Скупщиков макулатуры обязали платить НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скупщиков макулатуры обязали платить НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.

Налог на имущество организаций в 2023 году

Начиная с 2023 года облагаться налогом на имущество, может только недвижимость организаций. Это сказано в законе № 302-ФЗ от 03.08.18.

Начиная с 2023 года, расчет налога на имущество будет осуществляться на основании кадастровой стоимости, информация о которой внесена в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Порядок расчета налога отражен в законе № 334 от 03.08.18.

В 2023 году организациям дали право пересчитать налог на имущество, за все то время, когда налог на имущество считали по завышенной стоимости, а до 2023 года можно было пересчитать только с момента обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В 2023 году сдавать декларацию по налогу на имущество нужно по новой форме. Декларация содержится в Приказе № ММВ-7-21/575 от 04.10.18 .

Переработка — единственный вариант решения «мусорной проблемы»

Основной проблемой для развития рынка утилизации отходов является невозможность организовать эффективный бизнес из-за нехватки сырья ввиду отсутствия эффективной системы сбора мусора и недостатка сортировочных мощностей. Стабильные поставки сырья под большим вопросом.

Только сейчас государство наконец-то пришло к пониманию, что эту отрасль надо законодательно и экономически стимулировать за счет повышения объемов вовлечения в хозяйственный оборот. Теперь мы видим конкретные предложения, которые однозначно дадут результат в обозримом будущем. По сути, как уже говорилось выше, переработка это наш единственный вариант решения «мусорной проблемы». Помимо отмены НДС, Российский экологический оператор (РЭО) предложил полностью отменить НДФЛ со сдачи всех видов вторичного сырья для физлиц.

В заключение, хотелось бы отметить, что предпринимаемые правительством меры адекватны масштабу задач. Четкие льготы и преференции призваны сделать переработку более интересной как бизнес. Помимо этого необходимо проводить работу в части планирования эффективной логистики для минимизации издержек, обучать и стимулировать граждан в раздельном сборе своего мусора, продумать иные меры стимулирования бизнеса на запуск новых перерабатывающих производств, возможно компенсируя часть инвестиционных и эксплуатационных расходов. Будет интересно понаблюдать за развитием событий в этой отрасли.

Правила составления универсального передаточного документа

Несмотря на то, что данная форма закреплена на законодательном уровне, ее применение не является обязательным. В ряде случаев, как уже говорилось выше, она может быть заменена другими документами или же скорректирована в зависимости от потребностей организации. Однако, следует отметить, что в документе должны содержаться некоторые обязательные реквизиты:

  • его название,
  • дата составления,
  • наименование компании, сотрудниками которой он оформляется,
  • смысл операции, которую он сопровождает,
  • стоимость товарно-материальных ценностей или услуг,
  • их количество,
  • данные об ответственных лицах (с указанием должностей, фамилий-имен-отчеств),
  • подписи с расшифровками.

Если документ подвергается изменениям и редактуре внутри предприятия, вышеупомянутую информацию из бланка исключать нельзя, в противном случае, универсальный передаточный документ не будет считаться законным основанием для бухгалтерских проводок, приходования операций и ТМЦ, возмещения НДС.

Например, НКО «Доброволь» реализовала товары, работы, услуги сторонней компании. Документацией, подтверждающей факт реализации, в данном случае является товарная накладная, которая подписывается обеими сторонами при передаче готовой продукции, товаров и прочих ТМЦ, либо акт выполненных услуг, который также подписывает заказчик и исполнитель по окончанию работ или услуг. Только после подписания накладной или акта исполнитель выставлял счет-фактуру на оплату.

Что происходит теперь? Сокращенный документооборот между компаниями выглядит так. Например, при отгрузке товара исполнитель выставляет универсальный передаточный документ вместо товарной накладной и счета-фактуры. В бланке ПД оба документа объединены. Следовательно, заказчик, получив товары, может сразу приступить к оплате. Аналогичный вариант действует и при реализации работ и услуг.

Как сдать декларацию по НДС при работе с макулатурой в 2021

Если компания или ИП стали налоговым агентом по НДС, придется сдать декларацию по налогу, даже если агент сам не является плательщиком НДС. Подают декларацию в течение 25 дней после завершения квартала, в котором была операция с макулатурой.

За опоздание или несдачу декларации в ФНС грозит штраф 5% от налога, который уплачивают согласно этой декларации. Штраф назначают за каждый полный или неполный месяц, его минимальная сумма — 1000 рублей, но он не превысит 30% от суммы налога.

Ведите учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система сделает предрасчет НДС, подскажет, каких документов не хватает и какие ошибки возможны в учете. Подготовит декларацию по НДС и другие отчеты на основе первичных документов и банковской выписки. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей. Тестируйте сервис и проверьте, подходит ли он вам, или запросите демонстрацию системы.

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным и взимается в России в размере 20% при продаже товаров или оказании услуг. Усилиями российского Министерства финансов сейчас в стране действует две системы начисления и взимания НДС.

В обычной схеме уплаты НДС плательщиком налога является продавец товара. Каждый из участников цепочки создания добавленной стоимости выплачивает государству разницу между суммой НДС, полученной при реализации товара, и суммой, затраченной при покупке товаров и услуг.

В отдельных видах деятельности — реализации сырых необработанных шкур животных, лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия, а с 1 января текущего года и макулатуры — действует агентская схема уплаты НДС. Ее отличие от обычной в том, что обязанность начислять и уплачивать налог передана от продавца покупателю. Последний, таким образом, выступает в роли налогового агента для продавца. При прочих равных условиях обычная и агентская схема обеспечивают поступление одной и той же суммы налога.

С четвертого квартала 2016 года по конец 2018-го реализация макулатуры была освобождена от НДС. Такой порядок налогообложения, получивший в отрасли название «НДС Фокина» по фамилии инициатора закона члена комитета Госдумы по экологии Александра Фокина, повлек за собой целый ряд положительных последствий, но наиболее очевидные из них — резкий рост поступлений в бюджет и быстрое развитие отрасли переработки макулатуры.

Необходимость перехода на НДС Фокина заключалась в том, что обычная схема исчисления НДС часто использовалась недобросовестными плательщиками для прямого хищения денег из бюджета, признает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. Так, отмечается в экспертном заключении по вопросу обложения сделок и реализации макулатуры НДС, проведенном РЭУ имени Г. В. Плеханова, только выплаты из бюджета по данному налогу в 2012–2014 годах превысили сумму полученного налога, в результате чего убытки бюджета составили 45 млн рублей, то есть изъяли (попросту говоря, украли) из бюджета больше, чем заплатили в него. Развитие отрасли оказалось фактически блокировано: добросовестные заготовители проигрывали в конкуренции фирмам-однодневкам и не могли развивать свой бизнес; переработчики страдали от недостатка сырья и претензий ФНС в связи с неуплатой налогов заготовителями и экспортерами макулатуры.

НДС с макулатуры в 2021 году

Ставка НДС для макулатуры в 2021 году — 20%. Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет налог в сумме 20% от налоговой базы. Делать расчет придется при каждой покупке макулатуры, если поставщик — плательщик НДС. Вы получаете от него счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и на его основании определяете налоговую базу и рассчитываете налог.

НДС с макулатуры налоговые агенты рассчитывают в том же порядке. Дата начисления налога определяется следующим образом:

  • это день, когда поставщик отгрузил макулатуру покупателю — определяется по дате отгрузочного документа;
  • день, когда покупатель перечислил аванс в счет будущей поставки — определяется по дате платежки;
  • в ситуациях перевозки макулатуры сторонними лицами день начисления НДС определяют по дате отгрузочного документа, который продавец составил для перевозчика (письмо Минфина от 10.04.2018 № 03-07-11/23681).
Читайте также:  Как рассчитать пенсию по старости в 2023 году?

НДС начисляют на эти даты независимо от сроков получения счета-фактуры от продавца. Даже если поставщик пришлет счет-фактуру в следующем квартале, налоговый агент должен выполнить обязанности по НДС в квартале отгрузки (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480, письмо Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14162).

Сумму авансового НДС рассчитывают по формуле:

Сумма НДС с аванса = (Сумма аванса + Сумма аванса * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму НДС с отгрузки рассчитывают аналогично:

Сумма НДС с отгрузки = (Стоимость товара + Стоимость товара * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму налога к уплате вычисляют по итогам квартала, когда была отгрузка макулатуры, по формуле:

НДС к уплате = Начисленный НДС — Вычеты по НДС + Восстановленный НДС

Вычеты НДС на макулатуру. Налоговый агент, если он сам плательщик НДС, может принять к вычету сумму НДС с макулатуры (п.3 ст.171 НК РФ). А если покупатель не является плательщиком НДС, сумму налога он включает в себестоимость товара. Вычет возможен на основании счета-фактуры от покупателя.

Восстановленный НДС. Налоговый агент восстанавливает НДС, если приходится возвращать аванс, а также при получении товаров, за которые платил аванс и уже принимал налог к вычету. Возможно частичное восстанавление НДС, если менялась цена или объем макулатуры.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по‑особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03‑07‑14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03‑07‑14/85348, от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234).

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

НДС: проблемы и решения, №4, 2019 год

Для сборщиков макулатуры введение НДС может стать сложностью, так как в связи с этим снизится чистая прибыль компаний, занимавшихся заготовкой макулатуры. По оценке членов СРО “Лига переработчиков макулатуры” малые пункты приема макулатуры могут оказаться на грани банкротства, что станет причиной сокращения организаций принимающих макулатуру у населения.

  • Звонок
    • Обработка заказа
    • Уточнение типа макулатуры
    • Уточнение объёма работы
  • Оформление заказа
    • Уточнение места вывоза
    • Назначение удобного времени (круглосуточно)
  • Вывоз
    • Выезд (от 300 кг — бесплатно)
    • Бесплатная погрузка (собственные грузчики)
  • Удобный расчет
    • Оплата наличными
    • Перевод на карту (оплата после взвешивания)

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Чтобы рекламный материал был признан объектом обложения НДС, он должен соответствовать признакам товара — характеризоваться собственными потребительскими качествами, т.е. потребительской ценностью для получателя.

Таким образом, если передаваемый рекламный материал не имеет собственных потребительских качеств, то он не признается товаром. В этом случае его безвозмездная передача не считается операцией, при которой формируется самостоятельный объект обложения НДС. И в такой ситуации не имеет значение, какова его покупная стоимость.

Такой вывод указан в Письмах Минфина от 23.12.2015 г. № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 г. № 03-07-11/53626, от 19.09.2014 г. 03-07-11/46938. Этого же мнения придерживаются и суды, о чем, к примеру, указано в п. 12 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 г. № 33.

В качестве примера рекламных материалов, не являющихся товарами, считаются буклеты, открытки, листовки, календари, каталоги и блокноты, в которых есть рекламная информация (Постановление АС Московского округа от 29.03.2017 г. № Ф05-3154/2017).

Читайте также:  Что изменится для многодетных в 2023 году

Примеры рекламных материалов, содержащих признаки товаров:

  • электробритвы, ножи, электрочайники (Постановление АС Московского округа от 20.06.2018 г. № Ф05-8543/2018);
  • рекламные сувениры с логотипом компании, например, календари, бейсболки, книги подарочные, жесткие диски, ежедневники (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.09.2017 г. № Ф04-3736/2017).

Входной НДС, который уплачивается в составе стоимости подарков в рекламных целях, можно принимать к вычету (Письмо Минфина от 04.06.2013 г. № 03-03-06/20320). Если товары были куплены у налогоплательщика по НДС, то при их раздаче в целях рекламы и начислении НДС налоговая нагрузка по этому налогу по данной операции будет равна нулю, т.к. исчисленный налог равен вычету по налогу.

Если компания передает рекламный материал, который не считается товаром, НДС не начисляется вне зависимости от его стоимости. Можно ли к таким материалам применить НДС к вычету?

Минфин высказал позицию, что этого делать нельзя (Письмо от 23.12.2015 г. № 03-07-11/75489). В такой ситуации не исполняется условие по вычету о том, что он возможен только при использовании товаров в операциях, которые облагаются НДС. Ведомство считает, что если при передаче таких материалов не появляется объект обложения НДС, то и вычет по ним применять нельзя.

Реализация макулатуры не облагается НДС

НДС принимается к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров в зависимости от предназначения покупки, а не ставится в зависимость от использования этого товара для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 485/07 по делу № А29-11486/04а). В данной ситуации товар изначально приобретен для облагаемой НДС деятельности, следовательно налогоплательщик правомерно может учесть его на счете 19 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» и принять к вычету в полном объеме.

А вот что делать с ним дальше, если у организации выполняется «правило 5 %» — мнение Минфина и судов расходятся:

Из письма Минфина России от 20.07.2015 № 03-07-15/41623 следует, что «правило 5%» не освобождает налогоплательщика от восстановления НДС при использовании товара в необлагаемой НДС деятельности.

Но с этим не соглашаются арбитражные суды, которые считают, что в подобной ситуации восстанавливать налог не нужно и более того НДС можно принять к вычету и по прямым расходам непосредственно относящимся к необлагаемым операциям.

В Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2015 N Ф07-352/2015 по делу № А42-7305/2012 суд указал, доля расходов общества на осуществление не облагаемых НДС операций составила в течение одного года менее 1%, в связи с чем в соответствии с нормами НК РФ у общества имелись основания для принятия НДС к вычету в полном объеме. Налоговые контролеры настаивали на том, что если использование товара можно прямо отнести к необлагаемым операциям, то вычет неправомерен. Суд указал на то, что нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ предоставляют налогоплательщику право отказаться от избыточного учета показателей, которые недостаточно существенны для целей исчисления НДС.

Обобщая все вышесказанное можно придти к выводу, что при применении организацией «правила 5% », она может не вести раздельный учет при осуществлении операций по реализации макулатуры, в том числе и безвозмездной, но при этом она должна вести раздельный учет расходов по облагаемым и необлагаемым операциям. Несоблюдение данной нормы согласно абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ может привести к одновременному отказу налоговых органов в принятии к вычету суммы НДС по распределяемым расходам и его включению в расходы по налогу на прибыль (Постановление АС Московского округа от 26.05.2016 по делу № А40-65178/2015).

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности, в случае дальнейшего их использования для необлагаемой деятельности. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 246 НК РФ.

Арбитражной практики или разъяснений МинФина по данному поводу отсутствуют, но есть арбитражная практика и разъяснения Минфина в аналогичной ситуации с ломом, которая и приведена ниже.

Если организация реализует макулатуру в виде первоначального товара (не утратившего своих потребительских свойств), который был куплен изначально для производства облагаемой НДС продукции, например, картон, но не использованный в силу каких-либо обстоятельств (приостановлена деятельность организации, изменилась технология производства и т.д.) и в дальнейшем организация продает его как макулатуру, то по данным товарам (материалам) необходимо восстановить НДС в полной сумме (В аналогичной ситуации с ломом судьи так же приходят к данному выводу: Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.03.2015 г. № Ф01-649/2015 по делу № А29-5118/2014 с последующим Определение ВС от 17.07.2015 г. № 301-КГ15-7324; Постановление АС Уральского округа от 21.05.2015 № Ф09-2945/15 по делу№ А34-2877/2014;).

Если же организация реализует макулатуру в виде отходов от производства или как товар, потерявший свои первоначальные свойства, то данная ситуация спорна.

По сути своей макулатура, образовавшаяся из отходов производства или из прочитанных периодических изданий, не является:

  • специально произведенным налогоплательщиком товаром;

  • либо товаром, который он приобрел для производства продукции.

Реализованная макулатура по своим функциональным и физическим характеристикам отличается от приобретенных товаров (картона, актуальной литературы, использованной бумаги), необходимых для осуществления основной деятельности.

Арбитражные суды в большинстве своем встают на сторону налогоплательщика и приходят к общему мнению об отсутствии у налогоплательщика оснований для восстановления НДС. Так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2014 № А27-10310/2013 отмечено, что случаи, при которых суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, предусмотрены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Так как операция по реализации лома (как и операция по реализации макулатуры) там не поименована, то и НДС восстанавливать по таким операциям не нужно.

Зачастую бывает, что картон в силу обстоятельств потерял свои первоначальные свойства и не будет использован в производстве (сгорел, оказался бракованным или промок при хранении на складе). В аналогичной ситуации суд указал на то, что налоговое законодательство не предусматривает такого основания для восстановления НДС, как списание товарно-материальных ценностей, утраченных в результате пожара или в случае обнаружения брака (Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № А40-135147/2013).

Но в данной ситуации особое внимание стоит уделить учетной политики организации, так для арбитражного суда Уральского округа основным аргументом не в пользу налогоплательщика как раз и стало то, что организация прописала обязанность восстановить НДС при реализации лома в своей учетной политике (Постановлении АС Уральского округа от 25.05.2016 № Ф09-5318/16 по делу № А60-37139/2015). Данную позицию суда поддержал Верховный Суд РФ (Определение от 14.09.2016 N 309-КГ16-10972 по делу N А60-37139/2015).

На данный момент Минфин прокомментировал только ситуацию по НДС в связи с вопросом по ОС, приобретенным для переработки макулатуры, где указал что НДС подлежит восстановлению (Письмо Минфина России от 25.11.2016 № 03-07-11/69570).

По поводу отходов в виде лома — Минфин давно указывает, что суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по частично амортизированному основному средству, в отношении его части, которая приходуется на склад в качестве лома и реализуется с применением освобождения, установленного пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, подлежат восстановлению (Письмо МинФина от 04.05.2016 г. № 03-07-11/25579; Письмо МинФина от 16.04.2013 № 03-07-11/12802).

Таким образом, если налогоплательщик продает товар не утративший своих первоначальных свойств, то НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению. Если же реализуется макулатура, оставшаяся при переработке товара (материала) или образовавшаяся из товара (материала), потерявшего свои первоначальные свойства, то НДС, учтенный в вычетах при принятии на учет данных товаров (материалов), не подлежит восстановлению. Пока позиция налоговых контролеров не сформирована по данному вопросу, в связи с чем, налогоплательщику необходимо быть готовым к отстаиванию своей позиции в суде.

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2019 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС.
Согласно п. 8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

  • отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
  • бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
  • деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.

Как стали чувствовать себя заготовители?

– Три года назад государство упростило налоговый кодекс для заготовителей макулатуры: маленький бизнес, зачем им сложная система отчетов? Ежеквартальные электронные декларации, входящий НДС, исходящий и т.д. У нас квантовую физику надо учить, чтобы разбираться в тонкостях уплаты налогов. НДС – это вообще самый сложный налог из всех, которые существуют.

В результате была принята так называемая «поправка Фокина», которая привела к тому, что все заготовители макулатуры стали работать без НДС, платить 6% по упрощенке и все. В итоге они занимаются своими делами, создают добавленный продукт, им не нужно вести сложную бухгалтерию.

Но государство осталось в выигрыше – выпадающих доходов из бюджета нет, потому что заготовитель, когда покупает товары и оплачивает услуги своих поставщиков, он оплачивает НДС: за бензин, за свет, за тепло, но не предъявляет его к вычету при продаже макулатуры на завод. Такой переплаты мы насчитали около 700 млн. рублей в год.

А представьте, как упростилось администрирование налога. Я вам сейчас отдам тысячу рублей, но если я хочу поиздеваться над Вами, то я возьму тысячу человек, дам по рублю, и они должны эти деньги отдать вам. Конечно, из них 20% – просто заболеют, кто–то заблудится, кто–то сбежит с этими деньгами, Вы получите половину этих денег.

Сразу представляю дядечку, который ходит по мусоркам, собирает бумагу, а его налоговая ищет…

– Уже все не так. Так макулатуру не насобираешь. Самый крупный заготовитель в стране, знаете кто? – Сеть магазинов «Магнит». Компания 30 миллионов долларов в год зарабатывает на продаже коробок из гофрокартона. Дураков нет, макулатура – это деньги. В России 4 миллиона юридических лиц, и именно они являются главными поставщиками макулатуры. Нет таких предприятий, у которых не было бы отходов бумаги. У этих 4 миллионов юридических лиц покупают бумагу тысячи заготовителей, поставляющих сырье на 82 завода, которые потребляют эту макулатуру.

Мы в числе мировых лидеров по переработке макулатуры, в отрасль пришли крупные транснациональные компании, инвестировавшие сотни миллионов евро в российскую экономику. Об отрасли думают что – «ой, это бомжесбор». Это давно не так. В 2000 году у нас была заготовка макулатуры – 350 тысяч тонн, а сегодня 3,5 миллиона тонн. Представляете? Мы за 17 лет в 10 раз увеличились. Это еще не повод останавливаться, потому что мы можем увеличиться еще в два раза ближайшие несколько лет.

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры ?

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

  • акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
  • акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  • акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

  • приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);
  • акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Как определяется цена макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит о.

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

НДС: проблемы и решения, №4, 2021 год


Похожие записи:

Добавить комментарий