Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 марта 2023 г. вносятся изменения в требования к тахографам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С учетом того, что онлайн-тахограф должен автоматически передавать на сервер данные, которые к тому же имеют юридическую силу, то и требования к нему установлены соответствующие. Мы выделили из Приказа Минтранса №440 самую важную информацию.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Какие требования к онлайн-тахографу
- Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
- Тахографы нового типа должны быть оснащены разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, слотом для SIM-карты и связным модулем, обеспечивающим передачу информации в АИС ТК.
- Устройства должны быть оборудованы блоком криптографической защиты информации (СКЗИ), который будет осуществлять квалифицированную подпись водителя и её передачу в зашифрованном виде в систему АИС ТК.
- Блок СКЗИ должен устанавливаться таким образом, чтобы не снимать бортовое устройство и не нарушать пломбировку корпуса.
- Онлайн-тахографы должны быть оборудованы датчиками ускорения.
Приказ Минтранса №440 устанавливает требования не только к самим бортовым устройствам, но и к картам водителя и предприятия.
Кто должен ставить тахограф в 2023 году
Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.
- Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
- Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
- Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
- Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.
С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:
- транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
- транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.
Что такое классификация М2, М3, N2, N3?
Категория M – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, включая:
– автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
категория М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн;
категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
категория N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;
категория N3 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн
Чем онлайн-тахографы отличаются от обычных?
Тахографы, оснащенные бортовым устройством с функцией передачи данных, — это и есть так называемые «онлайн-тахографы», то есть тахографы, которые будут работать в онлайн режиме и автоматически передавать данные на телематический сервер.
А в случае отсутствия мобильной связи с сервером онлайн-тахограф передаст все записанные данные, как только появится устойчивый сигнал.
Записанная тахографом информация о превышении скорости, о несоблюдении времени управления транспортным средством и отдыха водителя (РТО) и т.д. будет отправляться в режиме реального времени в АИС «Тахографический контроль» с помощью SIM-карты.
В будущем это позволит автоматически оформлять штрафы на основе переданной тахографом информации о зафиксированных нарушениях. Такое возможно, так как все данные подтверждаются электронной подписью с карты водителя, используемой блоком СКЗИ тахографа (средство криптографической защиты информации).
Надо ли менять тахограф с 1 марта 2023 года?
Нет. В настоящее время действующие приказы Минтранса не ограничивают использование текущих моделей тахографов и не требует обязательной замены тахографов на онлайн-модели, а лишь предписывают возможность установки с 1 марта 2023 года тахографов нового типа.
Оснащение ТС исключительно «онлайн» тахографом будет установлена позднее ФЗ «О безопасности дорожного движения», на сегодняшний день срок внесения изменений в ФЗ не определен. Регламент и время перехода на новые тахографы ещё не утверждены.
В заключение хотим отметь, что Министерство транспорта РФ уже давно намерены внедрить онлайн тахографы и обязать их установку. Впервые об этой идее стало известно еще в 2020 году. Поводом для внесения перечисленных изменений является желание государства полностью контролировать соблюдение водителем режимов труда и отдыха.
На какие транспортные средства нужно ставить тахограф
- машины с определенными хозяйственными функциями: сельхозтехника, к которым можно отнести бетономешалки, скотовозы и другие;
- машины скорой помощи, пожарные машины;
- учебные ТС, если их не используют для коммерческих перевозок людей;
- пригородные, городские автобусы;
- троллейбусы;
- оперативно-розыскные (находятся в ведении МВД, ФСБ);
- военные ТС;
- автомобили, которые были зарегистрированы в гостехнадзоре (трактора, самоходные ТС);
- машины старше 30 лет, они не предназначаются для коммерческих перевозок, за них не уплачивается утилизационный сбор;
- ТС, которые оснащены тахографами старого образца (до 8 ноября 2013 г.);
- ТС, которые проходят дорожные испытания.
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспортного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспортного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством.
Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
В целом порядок оснащения транспортных средств тахографами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.
Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2021 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2021 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36) после слов «за исключением», производится:
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
- транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
- транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:
- 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
- 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.
Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.
В целом же, Приказ Министерства транспорта, хотя и установил переходные периоды, распространил тахографический контроль не только на юридических лиц и ИП, но и на физических лиц, устранив тем самым существующее больше месяца противоречие.
Закон, вступивший в силу с 1-го ноября этого года, четко указывает, что «физические» собственники грузовиков должны устанавливать тахографы. При этом он ссылается, в том числе, на пресловутые Приказы Министерства транспорта №36 и №273. А в 273-м приказе до настоящего времени говорилось, что в транспорте физических лиц тахографы не требуются.
Теперь же все обстоятельства нового порядка приведены в соответствие.
Опубликованный сегодня Приказ (а мы как-то забыли уточнить, что он вносит изменения в Приказы Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г. и №273 от 21.08.2013 г.) говорит, что тахографы СКЗИ являются обязательными к установке в транспорте юридических лиц и ИП и в грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Плюс, документ, по сути, предусматривает, что карта предприятия может выдаваться не только на предприятие или ИП, но и, в принципе, владельцу транспортного средства и что на него же может быть активирован блок СКЗИ тахографа.
Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году
В 2023 и 2023 году тахографы (приборы, контролирующие режим управления транспортными средствами) должны устанавливаться на грузовики категории C и автобусы категории D, которые принадлежат не только юридическим лицам, но и физическим лицам.
Примечание. Сроки установки тахографов на автомобили физических лиц растянуты во времени, однако с 1 января 2023 года они становятся обязательными абсолютно для всех.
Поскольку законодательство предусматривает обязанность по установке тахографов, оно предусматривает и штрафы за их отсутствие. Именно о них и пойдет речь в данной статье:
- Штрафы для физических лиц.
- Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП).
Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.
Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.
В этой статье Вы узнаете:
- Для чего нужен тахограф?
- Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
- Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
- Нужен ли тахограф на личный грузовик?
- Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
- Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
- Сроки установки тахографов с СКЗИ
- Размер штрафа за отсутствие тахографа.
- Будут ли отменены тахографы?
Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.
Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».
На какие транспортные средства нужно ставить тахограф
- машины с определенными хозяйственными функциями: сельхозтехника, к которым можно отнести бетономешалки, скотовозы и другие;
- машины скорой помощи, пожарные машины;
- учебные ТС, если их не используют для коммерческих перевозок людей;
- пригородные, городские автобусы;
- троллейбусы;
- оперативно-розыскные (находятся в ведении МВД, ФСБ);
- военные ТС;
- автомобили, которые были зарегистрированы в гостехнадзоре (трактора, самоходные ТС);
- машины старше 30 лет, они не предназначаются для коммерческих перевозок, за них не уплачивается утилизационный сбор;
- ТС, которые оснащены тахографами старого образца (до 8 ноября 2013 г.);
- ТС, которые проходят дорожные испытания.
Установка тахографа обязательна и для юридических лиц, использующих автотранспорт в коммерческих целях.
При этом допуск не обязывает выезжать за пределы страны и предъявлять соответствующие доказательства, а является лишь свидетельством готовности транспорта совершать международные рейсы. Знак «Шипы»: куда клеить? Как оформить карту международного перевозчика? Допуск для международных перевозок выдает Ространснадзор и его территориальные органы (УГАДН).
Чтобы получить тахограф, юрлицам и ИП нужно соответствовать следующим требованиям:
- иметь автомобили, отвечающие международным техническим стандартам и соглашениям;
- устойчивое финансовое положение;
- полис ОСАГО;
- в штате организации должен быть водитель/водители требуемой квалификации.
Удостоверение (оформляется на каждое транспортное средство) выдается на один год при первичной подаче заявления.
Для каких ТС рассчитаны цифровые тахографы в 2023 году
Интересный вопрос по поводу требований со стороны Ространснадзора. Имеется ряд спорных вопросов, например, на какие транспортные средства обязательно нужно устанавливать тахографы. Как ни странно, и сейчас, ни постановление правительства РФ, ни Минтранс точно не оглашают информацию, нужен ли монтаж устройств на служебные автобусы, водители которых не специализируются конкретно на коммерческих рейсах.
Представители Ространснадзора по этому поводу высказались коротко и внятно: если транспортная компания осуществляет предпринимательскую деятельность, каждый служебный автобус должен быть оснащен тахографом. Что самое интересное, в нормативных актах по факту такого понятия не существует. Потому следует оценивать, насколько деятельность организации может быть коммерческой. Проверить это можно, учитывая, присутствует ли договор, а также оплачивались ли услуги.
Кому не нужен тахограф?
Не надо устанавливать тахографы на:
- Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
- Троллейбусы всех видов.
- Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
- Военные ТС.
- Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
- Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
- Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.
Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:
- автокраны;
- автоэвакуаторы;
- автобетононасосы / бетоносмесители;
- автомобили коммунальщиков и дорожников;
- перевозчики денежной выручки;
- ТС, оборудованные подъемными платформами;
- автолавки;
- передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
- молоковозы, скотовозы, птицевозы;
- сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
- учебные автомобили;
- ТС, проходящие испытания;
- передвижные телестудии.
Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.