Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право родители бить ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самой легкой ситуацией являются побои, которые, согласно статье 116 Уголовного кодекса, квалифицируются как «насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не имели последствий даже в виде легкого вреда здоровью».
Учителя должны помогать в ситуациях, когда подозревают домашнее насилие в отношении ученика. Однако по закону вы не обязаны вмешиваться.
Сначала вы должны попытаться поговорить с ребенком в доверительном тоне. Вы можете мягко спросить, как идут дела дома. Однако это должен быть очень скромный разговор. Это связано с тем, что дети не любят активных нападок со стороны родителей.
Прежде чем предпринимать дальнейшие действия, желательно убедиться, что в организме нет никаких признаков сердцебиения.
Конечно, раздевать детей не разрешается, но можно их обмануть. Например, с помощью медсестры: отправить его на фальшивый медицинский осмотр, чтобы проверить, нет ли синяков и характерных ран.
Если учитель убежден, что в семье существует физическое наказание, он должен обратиться к социальному педагогу и педагогу-психологу. Вместе они решат, что следует предпринять.
Первый шаг — вызвать родителей в школу и поговорить с ними по-доброму. Ситуации, в которых может проявляться домашнее насилие; представьте себе семью с восемью детьми, матерью, работающей в три смены уборщицей, и пьющим отцом. Абсолютно понятно, что выплескивание детей — это рациональный ответ матери на ее ужасную жизнь.
И в этом случае предпочтительнее предложить помощь, а не угрожать наказанием. Например, обратиться в социальные службы и органы опеки, которые имеют возможность не только помочь, но и забрать ребенка.
Если в ходе общения выясняется, что родитель ненормальный и абсолютно злой, то принцип защиты детей, психолог, социальный педагог, имеет право прийти в дом ребенка и посмотреть, что там происходит.
В этом случае в игру вступает закон. Например, согласно статье 77 Семейного кодекса РФ, ребенок может быть изъят из семьи в течение 24 часов, если его жизни или здоровью угрожает опасность.
Если необходимо временное изъятие из семьи, детей переводят в центр социальной реинтеграции (ЦСА), где они прожили некоторое время.
Многие из них боятся этого места. Они считают, что их будут бить и убивать, что является кошмаром. Однако мой опыт показывает, что это не так. По крайней мере, в Москве современные центры очень приличные. Многие дети говорили, что они там отдыхают: хорошо едят, хорошо спят. Да, это не мир с розовыми пони, но эти детские дома совершенно не захламлены.
Как только родители исправятся и будут устранены причины, по которым их забрали, дети смогут вернуться в свои семьи.
«Мое воспитание напоминало дрессировку»
Когда я родилась, моей матери было 18 лет, а отцу — 17. Я была незапланированным ребенком. Он еще учился в университете, и они жили у камина.
У обоих были взрывные характеры, и они часто спорили друг с другом. Иногда случались даже физические столкновения. В порыве гнева они рвали друг на друге одежду или ругались.
Я рано начал впитывать культуру насилия, потому что в детстве видел их шутки, но и сам испытал это на себе.
Когда мне было четыре года, они разошлись, и я осталась с мамой. С самого раннего возраста я проявляла интерес к учебе и почти сразу стала отличницей в школе. Когда мама поняла это, она решила быть строгой и решительной во всех вопросах, касающихся моего образования.
Например, я не могла работать самостоятельно. После школы я писала их в черновиках. Я ненавидел это: я мог уйти из школы до обеда, сделать все за час и пойти гулять вечером, но в итоге я переписывал все, что проверял по работе, а потом мама ждала.
Если я не сдавал работу правильно, мама кричала на меня и рвала мои конспекты. Тогда мне приходилось переписывать не только новую работу, но и все предыдущие, включая классную». Когда он злился, он никогда не стеснялся в выражениях.
Он говорил мне ужасно страшные вещи, и я впитывала их, думая, что они того стоят.
Из-за этого я была маленькой девочкой, и моя мама очень боялась. Я боялась, что он будет бить меня, нападать на меня, рвать мои тетради и наказывать меня. Иногда мои страхи действительно приводили меня в бешенство.
Например, я любила сидеть на полу и делать уроки, что не нравилось моей маме. Как только я слышала, как ключ поворачивается в дверном замке, я бежала в кабинет как можно быстрее и бросала туда все свои книги, чтобы представить, что я там учусь. Я знал, что если он увидит меня сидящим на полу с моими уроками, то убьет меня.
Мое воспитание было похоже на образование. Мама относилась ко мне по принципу кнута и пряника. Чаще всего она предпочитала первый способ.
«Наши отношения напоминали американские горки»
Постоянные конфликты с матерью привели к тому, что я всегда чувствовала себя виноватой за все, что происходило в моей жизни. После скандала мы могли не общаться неделями. Моя мать просто входила и ходила вокруг, ожидая, когда я встану на колени, чтобы извиниться.
Мне очень, очень нужно было взять на себя ответственность, но я делала это большую часть своей жизни.
Я всегда плакала во время наших ссор — это была моя защитная реакция на те ужасные вещи, которые он мне говорил. И по сей день я разговариваю со своими родителями как маленькая девочка. Даже сейчас, спустя годы, после каждой ссоры с мамой я наклоняюсь и плачу, не в силах остановиться.
Когда мама видела, что я плачу, она говорила мне, что у нее плохая дочь и плакать должна она, а не я. Мой отец пытался помирить нас, когда понял, что мы так долго игнорировали друг друга, но он не имел прямого дела с матерью и не напоминал мне постоянно, чего я хочу. Это только усугубило мое чувство вины, которое я сейчас пытаюсь преодолеть с помощью психолога.
Мои отношения с матерью ненадолго улучшились после рождения брата. Когда мы не ссорились, мне было чем с ней поделиться: мы говорили о моей личной жизни, я просила у нее советов. В то время у нас были очень доверительные отношения, хорошие отношения, но как только начиналась ссора или менялось мое настроение, она меняла все хорошее, чем делилась со мной.
Наши отношения были похожи на поезд в парке развлечений. Положительные моменты внезапно сменялись отрицательными, и казалось, что конца этому не видно.
Среди причин, по которым малолетнего или несовершеннолетнего родители наказывают физически, часто называют семейные традиции воспитания, неспособность справиться иными методы воздействия, неуправляемость сына или дочери.
Однако чаще всего корень проблемы – в некомпетентности мам и пап, неумении воспитывать или нежелании выполнять обязанности по воспитанию детей. Часто на детях вымещают зло за неудачи на работе, в личной жизни, считая их виновниками всех бед.
Чаще всего побои наносят малышам, которым нет и 5 лет: ребенок заведомо беспомощен, он еще не понимает, куда и как обратиться за помощью, кому рассказать о том, что его бьют.
Порой такие детки и говорить не умеют, либо им внушили, что о таком стыдно и запрещено говорить с посторонними, либо малолетние запуганы и страшатся более серьезного наказания, если обмолвятся о том, откуда у них синяки.
Как правило, уже в школе, где дети находятся на глазах у множества посторонних – ровесников, педагогов, психологов, скрывать правду становится невозможно. Малыши уже способны правильно оценить настроение родителей и уровень угрозы, убежать, спрятаться, позвать на помощь.
Синяки и ссадины непременно привлекут внимание, да и сам школьник способен откровенно поговорить с учителем. Именно поэтому сами факты нанесения побоев малолетнему школьного возраста становятся известны чаще, но случают правонарушения и преступления в отношении них в семьях реже.
Что чувствует ребенок
Но, если бы они только задумались: «Что чувствует мой ребёнок, когда от самого родного человека исходит опасность?»
Страх, злость, унижение и безысходность сменяют ненависть и не любовь. Нет, ребёнок всё равно продолжает любить своего родителя, а вот себя вряд ли. Так, к сожалению, устроена детская психика.
Кто-то думает, что ремень закаляет, что такие «методы воспитания» вырабатывают в человеке внутреннюю силу и стойкость. Но, порождают они, на самом деле, лишь неуверенность и озлобленность. Ребёнок либо не сможет отстаивать себя в будущем, будет не решительным и пассивным, либо научится делать это с помощью силы, как научили. И снова круг замкнётся.
«Если вы будете бить ребёнка за плохие поступки, он не будет бояться совершать их снова. Он будет бояться вас.» (с)
Этого ли мы хотим своим детям?
Какие могут быть последствия для психики
На что может повлиять безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?
Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физическое воздействие на ребенка — это как чинить микросхему кувалдой. При таких методах тормозится психосексуальное развитие: природные качества и таланты остаются неразвитыми. Это как сорвать зеленый апельсин с дерева и ждать, что он будет сладким.
В. Г.: Дети, постоянно вздрагивающие от ожидания физического наказания, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.
Во время физических наказаний у ребенка может выработаться страх перед родителями: с течением времени это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. На фоне такого состояния малышу легче не подходить к маме и папе, сидеть в уголочке, играть одному. Такой ребенок потом очень тяжело адаптируется в окружающем мире: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.
Я работала с ребятами с 6 до 15 лет, которые ненавидят своих родителей. Они говорят: «Мне приходится это терпеть», «Я не знаю, когда это закончится», «Я хочу, чтобы меня просто перестали бить».
И мы с ними учимся открывать сердце для любви, нежности и заботы. «Вытащить» их очень сложно. Родители в таких ситуациях иногда говорят, что их дети стали замкнутыми, закрытыми. Но первопричиной является не ребенок: с каждым ударом у него растет количество обиды, нарушается его естественная связь с родными. В семье с насилием никогда не будет взаимопонимания.
Униженный ребенок всегда одинок. В таком состоянии он может попасть в плохие компании, начать злоупотреблять вредными привычками, думать о суициде. Он будет пытаться найти себя. Невозможно изменить его мировоззрение, потому что то, что ему недодали, он будет искать в «удовольствии».
Ребенок, которого в детстве били, выходя в свет, всегда очень насторожен: к резким движениям, звукам. Не может найти друзей, ему тяжело довериться кому-то, причем в отношениях со второй половиной тоже. В будущем у него — низкая самооценка и уверенность в жизни и себе. А еще его будет всегда преследовать право сильного: либо он будет чувствовать чью-то силу над собой, либо сам начнет применять ее в отношении тех, кто слабее его — детей, своего партнера.
Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?
Ю. К.: Если в семье не считаются с мнением ребенка, физические границы не имеют значения, а его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают в родителях раздражение и агрессию, то и мир вокруг будет так же относиться к ребенку: например, закрепляется такой сценарий — будущий партнер может тоже применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами.
В. Г.: Если вы отшлепали малыша в 1,5–2 года, то значит вы позволили прикасаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок выйдет в окружающий мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. Так нарушается граница неприкосновенности.
«Комендантский час» для подростков
Памятка
Закон Санкт‑Петербурга от 19.02.2014 №48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт‑Петербурге и внесении изменений в закон Санкт‑Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»
Почему возникла необходимость принять такой закон?
Закон был принят в целях защиты детей от опасных ситуаций, в которые они могут попасть, находясь в ночное время на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.
Что такое «комендантский час»?
В Санкт‑Петербурге с 03.03.2014 года действует запрет прогулок по ночному городу для несовершеннолетних, то есть «комендантский час». Не допускается нахождение подростков в возрасте до 16 лет в ночное время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая и с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Для подростков от 16 до 18 лет — с 23.00.
В качестве исключений выступают: новогодняя ночь, школьные выпускные и официальные праздники.
Почему ограничение установлено именно с это время, ведь преступление может быть совершено в любое время?
Статистика показывает, что большинство преступлений совершается, в основном, в ночное время. Ночью преступнику легче скрыться от задержания. Кроме того, свидетелей преступления ночью гораздо меньше, так как большинство граждан в это время находятся дома. А это значит, что шансов найти преступника и раскрыть преступление у сотрудников полиции меньше.
Согласитесь, что никакой ребенок не хочет оказаться ночью на улице один на один с преступником!
Что произойдет, если ребенок будет замечен ночью на улице без сопровождения взрослых, и кто может его задержать?
Любой взрослый, увидевший ребенка на улице без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в ночное время, должен сообщить об этом родителям ребенка (если знаком с ними) либо в полицию. Сотрудники полиции должны отвести ребенка домой. В случае, если это невозможно, и связаться с родителями не удалось, ребенка могут доставить в отделение полиции для того, чтобы обеспечить его безопасность до тех пор, пока не будут найдены его родители. За три часа (это максимально разрешённое время пребывания несовершеннолетнего в полиции) сотрудник полиции обязан установить место жительства подростка, а если это не удастся, передать ребенка сотрудникам социальных служб.
Как должен обращаться с подростком сотрудник полиции?
Сотрудник полиции вправе поинтересоваться, почему ты находишься на улице в ночное время без сопровождения взрослых, куда ты направляешься, как тебя зовут, где ты живешь, как связаться с твоими родителями. При этом сотрудники полиции должны быть вежливы: они обязаны представиться и доказать, что они действительно работают в полиции (предъявить служебное удостоверение). Если у тебя есть с собой телефон, ты можешь сам набрать номер телефона кого-то из своих родителей (законных представителей) и предложить сотруднику полиции поговорить с ними. Разговаривай с сотрудниками полиции спокойно, уверенно, вежливо, не пытайся убежать.
Какие последствия ночного задержания ребенка ожидают родителей?
Родители должны понимать, что несут полную ответственность за поведение своих детей, в том числе и за их нахождение без присмотра на улице в ночное время. Чтобы заставить родителей уделять больше внимания своим детям, в законе о «комендантском часе» предусмотрены штрафы. На первый раз нерадивых папу или маму предупредят, или накажут штрафом от 1000 до 3000 рублей. На второй раз им придётся выложить уже от 3000 до 5000 тысяч (ст.8-2 Закона Санкт‑Петербурга от 31 мая 2010г. №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»).
ЗА РЕБЕНКА ОТВЕЧАЮТ ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ!
А как быть, если ребенок поздно возвращается, скажем, с тренировки или от репетитора?
В этом случае родители обязаны встречать ребенка или договориться, чтобы кто-то из взрослых, кому они доверяют, провожал его до дома.
Может ли несовершеннолетний гулять в ночное время с друзьями, которым уже исполнилось 18 лет?
Не может, потому что друзья не несут за него ответственность. Только родители (или законные представители) ответственны за ребенка.
Не нарушает ли этот закон права ребенка?
Конечно, не нарушает. Наоборот, этот закон стоит на защите детей от преступных действий других людей.
Почему наказывать детей не только жестоко, но и бессмысленно
«Физические наказания не работают в долгосрочной перспективе. Если избить ребенка за невыученный параграф по истории, он его выучит, но от учебы начнет испытывать отвращение. Обычно ребенок не понимает, за что его бьют, — он просто боится родителя», — подчеркивает Горохова.
С ней согласна Гололобова. Из-за жестокости и наказаний дети не чувствуют себя в безопасности, поэтому перестают быть любопытными, деятельными и инициативными, прекращают изучать окружающий мир.
Насилие не учит ребенка исправлять свои ошибки. Оно учит его бояться родителей
«Ребенок думает: “Лучше вообще ничего больше не делать, чтобы не наказали. Если я совершу ошибку, мне будет больно”, — отмечает Гололобова. — Когда дети боятся родителей, они не понимают причинно-следственную связь между своими поступками и их последствиями. Они думают: “Меня наказали, потому что мама в плохом настроении”».
Что делать, если обижают ребёнка :
Часто можно услышать вопрос: что делать, если рядом с вами кто-то бьет или унижает ребенка? Пройти мимо? Не обращать внимания, сами раз-берутся? Или вмешаться, чтобы остановить насилие над ребенком?
Это не самый простой вопрос. Если мы видим, что преступление (а фи-зическое насилие — это всегда преступление) совершают посторонние для ре-бенка люди, мы обязаны вмешаться. В этой ситуации рядом нет родителей, которые могли бы отстаивать интересы ребенка. Возможно, вы единственный человек, кто сможет в этой ситуации помочь ребенку.
Если к ребенку применяют насилие, безучастным оставаться нельзя, но действовать нужно с холодной головой и по ситуации. Ругаться с обидчика-ми и читать им лекции о воспитании детей не имеет смысла.
Во-первых, это не изменит их отношения к ребенку; во-вторых, есть шанс, что это вызовет еще большую злость. Решили вмешаться? Сначала спросите: «Чем вам мож-но помочь?» Это снизит уровень агрессии и переключит внимание.
Возмож-но, человеку нужна помощь и поддержка.
Думаете, что жизни и здоровью ребенка угрожает опасность прямо сейчас? Звоните в полицию по телефону 02 или на телефон единой дежурно-диспетчерской службы — 112.
Сложнее принять решение, нужно ли вмешаться, если жестокость в от-ношении ребенка проявляют его родители или близкие люди.
Ведь именно они должны отвечать за безопасность и здоровье ребенка, за его психологи-ческое благополучие.
Но, к сожалению, у родителей не всегда хватает муд-рости, терпения, знаний, душевных сил, чтобы в сложных ситуациях дей-ствовать как Родитель — осознанно и с уважением.
Домашнее насилие — тема, которая все чаще и чаще становится предме-том обсуждения. Если мы закроем глаза и притворимся, что в мире нет про-блем, они никогда не решатся.
Возможно, молодые родители не справляются с новыми обязанностями или у матери случилось эмоциональное выгорание. Бывает, что агрессию проявляет отец, так что помощь нужна и ребенку, и матери.
Многих детей родители бьют. Кого-то шлепают ремнем за плохие оценки, кому-то оставляют раны и синяки. Насилие в семье недопустимо в любом виде.
Сообщить в полицию о насилии в отношении несовершеннолетнего — также наша обязанность.
Если у вас за стенкой регулярно слышны крики, детский плач, звуки, характерные для драки, вы обязаны сообщить о воз-можном преступлении в отношении несовершеннолетнего в полицию — 02 или по телефону единой дежурно-диспетчерской службы — 112. Даже если насилие совершают родители или другие близкие ребенку люди.
Если окружающие начнут транслировать негативное отношение к насилию, родитель будет понимать, что это — не норма. И что он не справил-ся как родитель и ему нужна помощь.
Несовершеннолетние наравне со взрослыми могут защищать свои пра-ва. Особенно в тех случаях, когда защитить больше некому. В любом воз-расте ребёнок имеет право обратиться с заявлением в полицию или вызвать сотрудников полиции на место преступления, в том числе он может заявить о совершении преступления его родителями или другими родственниками и попросить защиты.
Кроме того, несовершеннолетний, достигший возраста 10 лет, в отно-шении которого родителями совершены противоправные действия, может быть помещён в государственное казённое учреждение социального обслу-живания Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ул. Гагарина, д. 186) по личному заявлению.
На маленького мальчика, играющего в уголке подъезда с машинкой, обратили внимание неравнодушные соседи. Как оказалось, ребёнка выстави-ли на лестницу родители, малыш мешал им выпивать в компании приятелей.
На тревожный сигнал сразу выехали сотрудники отдела полиции Управления МВД России по городу Краснодару, забрали малыша у сильно нетрезвых и невменяемых родителей. Мальчика поместили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Эта история — лишь одна из тех ситуаций, когда неравнодушные люди, возможно спасли жизнь ребён-ку.
В городе Краснодаре осуществляет деятельность помощник Уполно-моченного по правам ребёнка в Краснодарском крае (ул. Северная, 279, каб. 68, тел. 2518645). Помощник Уполномоченного в своей работе взаимодей-ствует со всеми структурами профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних и оказывает помощь в сфере защиты прав и закон-ных интересов несовершеннолетних.
Порой детям или подросткам трудно решиться на откровенный разго-вор с родителями, так как они боятся столкнуться в ответ с непониманием, руганью и упреками в неправильном поведении.
Далеко не все дети способ-ны общаться с мамой и папой, как с лучшими друзьями, и порой для того, чтобы поделиться наболевшим, им требуется человек со стороны.
Если же рядом нет никого, кто мог бы помочь советом или просто выслушать, на по-мощь придут специалисты телефона доверия.
Мины, всплывающие на поверхность
— Предположим, ребенок попадает из своей неблагополучной семьи в детский дом, а потом его забирает приемная семья. Справятся ли приемные родители с такой непростой ситуацией? Что может происходить в таком случае?
— У ребенка складывается определенная модель взаимодействия со взрослыми. Битье — это очень грубое воздействие. И когда потом такие дети попадают в иные условия, где их пытаются ставить в некие рамки, учат другими способами, мягкими, они оказываются к таким методам нечувствительными.
Дети, испытывавшие физическое насилие, существуют в дихотомии «тиран-жертва». Это означает, что они пасуют перед теми, кто сильнее их, но сами могут претендовать на лидерство перед теми, кого они считают более слабыми. А сила для них – это именно грубое ее проявление. Поэтому такой ребенок либо провоцирует своих приемных родителей на проявление грубости, на битье, пытаясь выстроить из них образ и подобие кровных родителей. Либо может сам проявлять в семье агрессию, в том числе физическую. И приемным родителям приходится демонстрировать действительную твердость духа и силу, чтобы противостоять этому и учить ребенка жизни без физического насилия. Это бывает невероятно трудно.
Вообще, это иллюзия – считать, что ребенок — это чистый лист бумаги, на котором вы пишете то, что считаете нужным. Взаимные отношения – это приспособление друг ко другу, путь ошибок, компромиссов, который цементируется любовью, когда мы ищем пути для близости. Дети, которых били, пытаются выстроить с вами понятные им прежние жесткие отношения , потому что это им понятно, а непонятное – наихудшая угроза. Применение грубой силы им понятно. И, как ни странно, ожидать насилия им проще, чем испытывать панику и напряжение, ожидая неизвестной реакции. Если такой ребенок осознает, что не может добиться от приемных родителей грубой модели поведения, он решает, что сам будет давить, и пытается стать тираном.
— Можно ли выправить такие усвоенные ребенком нормы поведения?
— В каких-то случаях исправить такое поведение реально, в каких-то — затруднительно. Это зависит от многих факторов. В частности, насколько серьезным был опыт насилия, опыт травмированности. Была ли у ребенка в этом опыте любовь, какая-то бабушка, может быть, хоть кто-нибудь, кто его любил, и эта любовь была противовесом насилию. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка – характера, склада нервной системы. Важна профессиональная реабилитационная (психологическая, социальная) работа с травмой.
Иногда кажется, зачем «ворошить прошлое» — травматическая ситуация как будто «забывается». Но через какое-то время, когда ребенок уже в безопасности, воспоминания о болезненных событиях сами могут всколыхнуться, подняться. Это как глубоководная мина. Может повлиять какая-то ситуация, напоминающая о прошлом. Так бывает со случаями сексуального насилия – ребенок вроде «не помнит» о том, что с ним/с ней было, но потом в той или иной ситуации может начать демонстрировать неадекватное сексуальное поведение.
Помню историю девочки, которую в 4 года выбросили из окна пятого этажа. Она жила в семье, где пили, была свидетелем пьяных оргий и, скорее всего, подвергалась побоям. После трагедии врачи семь месяцев собирали ее буквально по частям. Ребенок не помнил, как всё произошло, и ничего не мог рассказать ни врачам, ни милиции. В таком случае происходит вытеснение – память отторгает воспоминания о каких-то ужасных событиях. С помощью определенных методик можно вытащить эти воспоминания, но тут уже вопрос – стоит ли это делать.
Эта девочку перевели из больницы в приют, затем в детский дом, а вскоре нашлась новая любящая семья. Ребенок отставал и в физическом, и в эмоциональном, и в социальном развитии. Были проблемы с нервной системой. С девочкой работали специалисты — медики, психологи, педагоги. Но решающую роль в ее судьбе сыграла новая семья. Приемные родители знали всю историю девочки, понимали серьезность проблемы. Это были зрелые, эмоционально теплые люди. Им ребенок нужен был не для того, чтобы сплотить семью, реализовать себя или выполнить какие-то прочие их задачи. Они понимали, что это – «ребенок-чертополох», и взялись за дело, что называется, с открытым забралом. И преодолели всё. Сейчас эта девочка уже взрослая, замужем, сама стала мамой, у нее все хорошо. Она все знает о своем прошлом. Да, у нее бывают какие-то проблемы, растущие из детства, она с ними борется. Но важно, что любящие люди помогли ей выправиться.
Есть другая история. В семье росли два мальчика. Мать была взрывная, жестокая. У нее периодически появлялись мужчины. Бабушка любила старшего внука, а к младшему почему-то относилась холодно, и от матери младшему доставалось больше. Этот мальчик не получил никакого опыта любви в семье, в отличие от старшего брата. Позже братья попали в приют, их физическое и интеллектуальное состояние выправилось довольно быстро. Вскоре им нашли приемную семью – хорошую, любящую. В решении возникавших у них проблем – социальных, психологических – принимали участие специалисты. Но младшему брату это не помогло. У старшего брата во взрослой жизни все сложилось благополучно, а у младшего постоянно были конфликты, он провоцировал окружающих на агрессию, нарушение правил, и уже в подростковом возрасте вёл полукриминальный образ жизни.
— С какими проблемами во взрослом возрасте может столкнуться человек, которого били в детстве?
— Физическое насилие для детей – это, прежде всего, образец поведения. Они учатся относиться так к другим людям, в том числе к своим собственным детям. Позже им будет стоить большого труда сдерживаться, ведь они легко впадают в ярость в конфликтных ситуациях. Это результат собственной травмированности и усвоенная модель поведения. Чтобы разорвать порочный круг, человеку нужно сначала осознать, что это неправильно, а потом предстоит еще более сложное – понять, как же возможно по-другому.
Что такое физическое насилие? Это, во-первых, способ выместить на ребенке свой гнев. Во-вторых, стремление его напугать. Страх — самый простой способ воздействия, принятый в обществах тоталитаризма и диктатуры. Гораздо труднее думать, искать подходы. Понятно, что быть родителем не так просто. И даже у самых прекрасных пап и мам бывают моменты усталости, злости, и они могут не выдержать, шлепнуть. Но когда это разовый случай, он таким и запечатлевается в душе ребенка – и даже, в общем-то, имеет значение, ведь ребенок осознает, что его любящий и любимый родитель был выведен из себя.
Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей
Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.
Перечислим основные права учителя.
Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.
Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).
Подростковый возраст нередко называют трудным, ведь именно в эти годы дети становятся своенравны и неуправляемы. Однако большинство несовершеннолетних бунтарей признают родительский авторитет, а потому выражают свой протест, не переходя границы дозволенного. Но бывают и исключения из правил.
Например, недавно на один из правовых порталов обратилась женщина, которой систематически наносит побои несовершеннолетняя дочь. Она настолько отчаялась, что обратилась в полицию. Однако полицейские сказали ей, что виной всему – неправильное воспитание. Правоохранители не только отказались принимать у женщины заявление, но и пригрозили ей, что уведомят о ее визите работников соцзащиты, которые выполнят необходимые проверки.
Таким образом, все законы оказались на стороне детей. И даже когда женщина сняла побои и пришла в полицию с доказательствами своих слов, ей сказали, что подобные действия бесполезны. Даже если несовершеннолетней дочери и выпишут штраф, то платить его придется родителям. Получается, что наибольшая справедливость, которой можно добиться родителю – это попасть на деньги. Но это лишь на первый взгляд.
Преступления, связанные с избиением
Злодеяния, связанные с избиением несовершеннолетнего, можно разделить на 3 вида:
- побои ребенка;
- причинение вреда здоровью различной степени тяжести;
- истязания.
Существует закон об избиении детей родителями, в котором написано, что это считается преступлением. Родителю или любому другому взрослому человеку грозит уголовная ответственность за избиение детей, так как дети наименее защищены от агрессии, насилия, грубого и нечеловеческого обращения со стороны взрослого, поэтому законодательство уделяет особое и пристальное внимание защите детей от разных проявлений антигуманного отношения со стороны близких или посторонних людей.
В какие организации можно обратиться за помощью в случае насильственных и жестоких действий по отношению к ребенку:
- орган опеки и попечительства (обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает ребенок в семье);
- комиссия по делам несовершеннолетних (защита от различных форм насилия);
- уполномоченный по правам ребенка (обеспечение защиты прав детей);
- прокуратура (защита прав ребенка в суде).
Какого результата вы хотите?
Иногда родители бьют своих детей, так сказать, формально, без азарта. Никаких родительских комплексов за этим не стоит, единственная цель – заставить слушаться или наказать за проступок. Удары несильные, физического вреда ребенку не причиняют. И ребенок не обижается на папу или маму, потому что знает – получил за дело.
А вы знаете, что дети могут испытывать удовольствие от битья? Об этом очень много написано в специальной литературе. Например, в таких ощущениях признался французский философ Жан-Жак Руссо в своей «Исповеди». Его шлепала гувернантка, уложив к себе на колени и спустив штанишки. Прикосновения ладони к голому телу доставляли 8-летнему ребенку наслаждение. Не зря едь дети – и любовники! – играют в наказания, шлепая друг друга (ты провинился, я тебя накажу). Удары (ладонью, ремнем, полотенцем) по ягодицам вполне могу пробудить у детей чувственное удовольствие, раздражая седалищные нервы. В результате вы с ребенком, которого лупите, образуете пару садо-мазо. Разве вы этого хотели, когда приступали к телесному наказанию?
Еще одно предостережение. Если вы знаете за собой привычку раздавать детям под горячую руку шлепки и подзатыльники, будьте очень осторожны. Во-первых, снимите с рук кольца. Если ударить по головке массивным обручальным кольцом, можно сделать ребенка косоглазым. Во-вторых, смотрите, где находится ребенок – можно неловко толкнуть и ударить об угол или острый предмет. В-третьих, старайтесь вообще не бить. Имейте совесть: вы же с ребенком в разных весовых категориях. Он беззащитен перед вами. Убийство детей по неосторожности – вполне реальная вещь.
Шлепки — это тоже насилие
— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?
— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?
— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?
Что делать, если обижают ребёнка
Часто можно услышать вопрос: что делать, если рядом с вами кто-то бьет или унижает ребенка? Пройти мимо? Не обращать внимания, сами раз-берутся? Или вмешаться, чтобы остановить насилие над ребенком?
Это не самый простой вопрос. Если мы видим, что преступление (а фи-зическое насилие — это всегда преступление) совершают посторонние для ре-бенка люди, мы обязаны вмешаться. В этой ситуации рядом нет родителей, которые могли бы отстаивать интересы ребенка. Возможно, вы единственный человек, кто сможет в этой ситуации помочь ребенку.
Если к ребенку применяют насилие, безучастным оставаться нельзя, но действовать нужно с холодной головой и по ситуации. Ругаться с обидчика-ми и читать им лекции о воспитании детей не имеет смысла. Во-первых, это не изменит их отношения к ребенку; во-вторых, есть шанс, что это вызовет еще большую злость. Решили вмешаться? Сначала спросите: «Чем вам мож-но помочь?» Это снизит уровень агрессии и переключит внимание. Возмож-но, человеку нужна помощь и поддержка.