Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией вто». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конкуренция – борьба предпринимателей за заказчиков. Но не все бизнесмены готовы соревноваться честно. Недобросовестная конкуренция – борьба между компаниями с нарушением норм действующего законодательства. Она попирает интересы других участников рынка. Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен официально. Отношения регулируются Федеральном законом «О защите конкуренции». Там раскрываются разные стороны этого явления.
Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО
- Плюсы и минусы вступления России во Всемирную торговую организацию
Исследование положительных и отрицательных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. Условия присоединения. Влияние вступления в ВТО на макроэкономические показатели России. Отраслевые особенности введения нового торгового режима.
курсовая работа [50,2 K], добавлен 25.02.2017
- Проблемы и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию
Краткая характеристика, история Генерального соглашения по тарифам и торговле. Описание и роль Всемирной торговой организации. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию: за или против? Принцип режима наибольшего благоприятствования.
курсовая работа [39,5 K], добавлен 22.06.2015
- Вступление России в ВТО: условия и перспективы
Теоретические аспекты вступления России во Всемирную торговую организацию. Цели и принципы ВТО. Переговоры о присоединении России. Условия вступления России в ВТО в сфере торговли товарами и услугами. Перспективы в сфере автомобильной промышленности.
курсовая работа [410,8 K], добавлен 03.12.2014
- Проблемы и экономические последствия вступления России во Всемирную торговую организацию
Сущность Всемирной торговой организации и её роль в международной торговле. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края.
дипломная работа [110,7 K], добавлен 05.11.2010
- Какие выгоды и издержки принесло России вступление во Всемирную торговую организацию
История вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: переговоры, условия присоединения и ратификация. Попытка проведения референдума против вступления в организацию. Протокол о присоединении государства к Марракешскому соглашению.
эссе [15,7 K], добавлен 13.05.2015
- Экономические и социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)
Влияние вступления России в ВТО на состояние экономики страны. Процессы, активизирующиеся в российской экономике после вступления в ВТО, возможные выигрыши, потери и угрозы. Экономические аргументы сторонников и противников вступления России в ВТО.
курсовая работа [107,3 K], добавлен 09.01.2012
- Возможность вступления России в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией
Условия вступления во Всемирную Торговую Организацию России, Белоруссии и Казахстана, перспективы данного процесса на современном этапе. Последствия для российской экономики в сфере сельского хозяйства и промышленности, оценка главных плюсов и минусов.
курсовая работа [1,2 M], добавлен 18.01.2013
«Паразитический» маркетинг: основные симптомы и методы борьбы
Понятие недобросовестной конкуренции обозначает организованную в обход действующего законодательства борьбу между компаниями. Считается, что она ведется запрещенными методами, когда нарушаются права человека, интересы других организаций, сложившиеся деловые отношения. Закон о недобросовестной конкуренции отражен в актах «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Он регулирует отношения между противоборствующими компаниями.
Борьба с недобросовестной конкуренцией может вестись компаниями самостоятельно. Для этого используются вполне законные способы.
- Защита коммерческой тайны. Конкуренты могут внедрять разведчиков, чтобы узнать секретные сведения об интересующей организации. Для этого создается защита баз данных, прописывается регламент права доступа к конфиденциальным сведениям. С сотрудниками заключается договор о коммерческой тайне. За утечкой секретных данных, помимо повышения лояльности персонала, должен быть установлен строгий контроль.
- Деятельность против административного рычага. Чтобы препятствовать развитию бизнеса конкурентов, некоторые компании подключают государственный ресурс. Например, возбуждают уголовное дело, что парализует фирму на некоторое время. Такие действия необходимо обжаловать путем обращения должностного лица с заявлением к начальнику. Затем имеет смысл подать в суд. Проверка, которая делается по заказу конкурента, осуществляется только с юристом компании.
- Осведомленность в действующем законодательстве, квалифицированный юрист.
Для начала борьба с недобросовестной конкуренцией ведется самостоятельно. Однако рекомендуем подключать антимонопольную службу, если:
- компании тяжело бороться в одиночку;
- она потерпела поражение.
- Международно-правовые основания защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности
ШУГУРОВ М.В. — 2014 г.
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
БАДМАЕВ БАТОР ГАЛБАДАРОВИЧ — 2008 г.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ «НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»
БАКАЛИНСКАЯ ОЛЬГА ОЛЕГОВНА — 2013 г.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
АМИРОВ РАСУЛ АЛИКАДИЕВИЧ — 2014 г.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена законодательством Российской Федерации. Обычно она ограничивается штрафами. Но дело может дойти и до уголовного преследования. Рассмотрим оба варианта более подробно.
Административная ответственность. Жалобы по этим делам рассматривает антимонопольная служба ФАС. Узнать контакты отделения в вашем городе можно на ее официальном сайте. Наказание назначается на основании ст. 14.33 КоАП РФ:
- для должностных лиц штраф составляет от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, для юрлиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
- при использовании плодов чужой интеллектуальной деятельности на должностных лиц накладывается штраф 20 тыс. рублей. Вместо этого возможна дисквалификация до трех лет;
- юридические лица платят 1–15 % от размера полученной выручки (но не менее 100 тыс. рублей).
Помимо этого, предприниматели могут пойти в суд и взыскать с нарушителя и упущенную прибыль.
Уголовная ответственность. Наказание в этом случае назначается по статье 178 УК РФ. К уголовной ответственности могут привести следующие отягощающие события:
- причинение крупного ущерба или извлечение большого дохода;
- повреждение чужого имущества;
- применение насилия или угрозы сделать это.
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Недобросовестные участники рынка, используя известные широкому кругу лиц фирменные наименования известных компаний, их товарные знаки и знаки обслуживания, надеются привлечь как можно больше потребителей. Отсюда огромное количество спортивной одежды с логотипом, похожим на известный бренд, кафе, стилизованные под сеть без заключения договора франшизы, использование на сайте успешного стиля конкурента.
Размещение на своем сайте предложения о продаже товара, созданного с использованием формулы патента, зарегистрированного конкурентом, также будет являться нарушением антимонопольного законодательства.
Использование чужой деловой репутации, которая формировалась в течение нескольких лет, средств индивидуализации или иной интеллектуальной собственности, на создание которой было потрачено много сил и денег, позволяет получить необоснованное преимущество перед другими участниками рынка – конкурентами. Поэтому закон «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным использованием средств индивидуализации, а именно введение в оборот товаров (продажу, обмен, производство, демонстрацию на выставках, предложения к продаже), если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие другому лицу.
Также в качестве нарушения следует рассматривать и действия, способные вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами. Примером создания смешения будет выпуск товара в упаковке, которая по внешним признакам (расположение отдельных изобразительных элементов и деталей) практически идентична упаковке товара конкурента.
Ненадлежащая реклама и недобросовестная конкуренция
В мире известны два пути правового регулирования рекламной деятельности:
а) путь кодификации правовых норм (объединение норм, регулирующих рекламу, в одном документе);
б) путь поэтапного принятия отдельных правовых актов, регулирующих различные стороны рекламного процесса.
В России сложился «смешанный путь»: российское законодательство имеет кодифицированный источник правового регулирования — Закон «О рекламе» и ряд нормативных актов, регулирующих отдельные стороны рекламной деятельности (например, Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон РФ «О банках и банковской деятельности» и т.д.).
Некоторые общие требования к рекламе содержатся и в Конституции Российской Федерации, которая, например, запрещает пропаганду и агитацию, возбуждающую ненависть и вражду, пропаганду какого-либо превосходства, злоупотребление свободой массовой информации, а также экономической свободой. Деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка.
Федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу в России с 1 июля 2006 года.
Новый закон в целом учитывает практику регулирования отношений в области рекламы, выработанную за десятилетие применения действующей редакции Закона о рекламе. Вместе с тем, по ряду вопросов, вновь принятый Федеральный закон устанавливает новые правила или существенно изменяет действующие в настоящее время требования, предъявляемые к рекламе.
Изменилось определение рекламы и уточнен круг информации, которая не является рекламой. Закон вводит новое определение рекламы. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В целях отграничения рекламы от иной информации Закон устанавливает, что не является рекламой:
— информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
— справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
— сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
— вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
— объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
— информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
— любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
— упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
В целях предупреждения распространения завуалированной рекламы товаров, ограниченных к рекламированию, в Законе существуют следующие положения.
Специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом установлены специальные требования и ограничения (часть 4 статьи 2 Закона).
Недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара (часть 2 статьи 5).
Появились дополнительные общие требования к рекламе.
Практические принципы работы ВТО.
В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».
Некорректное сравнение
Зачастую участники рынка используют именно некорректное сравнение с целью получения преимуществ перед своими конкурентами. Необходимо отметить, что некорректное сравнение возможно как в отношении самого конкурента, так и в отношении его товаров, работ и услуг.
Закон «О защите конкуренции» называет примеры некорректного сравнения. Так, не допускается сравнение с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» без указания конкретных критериев сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Также запрещается сравнение, которое основывается только на малозначительных фактах и содержит негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Как показывает практика, некорректное сравнение обычно сопровождается распространением ложных, неточных сведений о конкуренте или его товаре, работе, услуге.
Чаще всего некорректное сравнение содержится в рекламных роликах, буклетах и листовках, поэтому особое внимание нужно уделять контролю за рекламными акциями своих конкурентов. Своевременная реакция на акт недобросовестной конкуренции позволит пресечь нарушение, привлечь виновное лицо к ответственности, а также сохранить Вашу деловую репутацию.
Многие производители на своем сайте размещают информацию о товаре и указывают его характеристики как «самый лучший», «первый и единственный в мире» и т.д. при этом не указывают, на чем основан такой вывод. Данная информация также может быть признана фактом введения в заблуждение.
Поверьте, не стоит делать этого. Во-первых, как известно, нервные клетки не восстанавливаются. Во-вторых, справившись с одним недоброжелателем, вы уже завтра столкнетесь с двумя новыми. Поэтому направьте энергию в совершенствование своего продукта и повышение эффективности маркетинга.
Перечисленные выше способы борьбы с недоброжелателями помогут вам в этом, так как они носят конструктивный характер. Это самый трудный и самый эффективный способ борьбы с конкурентами. Вам придется нелегко, но в случае успеха вы победите сразу всех противников.
А вы сталкивались с недобросовестной онлайн-конкуренцией? Расскажите в комментариях, как вы боролись с недоброжелателями.
Как реагировать на негативную информацию
Получение сведений, что другие компании начали против вас недобросовестную борьбу, связано с неприятными эмоциями. Конечно, решать этот вопрос можно и через суд. Но вместе с тем нужны какие-то действия при недобросовестной конкуренции и в публичном пространстве. Если вы столкнулись с такой ситуацией, можете использовать следующую тактику:
- открытость и публичность – лучшее оружие против нападок. Обсудите аргументы против вас на конференции или онлайн. Не оправдывайтесь. Осветите проблему с разных сторон. Если обсуждается поведение сотрудников, расскажите, как всё было на самом деле. Если речь идет о характеристиках товара, опишите их с опорой на исследования;
- вызовите конкурентов на поединок. Это может быть открытое тестирование товаров, пользовательские сравнения, соревнования. Используйте метод, если вы уверены в своем превосходстве. Пригласите в жюри авторитетных экспертов. Так вы продемонстрируете своим клиентам, что уверены в качестве предлагаемого товара;
- сконцентрируйтесь на положительных сторонах своего продукта. Публикуйте кейсы, рассказывающие, как ваши товар или услуга помогли клиентам. Покажите скорость обслуживания. Уделите внимание клиентам, которым не смогли помочь конкуренты. Возможно, у вас найдется для них подходящее решение.
Какая ведется борьба с недобросовестной конкуренцией административными способами
Чтобы выбрать эффективный способ защиты от недобросовестной конкуренции, предпринимателю понадобится провести глубокий анализ деятельности, определить цель и способ осуще6ствления тех или иных действий, решить, какие меры могут оказаться наиболее действенными для пресечения недобросовестной конкуренции.
Регулирование недобросовестной конкуренции возможно при использовании административных ресурсов, направленных на пресечение данного нарушения. Ключевой задачей федерального антимонопольного органа как раз и является пресечение недобросовестной конкуренции.
Способ 1. Предписание антимонопольного органа.
Предписание – это выраженное в письменной форме требование антимонопольного комитета, которое подлежит обязательному исполнению и является юридически обоснованным документом. Как правило, его целью является воздействие на правовые отношения, которые регулирует законодательство о недобросовестной конкуренции, защищая права субъектов предпринимательской деятельности. Предписания служат для решения задач и реализации функций комитета по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Антимонопольные органы могут рассматривать дела, основанные на заявлениях организаций или представленные прокуратурой. Заявление в антимонопольный комитет должно содержать сведения о действиях предпринимателей, к нему должны быть приложены документы, подтверждающие факт проявления недобросовестной конкуренции.
Суть рекламы такого вида состоит в пресечении ее воздействия на потребителя. Контррекламу вправе применить антимонопольный орган как один из способов борьбы с проявлением недобросовестной конкуренции, который имеет под собой правовую основу.
Если предприниматель нарушает Закон РФ о рекламе, то он обязан провести контррекламу. Решение об ее осуществлении принимает антимонопольный орган, он же устанавливает сроки проведения. Все затраты по контррекламе осуществляет непосредственно предприниматель-нарушитель.
Если предприниматель, со стороны которого была применена недобросовестная конкуренция, не провел антирекламу в указанные сроки, то антимонопольный комитет имеет право запретить осуществление рекламы (полностью или частично) до тех пор, пока контрреклама не будет распространена в полном объеме. Антимонопольный орган, принявший такое решение, обязан известить о нем всех субъектов, связанных с нарушителем договорными обязательствами по производству и размещению рекламной продукции.
Каков же механизм осуществления контррекламы? Прежде всего она должна осуществляться тем же способом, что и основная реклама предпринимателя-нарушителя. Контрреклама должна совпадать с опровергаемой рекламой по следующим показателям: временная продолжительность, место и порядок осуществления.
Содержательная сторона контррекламы должна быть согласована с антимонопольным органом, который принимал решение о ее проведении. Стоит отметить, что федеральному антимонопольному органу не запрещается вносить изменения в контррекламу. Поменяться могут и продолжительность проведения, и рекламное пространство, и место контррекламы, и прочие параметры. В Законе не определены конкретные критерии, в пределах которых допускаются данные корректировки.
Способ 3. Отзыв товара от потребителя.
Проявление недобросовестной конкуренции может негативно отразиться как на субъектах хозяйствования, по отношению к которым были предприняты нечестные методы борьбы, так и на потребителях. В этом случае используются способы, предусмотренные в Законе о защите прав потребителя.
Данный законодательный документ говорит о том, что производитель (реализатор) товара или услуги должен немедленно остановить дальнейший выпуск (распространение) продукции. Возможны ситуации, когда товар полностью изымается из товарооборота и отзывается от потребителя. Это происходит в том случае, если, несмотря на соблюдение всех предписаний, касающихся способов хранения и применения продукции, она все равно небезопасна для жизни, здоровья и имущества потребителя, наносит вред окружающей среде. Даже в случае невозможности установления причины вреда производитель (реализатор) должен прекратить ее дальнейшее производство. Если производитель-нарушитель не прекращает выпуск (реализацию), тогда товар изымается из оборота на основании предписания, выданного федеральным органом исполнительной власти, который контролирует качество и безопасность предлагаемого потребителям товара или услуги. В случае изъятия продукции у потребителя производитель (изготовитель) обязан полностью возместить причиненный материальный ущерб.
Способ 4. Недействительность сделок.
Сделки, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности, должны быть юридически обоснованы и соответствовать требованиям Закона о защите конкуренции. Однако практика недобросовестной конкуренции показывает, что это соблюдается не всегда. Это приводит к необходимости признания таких сделок недействительными.
Существует 2 вида недействительных сделок: оспоримые и ничтожные.
Самостоятельная защита от недобросовестной конкуренции
Применение нечестных методов конкурентной борьбы осуществляется для достижения определенных целей.
Цель 1. Получение информации о конкуренте , которая является закрытой для посторонних.
Имеется в виду коммерческая тайна предприятия, которая заключается в информации о преимуществах и недостатках компании, раскрывает ее сильные и слабые стороны. Овладеть этой информацией можно следующими путями:
- воспользовавшись сведениями, размещенными в государственном реестре;
- собрав интересующий материал с помощью коммерческих структур, связанных с органами государственной власти;
- подав исковое заявление в судебный орган от подставного лица, предъявив выдуманные претензии (в конечном итоге от претензий отказываются);
- инициируя проверки органами контроля и надзора за деятельностью предпринимателей.
Обеспечить полную защиту предприятия от промышленного шпионажа и утечки информации нереально. Однако можно свести данные риски к минимуму. Необходимо принять во внимание, что способы недобросовестной конкуренции включают в себя получение информации от сотрудников компании. Поэтому руководство должно позаботиться о том, чтобы доступ к базе данных соответствовал определенным техническим условиям, а сотрудники предприятия не оставались без внимания. Для этого необходимо разработать правила доступа к информации, заключить соглашения о соблюдении коммерческой тайны и т.п.
Если говорить об источниках, которые являются общедоступными, то в этом случае ни о какой тайне речи быть не может. Эту информацию предприятие самостоятельно подало на всеобщее обозрение. Однако нужно отслеживать получение этой информации конкурентами, чтобы понимать, что именно им интересно.
В случае если по отношению к вам была применена недобросовестная конкуренция, вам стало известно, что кто-то овладел информацией, расположенной на закрытом источнике, тогда к работе должен подключиться юрист вашей компании (подать заявление в соответствующие органы), поскольку в этом случае происходит нарушение как административного, так и уголовного законодательства.
Правовые механизмы антимонопольного законодательства по противодействию ограничениям конкуренции со стороны властных субъектов
Согласно Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) для эффективного и гармоничного развития конкурентных отношений необходима активная работа всех органов власти при координирующей роли антимонопольного органа. Согласно стратегии в деятельности антимонопольных органов определен ряд приоритетов. Это и создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции; и снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; и обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования; и создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного или муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Важным направлением работы ФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно самими органами власти. Ведомственная статистика Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных подразделений свидетельствует о значительной доле дел (более 50%), возбуждаемых в отношении властных субъектов, в общем числе совершенных нарушений антимонопольного законодательства. Чаще всего антимонопольными органами квалифицируются нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные действия (бездействие) органов власти). На втором месте случаи заключения договоров с нарушением антимонопольных требований к торгам и запросам котировок цен (статья 17 Закона о защите конкуренции). На третьем месте — самые опасные нарушения антимонопольного законодательства — заключение органами власти ограничивающих конкуренцию соглашений с хозяйствующими субъектами (статья 16 Закона о защите конкуренции).
Нарушения антимонопольного законодательства органами власти приводят к серьезным отрицательным последствиям как для экономики, так и для всего общества в целом. К таким последствиям можно отнести: повышение и удержание цен; раздел товарных рынков по территориям, объемам, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей; ограничение доступа на товарные рынки и устранение с них хозяйствующих субъектов; необоснованное установление различных цен на один и тот же товар.
Практика антимонопольного регулирования показывает, что антиконкурентные действия (бездействия), соглашения, согласованные действия со стороны органов публичной администрации препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.
Закон о защите конкуренции в ст. 15 и 16 устанавливает перечень запретов, касающихся актов, действий, соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Положения ст. ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции адресованы широкому кругу органов и организаций, а именно:
— федеральным органам исполнительной власти без каких-либо ограничений, т.е. включая Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, Администрацию Президента РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные подразделения;
— органам государственной власти субъектов РФ, также без каких-либо ограничений, т.е. правительствам, администрациям, министерствам, департаментам и другим;
— органам местного самоуправления, т.е. администрациям муниципальных образованиям и их подразделениям;
— иным органам и/или организациям, осуществляющим некоторые функции государственных органов или органов местного самоуправления. К ним относятся организации и органы международных межгосударственных объединений, в которых участвует Российская Федерация (СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство Белоруссии и России и другие), также можно отнести СРО, создаваемые на основе ФЗ от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и других законов, и их национальные объединения, поскольку на СРО возложено выполнение государственных функций по решению вопросов о допуске организаций к осуществлению определенного вида деятельности на рынке;
— организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг; такие организации действуют в самых различных сферах, участвуя в предоставлении услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере обороны, юридических услуг, услуг в сфере высоких технологий и т.д.;
— государственным внебюджетным фондам, т.е. Пенсионному фонду, Фонду социального страхования, Федеральному фонду и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, Резервному фонду, Фонду национального благосостояния и др.;
— Центральному банку РФ, занимающему в силу ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В статье 15 данного Закона предусмотрен запрет на принятие актов и осуществление действий (бездействия) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, если такие акты или действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Незаконными являются любые акты органов власти и органов местного самоуправления и любые действия (бездействие) их должностных лиц, если результатом реализации таких актов или последствиями действий должностных лиц есть или может быть недопущение, ограничение или устранение конкуренции на товарном рынке. При этом неправомерными могут быть не только действия, но и бездействие органов власти и их должностных лиц. Наиболее часто это проявляется в несовершении определенных процедур, предусмотренных законами или другими правовыми актами (оставление без движения поступивших документов, ненаправление ответов заявителям, волокита в решение вопросов, входящих в компетенцию органа и др.).
В частности запрещаются:
Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Запрещается введение любых ограничений на создание хозяйствующих субъектов, которые могут приводить к ограничению конкуренции. Запрещается вводить любые ограничения в отношении деятельности компаний, которые также могут привести к ограничению конкуренции, то есть которые ставят одну компанию или несколько в неравное положение по сравнению с остальными участниками рынка.
Вводимые органами власти ограничения на создание хозяйствующих субъектов и осуществление ими определенных видов деятельности могут содержать следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:
— необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов;
— установление прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, в том числе в зависимости от формы собственности или места нахождения хозяйствующего субъекта;
Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена законодательством Российской Федерации. Обычно она ограничивается штрафами. Но дело может дойти и до уголовного преследования. Рассмотрим оба варианта более подробно.
Административная ответственность. Жалобы по этим делам рассматривает антимонопольная служба ФАС. Узнать контакты отделения в вашем городе можно на ее официальном сайте. Наказание назначается на основании ст. 14.33 КоАП РФ:
- для должностных лиц штраф составляет от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, для юрлиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
- при использовании плодов чужой интеллектуальной деятельности на должностных лиц накладывается штраф 20 тыс. рублей. Вместо этого возможна дисквалификация до трех лет;
- юридические лица платят 1–15 % от размера полученной выручки (но не менее 100 тыс. рублей).
Помимо этого, предприниматели могут пойти в суд и взыскать с нарушителя и упущенную прибыль.
Уголовная ответственность. Наказание в этом случае назначается по статье 178 УК РФ. К уголовной ответственности могут привести следующие отягощающие события:
- причинение крупного ущерба или извлечение большого дохода;
- повреждение чужого имущества;
- применение насилия или угрозы сделать это.
Экономисты и юристы владеют понятием «добросовестная конкуренция». При этом нужно понимать, что понимание этого явления у тех и других существенно различается.
Экономисты используют понятие добросовестной конкуренции для рассмотрения условий экономических теорий, описывающих различные аспекты рыночных отношений. Условие конкурентной экономической модели – это определенность, а при недобросовестной конкуренции бывает неопределенность того, что информация о товарах значительно искажается.
Недобросовестная конкуренция ухудшает мотивацию и мешает адекватному выбору альтернативных экономических вариантов как со стороны конкурентов, также и со стороны потребителей, а принцип Парето наоборот дает нам эффективное значение мотивации при выборе различных задач.
Только в условиях добросовестной конкуренции «параллельные усилия должны способствовать росту достижений каждого индивида, а на финише решающее слово должно остаться за потребителем» считается ордолиберальной экономической теории. В добросовестной конкуренции идет отбор хозяйствующих субъектов и приемов предпринимательства. Отсюда и понятно, что недобросовестная конкуренция препятствует конкуренции для результатов и позволяет хозяйствующим субъектам, добиваться своей экономической эффективности нечестными методами.
Транспарентность в экономической науке считается условием возникновения и существования рыночных цен. При недобросовестной конкуренции происходит уменьшение транспарентности. Однородностью продукта является предрасположенность рынка к эффективному фиксированию. Непосредственно, чем однороднее продукт, тем труднее вводится потребитель в заблуждение по поводу качества продукта, а недобросовестная конкуренция не подходит для такой однородности.
Экономическая теория выявленных предпочтений исходит из наличия у потребителя стабильного набора таких предпочтений. При этом за основу берется среднестатистический потребитель, выбор которого учитывает функциональные свойства товаров. В действительности теории потребительских характеристик товара считается, что существуют свойства. Такие данные значительно может изменить недобросовестная конкуренция.
Теория фирмы говорит о наличие добросовестной конкуренции. Согласно ее положению фирма способствует снижению трансакционных издержек и увеличению прибыли в рамках совершенного конкурентного окружения.
Кривая рыночного спроса в экономической теории показывает изменение общего объема спроса на товар по мере изменения его цены. Искажения информации о товаре в этом случае не учитываются, но все-таки искажения встречаются часто.
Добросовестную конкуренцию экономисты рассматривают следующим образом:
1) определенные идеальные условия, способствующие достижению экономической эффективности;
2) имплицитную предпосылку различных экономических теорий.
В реальной рыночной действительности главными являются обстоятельства, которые не соответствуют идеалам, то на прогностической функции теория неоднократно снижается или же полностью утрачивается. Поэтому правовая защита добросовестной конкуренции в большей степени усиливает свои возможности по прогнозированию экономической ситуации на рынке с помощью соответствующих экономических теорий. В связи с тем можно утверждать, что юристы работают над обеспечением существования реальных предпосылок экономических теорий.
Глава 2. Понятие недобросовестной конкуренции
Спутник свободной конкуренции, которая, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг – это недобросовестная конкуренция.
Присутствие свободной конкуренции на рынке, присуще для развитых систем экономических отношений, считает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без воздействия необходимого государственного не может быть достигнуто. Одним из таких форм воздействия считается конструируемый институт недобросовестной конкуренции, который позволяет защитить участников гражданского оборота и потребителей товаров и услуг от действий хозяйствующих субъектов, которые отправлены для того, чтобы получить последние определенные преимущества.
Указанная защита обеспечивается наделением участников гражданских отношений правом на пресечение недобросовестных конкурентных действий.
До нашего периода времени юридическая литература не выработала понятия недобросовестной конкуренции. Такая недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться спорным. Но все же, несмотря на это легальное определение недобросовестной конкуренции оно зафиксировано в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В п. 9 указанной статьи недобросовестную конкуренцию подтверждают действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение выгоды при исполнении предпринимательской деятельности, которые противоречат законам Российской Федерации, также требованиям добропорядочности и справедливости.
Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, являются:
— наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;
— направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
— противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
— наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта — конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;
— наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта — конкурента вследствие осуществленных действий.