РФ, предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Однако практическая реализация объявления унитарным предприятием об отказе от хозяйственного ведения на имущество представляется несколько затруднительной.
Так, например, в действующем законодательстве отсутствует определенность относительно формы объявления об отказе унитарного предприятия от права хозяйственного ведения на имущество (устной либо письменной). В этой связи необходимо обратиться к практике рассмотрения указанной проблемы высшими судебными инстанциями.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел протест заместителя Председателя ВАС РФ на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 7 июля 1999 г. по делу N А71-327/99-А5.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Конкурсный управляющий государственным предприятием «Автобаза «Удмуртмелиорация» обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Правительству Удмуртской Республики и Управлению федерального казначейства по Удмуртской Республике о признании недействительными п. 2, 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 1997 г. N 1213 «О создании закрытого акционерного общества «Союзжилстрой» с имущественным вкладом Удмуртской Республики».
Исковое требование мотивировано тем, что в результате издания оспариваемого Постановления из хозяйственного ведения истца были изъяты объекты недвижимого имущества, закрепленные за ним в соответствии с договором от 20 ноября 1996 г., заключенным между Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности и государственным предприятием «Автобаза «Удмуртмелиорация». Однако из положений ст. 295 Гражданского кодекса РФ следует, что собственник может изъять имущество из хозяйственного ведения предприятия лишь в случае принятия решения о его реорганизации или ликвидации. Соответствующих решений принято не было.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены ОАО «Союзжилстрой», ЗАО «Научно-производственное объединение «Союз-1», Министерство сельского хозяйства Удмуртской Республики и Государственный комитет Удмуртской Республики по собственности.
Решением от 7 июля 1999 г. иск удовлетворен.
Определением от 25 августа 1999 г. апелляционная жалоба ОАО «Союзжилстрой» была возвращена без рассмотрения, поскольку подана с пропуском срока на обжалование.
В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагается решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГП «Автобаза «Удмуртмелиорация» письмом от 8 декабря 1997 г. N 23, адресованным Правительству Удмуртской Республики и Государственному комитету Удмуртской Республики по собственности, просило исключить из хозяйственного ведения предприятия следующее имущество: административно-бытовой корпус и закрытую стоянку для автомобилей, механизированную мойку.
Постановлением Правительства Удмуртской области от 30 декабря 1997 г. N 1213 (в ред. от 11 февраля 1998 г. N 96) Государственному комитету Удмуртской Республики по собственности поручалось внести в счет оплаты уставного капитала создаваемого ОАО «Союзжилстрой» упомянутое недвижимое имущество ГП «Автобаза «Удмуртмелиорация», осуществив мероприятия по исключению этого имущества из хозяйственного ведения предприятия.
Признавая недействительными оспариваемые п. 2, 3 указанного Постановления, арбитражный суд исходил из того, что, несмотря на принятие решения об изъятии имущества у государственного предприятия с согласия самого предприятия, это решение не соответствует требованиям ст. 209, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем оно должно быть признано недействительным. Кроме того, изъятие имущества у государственного предприятия, являющегося в настоящее время банкротом, лишило кредиторов возможности удовлетворить свои требования за счет этого имущества.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пунктом 1 ст. 235 Кодекса установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Поэтому арбитражному суду следовало иметь в виду, что действующим законодательством для государственного унитарного предприятия предусмотрена возможность отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Арбитражный суд, принимая решение, не проанализировал обстоятельств прекращения у ГП «Автобаза «Удмуртмелиорация» права хозяйственного ведения на спорное имущество, не установил действительных мотивов передачи предприятием находившегося у него на праве хозяйственного ведения имущества собственнику.
Не выяснено, в связи с чем произведено отчуждение спорного имущества: ввиду отсутствия у предприятия возможности для дальнейшего рационального его использования либо с целью избежать обращения взыскания на это имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия.
В связи с неисследованностью указанных обстоятельств решение подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 7 июля 1999 г. по делу N А71-327/99-А5 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 31 июля 2001 г. N 1198/01.
Таким образом, несмотря на неурегулированность в законодательстве вопроса, связанного с формой объявления об отказе унитарного предприятия от права хозяйственного ведения на имущество, следует констатировать необходимость изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия собственником имущества исключительно на основании письменного отказа унитарного предприятия от права хозяйственного ведения. Отсутствие такого письменного отказа может впоследствии послужить основанием для обжалования унитарным предприятием решения собственника об изъятии имущества из хозяйственного ведения данного предприятия и удовлетворения данного требования судом на основании п. 4 ст. 216 ГК РФ.
В отношении отказа унитарного предприятия от права хозяйственного ведения на имущество в результате совершения других действий, определенно свидетельствующих об устранении предприятия от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, указанные действия, по-видимому, должны носить лишь фактический характер, после чего имущество может быть изъято собственником.
Особо ценное движимое имущество.
В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления № 538[12]. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.
Что делать унитарному предприятию при несогласии с изъятием?
Если унитарное предприятие не согласно с решением собственника об изъятии у него имущества, то оно вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительной сделки по изъятию собственником имущества из хозяйственного ведения предприятия.
В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Энциклопедия решений. Государственное и муниципальное имущество
Государственное и муниципальное имущество
— числится в составе казны публично-правового образования;
— закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
— закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.
Данное правило в полной мере распространяется на имущество:
1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);
2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;
3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;
4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):
— с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);
— с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.
Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).
Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).
Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).
Статья 296. Право оперативного управления
1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Право хозяйственного ведения. Понятие и общие положения
Право хозяйственного ведения – один из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. ст. 216, 294 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, наряду с правом оперативного управления, предназначено для осуществления управления имуществом без передачи создаваемым юридическим лицам права собственности на соответствующее имущество.
Право хозяйственного ведения – это право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, иными правовыми актами.
Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.
Формально набор правомочий предприятия в отношении имущества такой же, как у собственника, но пределы владения, пользования и распоряжения имуществом, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения ограничены (см. ст. 295 ГК РФ). Например, недвижимым имуществом унитарное предприятие может распоряжаться только с согласия собственника.
Праву хозяйственного ведения присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. В соответствии с п. 1 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику право хозяйственного ведения за унитарным предприятием сохраняется.
Особенности ответственности казенного предприятия по своим обязательствам на федеральном уровне определяются правилами п. 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которым собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
На такой особый вид субсидиарной ответственности общие нормы о субсидиарной ответственности, предусмотренные ст. 399 ГК РФ, распространяются с закрепленными ст. 113 ГК РФ особенностями.
Основанием для привлечения собственника имущества казенного предприятия к субсидиарной ответственности является не только факт неисполнения основным должником обязательства, но и недостаточность имущества казенного предприятия.
Какое использование правомерно?
Для начала определимся, как автономное учреждение вправе распоряжаться своим имуществом.
Согласно гражданскому законодательству использовать имущество, закрепленное на праве оперативного управления, автономное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). В то же время целями деятельности (создания) АУ считается выполнение работ, оказание услуг для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) . Данные полномочия обозначены в федеральном законодательстве .
Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
См. отраслевые Федеральные законы (например, от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»), а также Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, любое использование учреждением своего имущества будет неправомерным, если не осуществляется ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя автономного учреждения (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ используются для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, такое использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов госвласти субъекта РФ (у регионов нет полномочия по организации на своей территории розничной торговли продуктами питания для населения).
процедура изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд
В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления № 538[12]. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.
В случае, когда земля, дом или даже отдельное помещение должны быть изъяты в пользу государства или муниципалитета, госорган или администрация муниципального образования направляет владельцу объекта уведомление. К нему прилагается соглашение о выкупе имущества с указанием сроков процедуры. До даты подписания соглашения владелец земли или дома вправе распоряжаться объектом на свое усмотрение.
Орган местной власти или госорган могут изъять недвижимость через суд, но все равно должны выплатить равноценную компенсацию. При этом, если у гражданина нет другого жилья, он может написать заявление с просьбой разрешить пользоваться помещением. Такое разрешение дается на шесть месяцев или иной срок, на который договорились стороны.
Изъятие имущества у унитарного предприятия
Право собственности гарантируется и охраняется Конституцией и государством. В то же время предусматриваются исключения, поэтому земельный участок изымается. В их числе:
- Изъятие для государственных и муниципальных нужд.
- Комплексное развитие территории.
- В случае ненадлежащего использования.
- Реквизиция.
- Конфискация.
Эти случаи называются исключительными, так как применяются тогда, когда не остается альтернативных вариантов. Как результат — человек лишается своего земельного участка. Разница заключается в том, что последствия после изъятия не всегда одни и те же.
У каждой территории есть вид целевого использования: к примеру, под жилую застройку или для ведения сельскохозяйственной деятельности. Основание для изъятия — участок не используется (никак) по назначению в течение трех лет с момента возникновения права на его использование.
Если территория будет проставить в течение указанного срока, она может быть изъята. При этом время освоения или обстоятельства, не зависящие от возможностей собственника, при расчете трехлетнего срока не учитываются. Пример такого обстоятельства — стихийное бедствие.
Еще одно основание — использование по нецелевому назначению. Участок изымается, если, к примеру, на территории сельскохозяйственного назначения начинается строительство многоквартирного дома. Также в отношении собственника предпринимаются меры, если он своими действиями снижает уровень плодородия земли сельхоз назначения, либо наносит вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).
Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.
Примерные условия, которые могут содержаться в решении:
- вид передаваемого объекта собственности;
- классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
- назначение имущества;
- номер и дата регистрации в реестре;
- имеющиеся обременения.
Для движимого имущества это может быть:
- идентификационный номер;
- номер кузова;
- государственный регистрационный знак;
- марка, модель имущества.
Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.
Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:
1. Принятие решения о создании.
Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.
2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.
Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.
В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:
— цель и предмет деятельности;
— имущество;
— права и обязанности;
— управление деятельностью;
— реорганизация и ликвидация
Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.
Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.
МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.
Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.
Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.
3. Назначение руководителя МУП.
Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).
Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.
Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.
4. Формирование уставного фонда.
Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.
5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.
6. Оформление заявления на регистрацию.
Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.
7. Представление документов на государственную регистрацию.
Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:
— заявление;
— решение о создании;
— устав;
— акт передачи имущества.
8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.
9. Получение идентификационных или статистических кодов.
Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.
10. Постановка на налоговый учет
Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН
11. Открытие расчетного счета в банке
Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.
12. Изготовление печати и углового штампа.
13. Получение лицензии
Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным в��дом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.
В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:
- на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);
- либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.
Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.
Собственник-учредитель вправе изъять:
- излишнее имущество;
- неиспользованное имущество;
- используемое не по назначению имущество.
Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.
Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Способы использования имущества унитарного предприятия:
- хозяйственное ведение;
- оперативное управление.
Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
- имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
- иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- капитальные вложения и дотации из бюджета;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
- — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
- — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
- — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
- — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.
Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.
Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.
Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.
Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
-
решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
-
решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
-
устав.
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Изъятие имущества для нужд муниципалитета
В результате изъятия имущественного объекта, который ранее вносился как вклад в уставный фонд УП, уставный фонд уменьшится по сравнению с тем, который указан в уставе. Поэтому рекомендуем внести изменения в устав УП в связи с уменьшением уставного фонда.
В решении следует указать:
1) новый размер уставного фонда;
2) дату, с которого изменяется размер уставного фонда;
3) основание изменения уставного фонда.
Такое решение оформляется так же, как указывалось выше для других решений собственника. Рекомендуем изъятие имущества из уставного фонда и уменьшение самого уставного фонда объединять в одном решении, чтобы не дублировать документы.
Уведомление регистрирующего органа о внесенных изменениях в устав УП
Положение о регистрации такой обязанности не предусматривает. Вместе с тем изменение учредительных документов приобретает силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (часть первая п. 3 ст. 48 ГК). В связи с этим рекомендуем уведомить регистрирующий орган о внесенных изменениях в устав УП. Для уведомления регистрирующего органа установлен специальный бланк (его можно найти на сайте Минюста www.minjust.by).
В настоящее время минимальный размер уставного фонда УП, созданного физическим лицом, законодательством не регламентирован, поэтому уменьшать его уставный фонд можно на любую сумму.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ государственным или муниципальным унитарным предприятием является коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество такого предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В ст. 294 ГК РФ предусмотрено, что унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, установленных Гражданским кодексом. Так, предприятие может сдавать указанное имущество в аренду, но только с согласия собственника (п. 1 ст. 295 ГК РФ). В свою очередь, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996). При этом акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными. В то же время, например, ФАС Девятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 09.12.2004 N 09АП-5171/04-АК отметил: в случае сдачи в аренду имущества его собственником права и законные интересы унитарного предприятия, у которого указанное имущество находится на праве хозяйственного ведения, не будут нарушены, если оно даст на это свое согласие.
Кроме того, необходимо учесть, что использование имущества не должно препятствовать осуществлению предприятием деятельности, цели, предмет и виды которой указаны в его уставе (п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). Вспомним основную цель создания коммерческой организации — извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, передача части имущества во временное пользование не должна влиять на возможность осуществления предприятием основной деятельности (Постановление ФАС ВВО от 09.11.2006 N А39-2413/2006-85/6). В противном случае сделка является ничтожной, и к ней на основании ст. 167 ГК РФ применимы последствия недействительности сделки. Именно к такому выводу пришел ФАС ВВО в Постановлении от 17.05.2006 N А28-20100/2005-1142/8, так как в результате сдачи объектов недвижимости (помещений продовольственных магазинов и здания склада) в аренду унитарное предприятие утратило возможность заниматься требующей наличия продовольственных магазинов и складских помещений торговой деятельностью, для осуществления которой оно создано.
Обратите внимание: согласие собственника на сдачу имущества в аренду обязательно. При этом получение согласия является обязанностью именно унитарного предприятия, которому имущество передано на праве хозяйственного ведения (Постановление ФАС СЗО от 23.05.2006 N А56-44708/2005). Без согласования договор аренды будет признан недействительным, а сделка — ничтожной, поскольку противоречит ст. ст. 295, 608 ГК РФ, как это произошло при рассмотрении дел в Северо-Западном округе (Постановления ФАС СЗО от 08.12.2006 N А56-8448/2006, от 29.09.2006 N А56-8394/2006, от 29.09.2006 N А56-8417/2006).
Поскольку в аренду имущество сдает унитарное предприятие, то именно оно должно осуществлять полномочия арендодателя (Постановление ФАС ВСО от 01.11.2005 N А19-11849/05-19-Ф02-5161/05-С1). При этом собственник имущества, дав согласие на его сдачу в аренду, тем самым не приобретает для себя права и обязанности по условиям договора, то есть не имеет права, например, увеличивать размер арендной платы (Постановление ФАС ЗСО от 16.06.2006 N Ф04-3298/2006(23241-А45-22)) и требовать от арендатора исполнения обязательств по договору (Постановление ФАС УО от 25.10.2004 N Ф09-3487/04-ГК).
Однако на практике чаще всего заключается трехсторонний договор, согласно которому арендодателем выступает собственник имущества, а не унитарное предприятие, которому отводят роль балансодержателя (несмотря на то что Конституционный Суд в п. 3 Определения от 02.10.2003 N 384-О указал: законодательством субъектов РФ не могут вводиться не предусмотренные ГК РФ субъекты договора аренды, например такие как балансодержатель). Вместе с тем возможность заключения трехсторонних договоров предусмотрена положениями по Можайскому и Шаховскому муниципальным районам Московской области. Отметим, что, хотя такой договор и не соответствует нормам Гражданского кодекса, судьи навряд ли признают его недействительным. Так, ФАС УО в Постановлении от 09.03.2004 N Ф09-491/04-ГК посчитал, что участие собственника имущества в заключении договора аренды, в том числе в качестве арендодателя, есть не что иное, как согласование с собственником передачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. По мнению судей, то обстоятельство, что предприятие фактически является арендодателем, но в тексте договора таковым не названо, не является основанием для признания сделки недействительной, поскольку не меняет существа сложившихся между сторонами правоотношений.
Положение о порядке сдачи в аренду имущества Можайского муниципального района, утв. Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской обл. от 25.01.2006 N 251/25.
Новая редакция Положения о порядке сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества (нежилых помещений, строений), утв. Решением Совета депутатов Шаховского муниципального района Московской обл. от 15.05.2006 N 34/220.
Статья 13. Изъятие муниципального имущества из хозяйственного ведения
Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом (п. 9 Постановления № 21). В случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в аренду осуществляется в целях более эффективной организации основной деятельности учреждения, для ведения которой оно создано (в частности, для обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.
Чтобы автономным учреждениям было легче сориентироваться при выборе арендаторов, приведем примеры арендного пользования имуществом, соотносящегося с уставными целями:
- в учреждении здравоохранения располагаются аптечный пункт, стороннее медицинское оборудование, другие медицинские организации, учебные заведения медицинского профиля, часовня (Определение ВАС РФ от 30.09.2013 № ВАС-12935/13 по делу № А51-11197/2012, Постановление АС ДВО от 06.10.2015 № Ф03-4184/2015 по делу № А51-40441/2013);
- в учреждении образования находятся другие учебные заведения (Определение ВАС РФ от 29.11.2007 № 16071/07 по делу № А45-17804/2006-31/472);
- в конторе лесничества базируются организации, специализирующиеся на землемерных и кадастровых работах (Постановление ФАС УО от 27.02.2008 № Ф09-793/08-С6 по делу № А34-2968/2007).
Если же деятельность арендаторов никак не связана с основными целями учреждения, это лишь послужит подтверждением использования помещений не по назначению (определения ВС РФ от 15.06.2018 № 304-КГ18-7091 по делу № А67-2073/2017, ВАС РФ от 21.10.2008 № 11424/08 по делу № А40-31188/07-2-181, постановления ФАС МО от 24.06.2013 по делу № А40-113283/12-72-912, ФАС ВВО от 04.09.2009 по делу № А31-5406/2008).
Особенности изъятия имущества у учреждения
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.
Примерные условия, которые могут содержаться в решении:
- вид передаваемого объекта собственности;
- классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
- назначение имущества;
- номер и дата регистрации в реестре;
- имеющиеся обременения.
Для движимого имущества это может быть:
- идентификационный номер;
- номер кузова;
- государственный регистрационный знак;
- марка, модель имущества.
Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.
В случае, когда земля, дом или даже отдельное помещение должны быть изъяты в пользу государства или муниципалитета, госорган или администрация муниципального образования направляет владельцу объекта уведомление. К нему прилагается соглашение о выкупе имущества с указанием сроков процедуры. До даты подписания соглашения владелец земли или дома вправе распоряжаться объектом на свое усмотрение.
Орган местной власти или госорган могут изъять недвижимость через суд, но все равно должны выплатить равноценную компенсацию. При этом, если у гражданина нет другого жилья, он может написать заявление с просьбой разрешить пользоваться помещением. Такое разрешение дается на шесть месяцев или иной срок, на который договорились стороны.
При определении суммы компенсации учитываются следующие составляющие:
- Рыночная цена на объект, общего имущества в МКД, земли;
- Ущерб, причиненный владельцу объекта в ходе изъятия;
- Расходы, связанные с переездом, арендой другого имущества, оформлением права собственности на новую недвижимость и т.д.