Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательно ли вести журнал путевых листов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательность ведения журнала путевых листов обусловлена необходимостью контроля за перемещением грузов, обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований законодательства в сфере транспорта. Журнал путевых листов содержит информацию о маршруте, расписании, грузе, водителе и состоянии транспортного средства.
Независимо от формы (бумажный или электронный) с 1 марта 2023 года путевой лист должен содержать следующие сведения:
- срок действия путевого листа;
- лицо, оформившем путевой лист;
- транспортное средство;
- водитель (водители) транспортного средства;
- вид перевозки;
- вид сообщения.
Указывать номер путевого листа уже не обязательно. Оставить номер и другие реквизиты компания может по своему усмотрению. В этом случае форму путевого листа нужно утвердить локальным актом, например, в составе учетной политики.
Юрлица-собственники ТС в путевом листе должны будут указать:
- полное наименование,
- адрес в пределах местонахождения,
- номер телефона,
- ОГРН.
Индивидуальные предприниматели (ИП) в путевом листе указывают:
- фамилию, имя, отчество (при наличии),
- адрес регистрации по месту жительства,
- номер телефона,
- ОГРН.
Приказом вводится классификация видов перевозки:
- коммерческие перевозки;
- перевозки для собственных нужд;
- передвижение и работа специальных транспортных средств.
Когда нужен электронный путевой лист
Электронный путевой лист — это документ, с помощью которого предприниматель контролирует работу водителя и транспортного средства. В листе описывают маршрут и техническое состояние машины, указывают информацию о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга. Также с помощью электронных путевых листов компания подтверждает расходы, связанные с использованием транспортных средств:
- зарплату водителя;
- надбавки водителям за разъездной характер работы;
- затраты на топливо и запчасти;
- плату за парковку;
- компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.
Что должно быть в путевом листе: формы и реквизиты
Согласно приказу № 390, путевой лист должен содержать следующие сведения:
- срок действия документа;
- данные ИП или компании, которые оформили путевой лист;
- информация о транспортном средстве;
- данные водителя;
- вид перевозки;
- вид сообщения.
В 2023 году эта информация обязательна для всех видов путевых листов, будь то электронный путевой лист грузового автомобиля или электронный путевой лист легкового автомобиля (например, для такси). По желанию собственник автомобиля может включать в ЭПЛ иные дополнительные сведения. Заполнять лист нужно следующим образом:
Дата формирования ЭПЛ | Ставится текущая дата выпуска машины в рейс |
Признак начала рейса | Может быть выезд с парковки или приём транспортного средства |
Вид перевозки | Коммерческая перевозка; Перевозка для собственных нужд; Передвижение и работа специальных транспортных средств |
При коммерческой перевозке выставляется тип | Регулярная перевозка пассажиров и багажа; Перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования; Перевозка пассажиров и багажа по заказу; Перевозка пассажиров и багажа легковым такси; Организованная перевозка групп детей автобусами |
При перевозке грузов | Место отправления и адреса пунктов погрузки и выгрузки |
Вид транспортного сообщения | Городское; Пригородное; Междугородное |
Грузоотправители | Не обязательное (опционально) |
Оформитель | Юридическое лицо или ИП |
Статус | Собственник транспортного средства или арендодатель |
Медосмотр | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Технический контроль транспорт | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Внесение показаний одометра | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Транспортное средство | Тип, марка, модель, регистрационный номер автомобиля, инвентарный номер (опционально), данные по прицепу (опционально) |
Водитель(ли) | Фамилия, Имя, Отчество (если есть), серия и номер ВУ, дата выдачи ВУ |
Послерейсовый медосмотр | Обязателен при пассажирской перевозке, в остальных случаях опционально |
Формирование путевого листа | Один день либо период |
Дата использования | Один день либо начало и окончание использования |
Требования к путевому листу
Образцы путевых листов в 2024 году должны будут содержать следующую информацию:
-
В течение какого срока действует документ. Обязательно указывается полная дата — год, месяц и число. В случае, если путевой лист оформляется на срок более 1 дня, обязательно указываются даты начала и окончания действия документа.
-
Кто именно оформил путевой лист. До изменений в путевых листах в формах нужно было указывать сведения о владельце транспорта. Если документ оформляет ИП, он обязательно указывает в нём свои Ф.И.О., ОГРНИП, адрес регистрации по месту жительства, телефонный номер. Если бланк выдаётся от юридического лица, то в него вносят информацию об ОГРН, полном наименовании, телефонном номере, адресе местонахождения.
-
Какое транспортное средство используется в перевозках. Прописывается информация о том, какой тип (легковой, грузовой и другие), модель и марка транспортного средства используется в перевозках, а при наличии полуприцепов и прицепов также указывается информация о них. Если законом предусмотрена обязанность предсменного или предрейсового контроля, то время (часы и минуты), а также дата проведения техосмотра. Дополнительно прописывается регистрационный и/или инвентарный номер (последний актуален для троллейбусов и трамваев), километры пробега до и после окончания рейса или смены, время и дата выезда и возвращения. Новое правило в снятии показаний одометра: необходимо также указывать их в случае, если на одно транспортное средство оформляется несколько путевых листов. Тогда указываются километры пробега при передаче транспортного средства от одного водителя другому.
-
Кто водитель или водители транспортного средства. В путевом листе прописывается Ф.И.О. водителя, а также время и дата проведения предсменного или предрейсового медосмотра.
-
Вид перевозки. Приказ выделяет 3 вида перевозок: коммерческие, для собственных нужд и в специальных транспортных средствах. В случае коммерческих перевозок дополнительно уточняется их категория — например, работа такси, заказная перевозка грузов или регулярный пассажирский рейс.
-
В форму путевого листа в 2024 году обязательно нужно включать информацию о виде сообщения. Минтранс в приказе выделяет 3 вида: междугородное, пригородное и городское.
Основные требования к ведению журнала учета путевых листов
При ведении журнала учета путевых листов следует соблюдать несколько ключевых требований. Во-первых, вся информация должна быть записана четко и разборчиво. Водитель должен заполнять все поля путевого листа, указывая дату и время начала и окончания рейса, пункты отправления и назначения, а также промежуточные пункты остановок. В случае отклонения от маршрута или приостановки рейса водитель также должен сделать соответствующую запись.
Важным требованием к ведению журнала является его аккуратное оформление. Для удобства и наглядности рекомендуется использовать таблицу, в которой можно выделить отдельные столбцы для различных данных, таких как номер путевого листа, марка и государственный номер автотранспортного средства, данные о водителе и т.д. Это поможет структурировать информацию и облегчит последующую работу с журналом.
Необходимо также следить за актуальностью заполнения журнала учета путевых листов. Водитель обязан заполнять путевой лист перед началом рейса и завершать его после окончания рейса. Никакие путевые листы не должны быть оставлены пустыми или незавершенными. В случае изменений в маршруте или времени рейса, необходимо вносить соответствующие исправления в журнал и подписывать их.
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Обязательная регистрация путевых листов в электронной форме
С 1 января 2024 года все путевые листы должны быть зарегистрированы в электронной форме. Это новое требование, введенное для облегчения и упрощения процесса учета и контроля за транспортными средствами.
Регистрация путевых листов в электронной форме позволит сократить время и затраты на ведение бумажной документации. Теперь водители смогут быстро заполнять и отправлять свои путевые листы на сервер, где они будут храниться и обрабатываться в автоматическом режиме.
Такой способ регистрации позволит обеспечить высокую точность и достоверность данных. Вся информация о маршрутах, пройденном расстоянии, времени стоянок и других деталях будет записана прямо в электронный документ. Это исключит возможность ошибок при заполнении путевых листов вручную.
Для регистрации путевых листов в электронной форме необходимо использовать специальные программы или онлайн-сервисы. На сегодняшний день уже существуют различные решения, которые позволяют автоматизировать процесс учета и контроля за транспортными средствами.
Такая система регистрации путевых листов в электронной форме позволит не только повысить эффективность работы водителей, но и облегчить задачи бухгалтерии и контролирующих органов. Более точная и своевременная информация будет всегда доступна и удобна для анализа и проверки.
Следует отметить, что регистрация путевых листов в электронной форме будет обязательной для всех транспортных предприятий и организаций, которые осуществляют грузоперевозки. Нарушение этого требования может привести к административным и финансовым последствиям.
Важно помнить: переход к регистрации путевых листов в электронной форме является не только обязательным, но и выгодным с точки зрения экономии времени и ресурсов. Водителям и организациям следует приступить к внедрению электронной системы учета как можно раньше, чтобы быть готовыми к новым требованиям и сохранить свою конкурентоспособность.
Обязательная регистрация путевых листов в электронной форме станет большим шагом в развитии транспортной отрасли и повышении ее эффективности. Водители и организации, которые внедрят новую систему учета, будут иметь преимущество перед остальными и смогут значительно улучшить свои бизнес-процессы.
Возможность облегченной сдачи отчетности в налоговую службу
С введением новых требований к путевым листам с 1 января 2024 года, налоговая служба также предоставляет предпринимателям возможность облегченной сдачи отчетности. Теперь предприниматели смогут отправлять свои отчеты налоговой службе в электронном виде, используя соответствующую онлайн-платформу.
Это позволит:
- Сократить время и усилия, затрачиваемые на сбор и подготовку отчетности;
- Снизить вероятность ошибок при заполнении отчетов, благодаря автоматическому заполнению и проверке данных;
- Улучшить взаимодействие между предпринимателями и налоговой службой, повысить прозрачность и доступность процесса сдачи отчетности.
Для использования онлайн-платформы по сдаче отчетности необходимо зарегистрироваться на портале налоговой службы и получить соответствующие права доступа. После этого предприниматели смогут удобно и безопасно передавать свои отчеты налоговой службе в электронной форме.
Внедрение возможности облегченной сдачи отчетности в налоговую службу позволит предпринимателям сосредоточиться на своей основной деятельности, сократить временные затраты на бумажную работу и получить доступ к своим отчетам в любое удобное время.
Срок действия путевого листа в 2024 году
Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:
- заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
- если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.
Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:
- путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
- документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
- допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.
Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.
Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.
Какие штрафы предусмотрены статьей 12.31.1. КоАП РФ
Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:
- не проведение медосмотра;
- отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ | Сумма штрафа для юрлица (ИП) |
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) | 30 000 руб. |
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) | 30 000 руб. |
Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.
Форма Журнала учета движения путевых листов
Журнал учета движения путевых листов (форма №8) заполняется на унифицированном бланке, утвержденном постановлением Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г. В отличие от бланка путевого листа, который в силу законодательный нововведений в последние годы претерпел некоторые изменения, форма №8 Журнала учета движения путевых листов остается неизменной с момента введения документа в 1997 году.
С 1997 г. по 2013 г. предприятия и организации заполняли документ исключительно в соответствие с утвержденным бланком. С 2013 года (то есть с момента упразднения обязательств по ведению Журнала) форма №8 носит рекомендательный характер. Иными словами, субъекты хозяйствования вправе менять бланк, дополняя в него новые графы и исключая лишние, исходя из специфики деятельности конкретной организации.
Если компания принимает решение о необходимости ведения Журнала, то этот факт должен быть зафиксирован в учетной политике, вместе в выбранной формой документа (стандартной или модифицированной).
Изменения в заполнении путевого листа: что нужно знать
С марта 2024 года ведение путевых листов становится обязанностью для всех водителей транспортных средств. Новые требования вносят изменения в заполнение этого важного документа.
Одно из нововведений – в путевых листах теперь необходимо указывать сведения о зафиксированной отмене поездки. Заполнение путевого листа становится более подробным, перечисленные данные придется вносить для каждой командировки.
Внимание: в новых путевых листах теперь во всех случаях необходимо указывать сведения о причине отмены поездки или возвращения с командировки раньше срока. Это требование обусловлено необходимостью ведения более точной и полной документации о движении транспортных средств.
Заполнение путевого листа теперь занимает больше времени и требует более аккуратного ведения журнала приёма-передачи путевых листов, поскольку каждый путевой лист должен быть пронумерован и записан в журнал. Это позволяет контролировать и фиксировать всю информацию о движении транспортного средства и командировках.
Последствия несоблюдения требований путевых листов
Несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению путевых листов, может иметь серьезные последствия для водителей и организаций. Во-первых, отсутствие правильно заполненного и актуального путевого листа может привести к штрафам и административным наказаниям. Органы государственной инспекции могут применить штрафное воздействие в случае, если сведения о поездке, такие как даты начала и окончания, место отправления и назначения, не будут соответствовать действительности.
Во-вторых, неверные сведения в путевых листах могут привести к отмене регистрации транспортного средства. С данными, несоответствующими действительности, водители могут потерять возможность использования своего автотранспорта для коммерческих целей. Такая ситуация может оказаться чрезвычайно неблагоприятной для бизнеса и привести к финансовым потерям и утрате клиентов.
Путевой лист в 2022 году: все реквизиты и правила оформления
28.07.2022 распечатать Путевой лист является основным первичным документом для контроля состояния автомобиля, списания топлива, оплаты труда водителей и исчисления налогов. Именно при проверке путевых листов налоговики и другие проверяющие чаще всего находят нарушения.
C 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, по которому право оформлять перевозочные документы в электронном виде закреплено в Уставе автомобильного транспорта. Пока речь идет о накладной, заказ-наряде, договорах. С 2024 года в электронный формат переведут путевые листы.
С 2024 года правила изменились: Путевой лист с 1 марта 2024: реквизиты
- Транспортную накладную
- Заказ-наряд
- Электронную сопроводительную ведомость
С марта 2024 года в электронном виде можно будет оформлять еще и путевые листы.
С этого года запущена государственная информационная система (ГИС) электронных перевозочных документов. Все участники рынка перевозок, включая логистические, экспедиционные, транспортные компании и крупные грузоотправители и грузополучатели должны могут оформлять документы в электронном формате с регистрацией в системе.
Пока регистрация и работе в ГИС – дело добровольное. Обязательный переход на электронные перевозочные документы намечен на 1 января 2024 года.