Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты и субъекты социальной защиты и социальной поддержки населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Различают субъекты и объекты социальной защиты (рис. 5). Меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой — адресованы отдельным социальным группам населения. Социальная защита населения распространяется на всех граждан: при обеспечении каждому человеку возможности применять свои способности, иметь доход; при официальном установлении прожиточного минимума; при защите интересов потребителей; при индексации доходов. Социальная защита адресно затрагивает несколько групп населения: безработных, пенсионеров, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, ветеранов (труда, военной службы), граждан, подвергшихся катастрофам (землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и др.), семьи с детьми, детей-сирот.
К основным видам относятся:
- Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
- Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
- Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.
В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:
- Поддерживать стабильность общественной ситуации.
- Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
- Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
- Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.
Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.
Проблема социально-экономической защиты обычных граждан является самой актуальной на сегодняшний день. Государство обязано успешно прогнозировать, планировать и выполнять действия, направленные на обеспечение защищенности граждан.
Разделяют три основные группы, которым оказывает помощь государство:
- Прежде всего люди занимают основную позицию в населении планеты, которым государство обязано предоставлять необходимую поддержку.
- Ко второй группе относятся работники государственных учреждений и занимающие социально-активные должности в таких сферах: медицинская, военная, образовательная.
- К третьей группе относятся люди с ограниченными возможностями, которые не могут позаботиться о себе должным образом: инвалиды, матери-одиночки, дети-сироты, пенсионеры, многодетные семье, безработные граждане. Так как жизнь этих людей особенно уязвима – государство в первую очередь должно оказывать им своевременную помощь и гарантии защиты.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.
Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;
— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;
— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;
— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;
— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.
Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.
Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.
Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.
Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе [3]. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Именно поэтому важность социальной сферы нельзя недооценивать [1].
Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием, что по сути это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или/и предупреждение возникновения такой ситуации. Можно выделить три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение; защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека; стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства.
Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основные категории системы социальной защиты: социальное страхование; социальное обеспечение; социальная помощь.
Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты – благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.
В апреле 2017 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в дискуссии «Развилки и перспективы развития социальной политики» в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проходящей в Высшей школе экономики 11-14 апреля.
В обсуждении участвовали эксперты, занимающиеся вопросами пенсионного обеспечения, доходов населения, занятости и трудовых отношений, социального обслуживания населения и др.
Глава Минтруда России Максим Топилин отметил необходимость сохранения страховых принципов в системе социального обеспечения в России, в том числе в пенсионной системе.
В 2012 году Правительством утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Она исходит из того, что нам нужно двигаться по пути развития страховых инструментов, страховых институтов, что мы и делаем. Усиление страховых принципов – ключевое направление.
В последние годы была серьезно снижена зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. Если в 2012-2013 годах не были бы приняты меры по сбалансированности Пенсионного фонда, по уходу от зависимости от трансфертов, то сегодня такого результаты не было бы. В 2012 году трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 3,1% ВВП, в 2016 году – 2,5% ВВП. Прогноз на 2017 год – 2,5% ВВП, на 2018 год – 2,3%, на 2019 год –2,2% ВВП.
Одним из вызовов для России Министр назвал демографическую ситуацию. «В последний год мы видим не радующие нас тенденции по рождаемости. Это прогнозировалось. По оценкам демографов, мы должны были прийти в зону сокращения рождений два-три года назад. Но вопреки всем демографическим прогнозам этого не происходило. Считаем, что сработали меры, которые мы принимали по поддержке семей, прежде всего, меры, направленные на стимулирование рождаемости»,[31] – сказал Министр.
Сейчас необходимо разработать дополнительные меры по поддержанию уровня рождений, чтобы не скатиться в 2006-2007 годы, когда рождалось чуть более 1,3-1,4 млн детей в год. Число женщин в репродуктивном возрасте уже не первый год снижается, и нужно этим тенденциям попытаться противостоять. Предотвратить серьезное сокращение рождений можно дополнительными мерами. Это показывает практика. На протяжении 2006-2015 годов постоянно дополнялись меры поддержки семейной политики новыми и новыми инструментами – материнский капитал, пособия, в том числе на третьего ребенка, детские сады.
Эффективным инструментом поддержки семьи, в том числе доходов, является организация яслей для детей от полутора до трех лет. Было бы целесообразно подумать над тем, чтобы программу по детским садам расширить до полутора лет, потому что мама должна работать. Многие регионы этим занимаются.
Министр также отметил, что семьи необходимо поддерживать прежде всего с точки зрения занятости.
Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.
Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.
Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению. Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Социальная защита может быть определена, как система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами. К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.
Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.
Система обязанностей защиты
Замечание 1
Система социальной защиты является очень существенным сегментом рыночного, социально ориентированного государства. Также в сферу интересов социальной защиты входит сфера жизненно-важных интересов граждан государства.
Система социальной защиты населения достаточно обширная и многоаспектная. Сюда входят социальные гарантии (минимальные социальные стандарты и льготы, предоставляемые нуждающемуся населению).
Социальная помощь со стороны системы социальной защиты выражается в двух крупных элементах. Во-первых, это социальное обслуживание – социальный уход, социальная реабилитация, социальный приют, а также система социально-бытовых услуг для нуждающихся. Во-вторых, социальное обеспечение со стороны государства и органов социальной защиты: предметы первой необходимости, социальные и медицинские услуги, социальные компенсации, пенсии и пособия нуждающимся.
Еще одна немаловажная сфера социальной защиты – это социальное страхование. Оно заключается в выплатах пенсий и пособий в случае несчастных случаев, которые могут произойти с застрахованными гражданами.
То, насколько своевременно и качественно органы социальной со защиты выполняют свои ключевые обязанности, является показателем, очень яркой характеристикой того, на каком уровне развития находится государство, ведь именно в отношении к своим гражданам проявляется его истинная сущность. Здесь же главную роль играют принципы социальной защиты. Во всех странах они примерно идентичны, отличаются лишь в зависимости от специфики развития государства.
В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:
- экономические;
- правовые;
- организационные;
- медико-социальные;
- педагогические;
- психологические.
Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:
- одинокие матери и старики;
- с ограниченными возможностями;
- граждане, которых сократили на работе или предприятие ликвидировалось, потерявшие официальную занятость и, не имеющие других доходов.
Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.
Пособие на погребение
Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.
Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.
Перечислим следующие:
- Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
- Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
- Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
- Управление финансируется из бюджета города.
- Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.
Соц. защита населения – деятельность гос-ва по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики по реализации совокупности законодательно-закрепленных экономических, правовых и соц. гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших соц. прав.
Сущность соц. защиты населения:
Социальная защита, представляет собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные соц. проблемы, с категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты, таким гражданам при наступлении неблагоприятных событий представляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме различного рода услуг.
Организация управления социальной защиты населения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ, его правовое положение, главные задачи, функции в области социальной защиты населения, структура.
Организация управления социальной политики осуществляется на основании положения об УСП и осуществляет следующие полномочия в сфере социальной защиты:
1) участвует в реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, осуществляет мероприятия по повышению уровня социального обеспечения населения
2) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3) формирует и ведет регистр категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки
4) осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.