Муниципальный долг в 2024 году что это такое, формы, виды, реструктуризации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальный долг в 2024 году что это такое, формы, виды, реструктуризации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к серьезным последствиям для муниципальных образований. В частности, неисполнение обязательств по муниципальному долгу может повлечь дефолт по долговым обязательствам муниципалитета, то есть невозможность своевременного погашения долга. Это может привести к ухудшению кредитной истории муниципального образования и увеличению затрат на привлечение новых займов и кредитов.

Виды реструктуризации задолженности по кредиту

Здесь мы расскажем, что обычно подразумевается под словом «реструктуризация». В это понятие входят:

  • пролонгация кредитного договора. Например, по действующему кредиту вы платите по 10 тыс. рублей; срок — до середины 2022 года. После пролонгации вы будете, скажем, платить по 6 тыс. рублей, но срок продлевается до конца 2023 года. По сути, это и есть истинная реструктуризация;
  • снижение процентной ставки. Банк снижает ставку, и остаток кредита можно будет выплачивать уже по новой ставке. Например, если сейчас вы платите по 15% годовых, то по новому договору будете платить по 12% годовых. Такая услуга больше относится к программам рефинансирования, но может комбинироваться с изменением срока платежей;
  • списание пеней по основному долгу. Банк предлагает списать начисленные ранее пени и иные санкции и тем самым реструктуризировать задолженность. Такие предложения обсуждаются в индивидуальном порядке, когда у человека были серьезные причины не платить — болезнь, ошибочная блокировка его счетов, стихийное бедствие и т.п. На сайте банка вы таких предложений не встретите — нужно обращаться к менеджерам с документами;
  • отсрочка по платежам. Банк утверждает период, в течение которого можно либо совсем не платить, либо вносить только начисленные проценты. Как правило, это 2-3 месяца; в крайнем случае — полгода. И да, банки редко утверждают каникулы с полным отсутствием платежей, должнику придется что-то оплачивать в течение льготного периода. Эта услуга нередко подается отдельно, часто бывает платной и называется «кредитные каникулы».

Из каких элементов складывается муниципальный долг?

Муниципальный долг складывается из следующих элементов:

  1. Прямые обязательства по займам и ценным бумагам, выпущенным муниципальным образованием. Примером таких обязательств может служить выпуск муниципальных облигаций города Москвы.
  2. Объем гарантий по обязательствам третьих лиц перед кредиторами. Например, муниципальное образование может выступать гарантом по займу, взятому другим юридическим или физическим лицом.
  3. Прочие долговые обязательства, принятые на себя муниципальным образованием. Это могут быть, например, задолженности по выплате заработной платы муниципальным служащим или по оплате услуг и поставок.

В объем муниципального долга включаются:

  • основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Каковы последствия неисполнения муниципальных долговых обязательств?

Кроме того, неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к обращению взыскания на муниципальную собственность, что может негативно сказаться на финансовом положении муниципального образования. Наконец, неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к снижению инвестиционной привлекательности территории, что может отразиться на экономическом развитии муниципального образования.

Какие риски несет наращивание муниципального долга?

Наращивание муниципального долга может нести ряд рисков для муниципальных образований. В частности, рост муниципального долга может привести к снижению кредитного рейтинга муниципального образования и увеличению стоимости заимствований. Кроме того, наращивание муниципального долга может привести к ухудшению показателей бюджета муниципального образования, так как увеличение долговой нагрузки может привести к сокращению бюджетных расходов на социальные программы и инфраструктурные проекты.

Наращивание муниципального долга также может привести к необходимости экономии на социальных расходах для обслуживания долга, что может негативно сказаться на жизни жителей муниципального образования. В целом, наращивание муниципального долга может привести к серьезным финансовым и социальным проблемам для муниципальных образований.

Реструктуризация банковского кредита

Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

  1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
  2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
  3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
  4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
  5. Дебитор собирает документы.
  6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
  7. Составляется и подписывается соглашение.

В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

Основания прекращения долговых обязательств РФ, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга РФ и ее субъекта, муниципального долга

Правовым нормам, посвященным прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также их списанию с государственного долга посвящена гл. 14 БК РФ.

В соответствии со ст. 98.1 БК РФ, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (или кредитор не совершил действий, определенных условиями обязательства и/или нормативными правовыми актами) в течение трех лет с даты, следующей с даты погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации, то указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации по истечении указанных сроков издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

Читайте также:  ИП на УСН без работников какие отчеты надо сдавать в 2024 году

При этом законодателем установлено, что приведенные выше правила не распространяются на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед ее субъектами и муниципальными образованиями.

Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право признавать досрочно погашенными выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (переоформленные) в полном объеме указанным органом исполнительной власти до наступления даты погашения.

Особые правила законодателем установлены для списания с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных и погашенных (выкупленных) долговых обязательств.

В статье 105 БК РФ определено понятие реструктуризации, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Что же касается списания с государственного внутреннего долга Российской Федерации погашенных (выкупленных) долговых обязательств, то данная процедура осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 113 БК РФ.

Так, поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. Погашение основной суммы долга Российской Федерации, ее субъекта, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга Российской Федерации уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.

Аналогичные правила (с некоторыми уточнениями) о списании долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации, содержатся во введенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» ст. 99.1, 100.1 БК РФ.

В частности, списание долга оформляется актом уполномоченного органа: либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо местной администрации (в зависимости от того, чьи долговые обязательства списываются — субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Одним из возможных вариантов прекращения государственного или муниципального долга, кроме конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования и аннулирования долга, является реструктуризация.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственных или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Главное предназначение реструктуризации — разрешение проблем, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств.

Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

При этом сумма расходов на обслуживание реструктуризируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризируемых обязательств.

Реструктуризация долга аналогична такому способу прекращения гражданскоправовых обязательств, как новация.

Согласно п. 1 ст. 414 части первой ГК РФ, обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Статья 818 части второй ГК РФ предусматривает трансформацию новации долга в заемное обязательство: по соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством; замена долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации (ст. 414 ГК РФ) и совершается в форме, предусмотренной для заключения договора займа (ст. 808 ГК РФ).

Что такое программа реструктуризации?

Первое, что хотелось бы отметить, это то, что каждая программа адаптирована под каждого заемщика. Поэтому на официальных сайтах банков сложно найти информацию о требованиях, параметрах и видах помощи; наиболее подробная информация о данной программе есть у Сбербанка. Давайте на ее примере рассмотрим, как можно реструктуризировать кредит.

Сбербанк предлагает три варианта реструктуризации.

Какие шаги необходимо предпринять для реструктуризации кредита?

  1. Заполните заявление на реструктуризацию по форме банка.
  2. Собрать всю документацию и предоставить ее в банк (полный список можно найти на сайте).
  3. Дождитесь решения банка. Если оно положительное, то пора подписывать измененный кредитный договор.

Когда выгодно рефинансировать заем

Рефинансирование становится более выгодным, когда заемщик выполняет свои платежи, но внешние условия изменились. Например, корректируются процентные ставки центрального банка или у некоторых банков появляются «выгодные» предложения, которые привлекают клиентов.

Конечно, одного желания заемщиков рефинансировать свои обязательства недостаточно. Банки изучают существующего или потенциального клиента, сравнивают его долговую нагрузку с его доходами и оценивают его кредитную историю. В случае рефинансирования с привлечением третьей стороны, текущий кредитор может наложить штраф и оштрафовать заемщика за досрочное погашение кредита.

В целом, зачастую это выгодно для заемщика, хотя существует риск столкнуться с повторными платежами за расходные материалы банка и необходимостью страхования кредита.

  • Если первоначальные условия кредита перестали устраивать заемщика или на рынке появились более интересные предложения.
  • Если необходимо поддерживать положительную кредитную историю, ситуация сложная и существует риск дефолта и невыплат
  • Если заемщик находится на первом этапе погашения кредита и еще не смог выплатить значительную часть кредита — рефинансирование обойдется клиенту дешевле при сохранении выгоды.
  • Если клиент хочет воспользоваться преимуществами более низких процентных ставок и сократить переплату по кредиту.
Читайте также:  Налоговая декларация НДС налоговый период

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, изменению условий уже выпушенных займов, опреде­ление условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Цели. Цели управления государственным долгом:

  1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

  2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

  3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

  4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на эконо­мической безопасности страны.

Этапы управления государственным долгом. Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из кото­рых решаются специфические задачи:

  1. осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны;

  2. формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, нали­чие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по дол­гам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования;

  3. производится размещение облигаций и регулирование коти­ровок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облига­циям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга;

  4. характерен для периода развития Российской Федерации по­сле распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правитель­ство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.;

  5. исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государствен­ных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Инструменты по управлению государственным долгом. Осуществляя управление государственным долгом, субъекты (государственные и муниципальные органы) управления используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменений условий займа.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются: реструктуризация задолженности, рефинансирование задолженности и пролонгация долга.

Реструктуризация задолженности – один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только процен­ты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Рест­руктуризация задолженности может сопровождаться списанием час­ти суммы основного долга, консолидацией ранее выпушенных дол­говых обязательств.

Консолидация займов – изменение (чаще принудительное) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обяза­тельств и краткосрочных займов в долгосрочные.

Реструктуризация задолженности используется преимуществен­но как метод управления в ситуации долгового кризиса. В результа­те реструктуризации появляются дополнительные финансовые ре­сурсы для обеспечения экономического роста и погашения государ­ственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к междуна­родным финансовым рынкам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обяза­тельств, составляющих государственный иди муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обяза­тельствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктуризованного долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обяза­тельства в текущем финансовом году, если указанная сумма вклю­чается в общий объем реструктуризованных обязательств.

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и производится с целью облегчения выплаты (среди инструментов, неиспользуемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга. Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые по суммам, эквивалентным погашаемым;

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) осуществляют досрочные операции по замене одних обяза­тельств на другие с более длительными сроками погашения;

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекшими сроками погашения.

Министерство финансов РФ использует все перечисленные способы работы с долговыми обязательствами (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджет­ном законодательстве нет такой формы).

Стратегическое управление государственным долгом. Стратегическое управление государственным долгом в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

Оперативное управление государственным и муниципальным дол­гом. Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 101) управление государственным и муниципальным долгом осуществляется:

  • государственным долгом Российской Федерации – Правительст­вом Российской Федерации либо уполномоченным им Мини­стерством финансов Российской Федерации;

  • государственным долгом субъекта Российской Федерации – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

  • муниципальным долгом – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрации) в соответствии суставом муниципального образования.

Читайте также:  Оспаривание действий арбитражного управляющего

Единая система управления государственным долгом Российской Федерации изложена в постановлении Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245.

Долговые обязательства российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Россий­ской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Основные виды реструктуризации

Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Пролонгация. Срок выплаты задолженности продлевается. Следовательно, размер ежемесячных выплат уменьшается. Сумма кредита остается прежней.
  2. Кредитные каникулы. Отменяется выплата льгот или основного «тела» кредита на некоторое время. В некоторых случаях выплаты и вовсе отменяются на период, составляющий 3-6 месяцев. Предполагается, что за это время должник приведет свои финансовые дела в порядок и сможет продолжить выплачивать задолженность. Кредитные каникулы предоставляются крайне редко. Связано это с тем, что этот вариант невыгоден для банков.
  3. Изменение валюты, в которой предоставлялся кредит. С ростом доллара организациям стало крайне сложно выплачивать кредиты, ранее оформленные в иностранной валюте. Данная форма реструктуризации также крайне невыгодна банку.
  4. Снижение ставки по процентам. В данном случае уменьшается размер ежемесячных выплат, но сам размер кредита остается неизменным или же увеличивается. Снижение ставки практикуется только в том случае, если кредитная история должника идеальна.
  5. Списание неустойки. Банковские учреждения могут или предоставить отсрочку на выплаты штрафов, или вовсе списать их. Данная мера используется крайне редко. Она актуальна при банкротстве предприятия.
  6. Комбинированная реструктуризация. Предполагает сочетание нескольких способов. К примеру, срок кредитования продлевается. Одновременно с этим списываются пени.

Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.

Понятие муниципального долга

Детальные дефиниции муниципального долга формируются на основе отдельных законов, принятых субъектами России:

  • Ст. 1 Закона Вологодской области от 02.10.2002 № 828-03 «О порядке и условиях списания безнадежных долгов областному бюджету» – муниципальный долг включает не только недавно принятые долговые обязательства, но и с многолетним сроком действия.
  • Закон Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 525-3 № 1095-Ш «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» – понятие муниципального долга подразумевает комплекс обязательств, связанных с заимствованиями, гарантиями от третьих лиц, другими видами долговых обязательств, за которые ответственны муниципальные образования.
  • Положение «О долге муниципального образования город Тула», утвержденное решением Тульской городской Думы от 24.01.2001 № 47/831 – муниципальный долг определяется в качестве совокупности долговых обязательств в разной валюте перед физическими и юридическими лицами с любым гражданством, другими субъектами РФ, компаниями, осуществляющими деятельность на международном уровне.
  • Ст. 8 Закона Тюменской области от 22.12.1997 № 138 «О порядке предоставления и использования кредитов за счет средств областного бюджета», ст. 5 Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2839 «О порядке предоставления государственных гарантий Красноярского края» – ссуды, выданные местным организациям, физическим и юридическим лицам под муниципальные гарантии, запрещено признавать безнадежными.

Положение о наличии муниципального долга принимается органами местного самоуправления при проведении правовой регламентации кредитной деятельности с учетом экономических особенностей. Долговые обязательства классифицируются на основе валюты и географической принадлежности кредитной организации. Для структуризации муниципального долга предусматривается муниципальная казна, которая принимает в качестве задолженности практически любое имущество.

В соответствии с вышеупомянутым положением БК, субъекты РФ не могут накопить безнадежный долг перед общим бюджетом, который списывается полностью. Таким образом, муниципальный долг – общий размер задолженности, невыплаченной муниципальным образованием. Сюда включаются и проценты, собранные за время задержки погашения кредита.

Заключительные стадии

Четвертый этап является характерным для периода развития РФ по­сле распада СССР. Данная стадия связана с осуществлением мероприятий, надобность которых определяется актуальностью кризисных ситуаций или проблемных долгов. Если правитель­ство не может организовать обслуживание муниципальных долгов и погашать их, то оно начинает переговоры с кредиторами касаемо пересмотра платежных графиков и сроков погашения долговых обязательств. По итогам обсуждения стороны могут принять одно из следующих решений:

  • Отсрочка платежей.
  • Полное или частичное списание долга.
  • Реструктуризации задолженности.
  • Досрочный выкуп обязательств.
  • Осуществление секьюритизации и так далее.

Заключительной стадией является исполнение первоначальных или измененных графиков платежей. Сюда целесообразно отнести погашение и обслуживание муниципальных и государственных долгов внутреннего и внешнего характера.

Что такое реструктуризация?

В зависимости от того, в какой ситуации применяется реструктуризация, слово имеет два значения.

Первое применяется при наличии у граждан и организаций задолженности или угрозы образования задолженности по кредитам, налогам, платежам по ЖКУ и другим обязательствам. В таком случае реструктуризация обозначает отсрочку, рассрочку или другие изменения платежной нагрузки, которые позволяют человеку или компании восстановить финансовое положение и продолжить платить по договору.

Второе значение применяется к юридическим лицам. Когда компания показывает скромные или отрицательные финансовые результаты, в ней могут произвести реструктуризацию, т.е. изменить структуру или систему управления юридическим лицом. Как правило, такие нововведения помогают улучшить финансовые показатели, повысить качества выпускаемых товаров или оказываемых услуг.

Далее в статье разберем обе эти процедуры, а также рассмотрим виды, основания и процесс реструктуризации.

Можно ли реструктурировать долг по ЖКХ?

Да. Если у собственника недвижимости накопился долг по жилищно-коммунальным услугам, и он не может разом оплатить задолженность, можно заключить соглашение о рассрочке со свой управляющей или ресурсоснабжающей компанией. Условия такой реструктуризации не закреплены в законе и устанавливаются по договоренности сторон.

Для реструктуризации задолженности по ЖКУ нужно обратиться к своему поставщику ресурсов, обговорить условия и заключить соглашение. Номера телефонов и адрес ближайшего офиса компании можно найти в платежке за коммунальные услуги либо на информационном стенде вашего дома.



Похожие записи:

Добавить комментарий