Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подтвердить экспортную нулевую ставку НДС станет проще с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основными направлениями экспорта в 2023 году по мнению экспертов, станут страны СНГ, Индия, Китай, ближний Восток, Южная Америка. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов Евросоюз и Северную Америку – по отдельным товарным группам спрос на отечественные товары сохраняется.
Что и кто облагается «экспортным» НДС
Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.
А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.
ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.
Документы для подтверждения нулевой ставки
Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.
В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.
Следующий пункт — транспортные, товаросопроводительные и иные документы, которые подтверждают факт перемещения товаров из России в страну назначения. Если законодательством участника ЕАЭС не предусмотрено оформление документов, подтверждающих отдельные виды перемещения (включая перемещение без использования транспортного средства), то такие документы для подтверждения нулевой ставки не предоставляются.
Какие документы нужно представить
В зависимости от того, в каком виде документы подаются в ИФНС, возможны два варианта (ст. 165 НК РФ):
- Подать документы на бумаге. В таком случае вы должны представить в налоговую:
- Оригинал или копию контракта на поставку товаров (если вы уже представляли контракт в налоговую инспекцию, не нужно отправлять его повторно: достаточно подать уведомление с реквизитами представленного ранее документа и наименованием инспекции, в который он представлялся);
- Оригинал или копию таможенной декларации с отметками о выпуске и о фактическом вывозе товаров за пределы России.
С 2019 года экспортерам можно не подавать в налоговую копии товаросопроводительных и транспортных документов с отметкой таможни о вывозе товаров, как это требовалось раньше. Теперь эти документы представляются только по требованию ФНС.
- Подать документы в электронной форме через систему ЭДО. В таком случае вы должны отправить в ИФНС только электронный реестр таможенной декларации.
Индия и Турция вместо США и Британии
Бессменный лидер среди торговых партнеров России — Китай. По итогам 9 месяцев объем взаимной торговли вырос до $153,9 млрд, что на 33% выше, чем за тот же период прошлого года. В 2021 году товарооборот между двумя странами составил $146,8 млрд.
Второе место по итогам трех кварталов 2022 года заняла Турция, объем торговли с которой составил $54,5 млрд, что на 111% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом Турция и Китай — одни из немногих стран, которые нарастили не только импорт из России, но и экспорт в нее. Большинство «недружественных стран», которые увеличили импорт (так, в январе Великобритания закупила в России нефть, газ, уголь и другие товары на £2,6 млрд) в то же время кратно снизили поставки своих товаров в Россию.
За три квартала прошедшего года экспорт из Турции вырос более чем на $1,7 млрд в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Китай, в свою очередь, увеличил экспорт на $7,9 млрд.
По неполным итогам года, Турция стала мощным бустером для импортных товаров, поступающих в Россию. В этом году она заняла третье место по стоимости импорта, уступив только Германии и Китаю. Объем поставок в Россию за три квартала этого года составил $5,7 млрд против $4 млрд за аналогичный период прошлого года.
По словам Людмилы Захаровой, Турция является удобным перевалочным пунктом для России, однако, несмотря на проявленную гибкость в вопросе введения санкций, столкнулась с давлением со стороны США.
«Они и нашу систему „Мир“ признали, и карточки наши принимали. А потом когда американцы пригрозили вторичными санкциями, то турецкие банки от этого быстро отказались. Поэтому говоря о перспективах, встает вопрос, какие еще будут санкции. Судя по тому, как быстро отказались турки от российских банковских карт, становится понятно, что американцы, при желании, могли бы нанести куда больший ущерб российской экономике, но не все в этом заинтересованы», — рассуждает Захарова.
Выбирая относительно «мягкую» позицию по отношению к России на фоне военных действий на Украине, Турция, в первую очередь, решает собственные проблемы: на фоне серьезного роста инфляции и грядущих выборов туркам выгодно усиление торговли с Россией, пока другие страны Евросоюза, напротив, урезают потоки товаров в Россию, считает Галина Баландина.
Также торговле в будущем не помешает американское давление в части работы финансовых организаций: «Нужно помнить, что под санкции попали не все потребительские товары, а только определенные категории, стоимость за единицу которых выше $300. Отказ от признания системы „Мир“, конечно, влияет на объем импорта, но мы видим, что наши импортеры к этому адаптировались. Расчеты осуществляются в других валютах, с Турцией вполне себе можно торговать, и не только с ней», — говорит Баландина.
Возврат НДС при экспорте из России
При продаже за рубеж товаров (работ, услуг) может образоваться сумма НДС к возмещению. Такое возможно, например, когда экспортер закупает у российских поставщиков товар с НДС для перепродажи без НДС за границу или комплектующие для производства и реализации «за бугор» своих собственных товаров.
Право налогоплательщика на возврат экспортного налога на добавленную стоимость подтверждает статья 171 Налогового кодекса РФ.
Если у компании-экспортера образовался НДС к возмещению, и клиент высказал желание воспользоваться правом на возврат, эксперты 1С-WiseAdvice помогают с возмещением НДС клиентам, которые находятся на комплексном бухгалтерском обслуживании. Исходя из конкретной суммы, подлежащей возврату из бюджета, и осознавая неоднозначность данной процедуры в рамках ужесточившегося контроля со стороны налоговиков, мы предлагаем клиенту два варианта развития событий: возместить НДС, либо отказаться от возмещения и тем самым избежать углубленной «камералки».
Документы, подтверждающие НДС 0 % при экспорте в страны ЕАЭС
Государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
К налоговой декларации по НДС нужно приложить следующие документы:
- договор, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует товары;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа того государства-члена ЕАЭС, на территорию которого поставляются товары, об уплате косвенных налогов;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, которые подтверждают перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка
Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.
После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.
В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:
- наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
- присутствие лицензионной и разрешительной документации;
- своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.
Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Как поведут себя крупнейшие производители удобрений теперь? Чего они ждут от сложившейся ситуации в плане возможностей и в плане рисков?
Нельзя не отметить изначальные потенциальные слабые места крупнейших компаний. «Еврохим» ранее делал попытки глобальной экспансии, не только приходя в зарубежные страны как поставщик продукции, но и оседая там как собственник производственных активов. «Фосагро» очень сильно ориентирована на экспорт. В этом году компания столкнулась с трудностями. Более 80% доходов компания «Акрон» генерировала за пределами России. Великобритания, а следом и ЕС ввели персональные санкции против держателя контролирующего пакета акций (более 90%). Из-за этого компания испытывает давление и сейчас отказывается от некоторых своих традиционных рынков.
В целом, крупные производители, ориентированные на экспорт, имеют проблемы с расчетами по договорам из-за санкций против российских банков. Зарубежные банки, в свою очередь, опасаются нарушить санкционный режим и дольше проверяют контракты на поставку удобрений. Все это выливается в удлинение процесса поставки и повышает его стоимость. Создание новых мощностей по производству аммиака и азотных удобрений, как было отмечено выше, затруднено вследствие зависимости от зарубежных технологий и оборудования.
В середине декабря 2022 года стало известно, что ЕС может предоставить послабления в рамках антироссийских санкций для связанных со сферой удобрений. Некоторые страны ЕС в связи с послаблениями смогут разморозить их счета в случае, если они будут нужны для финансирования поставок продовольствия и удобрений, в особенности касательно Африки. Этот шаг в настоящее время согласовывается с Еврокомиссией.
Есть также информация, что топ-менеджеры крупнейших компаний по производству удобрений намерены разрабатывать новые аммиачные проекты, в настоящее время прорабатывают взаимодействие с альтернативными поставщиками технологий и оборудования, в том числе российскими и китайскими. В своих стратегиях развития меняют фокус на поставки в Латинскую Америку, Индию и Китай, а также на внутренний рынок.
Таможенные пошлины на автомобили. Ставки.
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см3 | 48%, но не менее 15 евро/см3 | 48%, но не менее 20 евро/см3 |
О проблемных вопросах подтверждения нулевой ставки ндс при экспорте и предложения по их решению
Стенограмма выступления А. А. Лисина и Н В. Ивановой на заседании Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности на тему: «Возврат НДС при экспорте: проблемы и пути решения».
Александр Александрович Лисин: «В середине мая в торгово-промышленной палате Нижегородской области проходила конференция, где мы рассматривали новации ВЭД.
Очень значимо и полезно для нас было то, что практически по пятам этой конференции в Нижнем Новгороде проходило выездное заседание по поводу сложных изменений того комплекса законов, который был и проходил. Я не буду перечитывать резолюцию, которую мы подготовили.
В основном, речь шла об изменении Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», плюс об отдельных статьях Кодекса об административной ответственности, которые нас так взбудоражили. Хотел бы кратко сформулировать те мысли, которые мы обсуждали.
Во-первых, это то развитие электронных форматов взаимодействия, развитие межведомственных информационных систем в целом, о которых так много говорится. Мы поддерживаем как основу для того, чтобы укрепить презумпцию невиновности участников ВЭД.
Во-вторых, достаточно часто обсуждается вопрос скорости принятия решения, быстроты реагирования, быстроты обратной связи, которую участники ВЭД могут получать. Мы упоминали также и изменения в Таможенном кодексе.
Есть конкретные статьи, которые усиливают возможность получать обратную связь и взаимодействовать на уровне консультаций. Получается, что мы хотели рассматривать 17 вопросов. Предлагаю сегодняшнюю повестку вести в системе координат.
В этой системе координат мы рассматриваем важный аспект доверия, по сути дела, отказ от презумпции виновности участников ВЭД. Второй момент – это динамические способности.
Все мы, участники, находимся в одной экономической системе, работаем в одном поле экономических отношений, то вопросы быстроты согласований, быстроты предоставления информации, быстроты получения и возмещения (либо каких-то подтверждений) мы считаем общими.
Хотел бы остановиться на теме нулевой ставки НДС. Речь шла о статье 165 Налогового кодекса. С 01 марта 2018 года вступили в силу указания Банка России. Я подготовил записку № 4512, где говорится о передаче уполномоченными банками, как агентами валютного контроля, информации.
Речь идет о том, что в ФТС России и ФМС России в уполномоченные банки по защищенным каналам связи уже передают информацию о внешних торговых контрактах. Все понимают, что по сути паспорт сделки не нужен.
В этой связи возникает вопрос по статье 165 НК РФ, так как она существует, и там есть требование, чтобы мы при камеральных проверках предоставляли этот контракт с иностранным лицом на поставку товара.
Сегодня уже говорилось о том, что информационное взаимодействие между ФТС России и ФМС России уже выстроено. Информация о дате вывоза, количестве фактически вывезенного в соответствии с процедурой экспорта товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС также предоставляется в ФНС России.
Соответственно, такой же у нас вопрос к статье 165 НК РФ, где есть в качестве требований необходимость предоставления таможенной декларации с отметками российского таможенного органа. Сейчас, я слышал, говорят, что, возможно, не понадобятся сами документы с красной печатью, а все это можно будет сделать в электронном виде.
Но вопрос все равно остается, потому что при всей возможности использовать электронный реестр осталась буква в Налоговом кодексе, где у проверяющих есть право потребовать бумажный документ. Как мы это видим, в любом случае они будут нужны, они будут готовиться.
Обсудив все новации, которые в 2018 году реализуются, мы пришли к мнению, что в целом статья 165 Налогового кодекса требует серьезного пересмотра, так как большая часть информации, которую экспортеры обязаны предоставить в ФНС России, уже передается в этот контролирующий орган (будь то от имени таможенной службы или от уполномоченных банков).
Поэтому в этом плане этот вопрос не просто назрел, а перезрел. Отдельных корректировок и всего, что касается подготовки реестров, нам кажется, уже недостаточно. Современные условия развития наших информационных технологий позволяют значительно сократить время проведения подобных контрольных мероприятий.
Если мы говорим о том, что должны полностью избежать бумажного документооборота, то, наверное, этот вопрос также должен ставиться во главу угла. Коренным образом мы должны переходить на электронные формы взаимодействия, в том числе и подтверждение того, что экспортер вывез свои товары заграницу. Сам факт подтверждения этих операций должен быть максимально автоматизирован.
Сейчас есть текст резолюции, мы готовим ряд писем, в том числе и на имя руководства Торгово-промышленной палаты. По сути дела, мы заявляем о серьезной теме о том, что статью 165 НК РФ нужно пересмотреть или отменить».
Спартак Андрей Николаевич (председатель Комитета, Директор ОАО «Всероссийские научно-исследовательский конъюнктурный институт»): Для комментирования вопроса я хочу предоставить слово Наталье Владимировне Ивановой, заместителю начальника управления бухгалтерского и налогового учета компании «Еврохим».
Наталья Владимировна Иванова: «Мой комментарий будет основан на практике. Мы традиционные экспортеры, реализуем свою продукцию по всему миру. Поэтому на протяжении многих лет мы с самого начала сталкиваемся с экспортными проблемами. Эти проблемы такие же, как все озвучивают сейчас.
Новая проблема, с которой мы столкнулись – это проблема, связанная с разделением экспорта на сырьевой и несырьевой. Пока мы были сырьевым экспортером, все было сложно (мы грузовиками везли документы, и делаем это до сих пор), но понятно.
С 01 июля мы стали несырьевым экспортером, то возник вопрос о том, что делать с услугами, которые связаны с экспортом. Это такие услуги, как транспортные экспедиции, предоставление вагонов. Эти услуги традиционно остаются в поле возмещения НДС.
Получается, что с одной стороны огромный кусок НДС мы возмещаем очень быстро, и камеральные проверки нас не беспокоят. С другой стороны, маленькая часть так и остается, а вместе с ней остается и весь пакет документов. У нас есть предложение. Не так велико то изменение, которое должно быть внесено в статью 165 НК РФ.
Всего лишь надо сказать: «…за исключением услуг, связанных с несырьевым экспортом…». Тогда можно будет экспортеров освободить от всего пакета документов. Это первое предложение.
Следующая проблема. Я хочу поддержать Александра Александровича Лисина относительно сбора пакета документов. Сбор пакета документов на практике выглядит следующим образом. ФТС России обладает информацией. Все документы, которые необходимы для подтверждения экспорта находятся в ведении ФТС России. Банки также имеют пакет документов (контракты, инвойсы, соглашения).
Коммуникация между этими органами есть. Несмотря на это, в налоговую службу при подтверждении экспортного НДС мы обязаны предоставить и коносаменты, и различные документы, связанные с экспортом водным транспортом (если везем по морю). Часто надо также предоставить документы, которые связаны с реестрами.
Возникает много несовпадений, поэтому документация продолжает предоставляться в больших объемах. У нас такие хорошие компьютерные технологии, и было бы очень хорошо, если электронный документооборот ФНС России, ФТС России и банка был единым. На сегодняшний день промышленность работает, и мы одни и те же пакеты документы собираем по несколько раз.
Это не связано с возмещением НДС, это связано с разными структурами, которые должны быть проинформированы».
Курочкина Оксана Леонидовна, руководитель компании «Право для бизнеса», адвокат: «Хотелось бы обратить внимание на слова Лисина Александра Александровича по поводу изменения вектора отношения к участникам хозяйственной внешнеэкономической деятельности и презумпции невиновности.
Как подтвердить нулевую ставку по НДС
> > > 24 июля 2023 Подтверждение 0% ставки по НДС начинается со сбора предусмотренного законом комплекта документов и подачи его в ИФНС в определенный срок. Документы различаются в зависимости от того, что именно подлежит обложению по нулевой ставке и в какую страну осуществляется вывоз. О нюансах подтверждения права на ставку 0% по НДС читайте в нашем материале.
Ставка 0% по НДС применяется в , среди которых преобладают ситуации вывоза товара/грузов из РФ и оказания услуг перевозчиками, пересекающими в процессе выполнения этих услуг российскую границу (п. 1 ст. 164 НК РФ). Вместе с тем в перечне есть и операции, возникающие внутри страны.
Использование ставки 0% позволяет не начислять НДС при реализации и брать в вычеты налог, предъявляемый поставщиками товаров, работ и услуг, вложенных в создание предмета продажи. Однако чтобы воспользоваться всеми преимуществами такой ставки, необходимо подтвердить право на ее применение. Для этого собирается законодательно оговоренный комплект копий документов, свидетельствующих о соответствии операции всем необходимым требованиям.
Документы представляются в ИФНС в установленные для этого сроки.
Подача неполного комплекта документов к нужному сроку расценивается как несоблюдение сроков подтверждения права на ставку 0% и влечет начисление налога применительно к не подтвержденной документально операции по одной из двух основных ставок (20% или 10%). Это начисление выполняется на дату отгрузки, сопровождается уменьшением его на вычеты (п.
10 ст. 171 НК РФ) и требует уплаты пеней. При этом возможность воспользоваться ставкой 0% возвращается, когда будет сформирован полный пакет документов (п.
Изменения на китайском рынке
Подробнее об этом рассказала заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации оборота древесины и лесопромышленной продукции (CTWPDA) Шен Вей. В качестве одного из главных трендов она отметила снижение объёмов продаж недвижимости в КНР в 2022 году на 24,3%. А поскольку рынок недвижимости тесно связан с потреблением древесины, неудивительно, что снижение наметилось и в этом направлении. Так, по данным ассоциации, импорт древесины в Китай в прошлом году сократился на 22%.
«На хвойную древесину приходится основное снижение импорта: он сократился на 31 млн кубометров, или 38%, а импорт хвойных пиломатериалов — на 23 млн кубометров, или 16%. При этом импорт твёрдых пород древесины остается стабильным: он составил 14 млн кубометров, т. е. увеличился на 9%, а объём импортируемых брёвен древесины твёрдых пород составил 13 млн кубов, сократившись на 9%», — привела данные представитель китайской ассоциации.
Что касается распределения импорта в КНР по странам, то основными поставщиками круглой древесины хвойных пород в КНР являются Новая Зеландия и Германия, а хвойные пиломатериалы, как уже было сказано, поступают в основном из России. В сегменте древесины твёрдых пород лидерами по поставкам круглого леса являются Папуа Новая Гвинея, Россия и Соломоновы Острова, по пиломатериалам в этом сегменте первенство удерживает Таиланд.
Произошли изменения и в логистике китайского импорта: Шен Вей рассказала, что некоторые порты стали новыми хабами для сообщения с Европой по железной дороге. Среди них Чэнду, Чунцин, Чжэнчжоу, Ухань и Нанкин. В то же время значение старых хабов, таких как Суйфэньхэ и Маньчжоули, снижается. Представитель ассоциации объяснила это тем, что в новых точках распределения древесина получает первичную переработку, чего нет в традиционных транспортных хабах.
Крупнейшим портом по импорту хвойных пород в Китае до недавнего времени считался Тайцан, однако его правительство намерено в ближайшие три года прекратить фитосанитарную обработку древесины. Из-за этого многие трейдеры покинули этот пункт и переехали в Жичжао или внутренние районы вдоль рек, такие как Чаншу и Чжэньцзян.