Список стран-участников Таможенного союза на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список стран-участников Таможенного союза на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государства-члены ЕАЭС: полный список 2023

Наиболее полным объёмом прав в союзе пользуются страны-участницы. Расскажем о них подробнее.

Российская Федерация. Одна из основательниц союза, крупнейшая экономика ЕАЭС. Благодаря членству в союзе, Россия восполняет дефицит рабочей силы за счёт трудовых мигрантов из менее развитых стран, а также может беспрепятственно экспортировать и импортировать товары, в обход ограничений, установленных западными санкциями.

Казахстан. Вторая страна союза как по площади, так и по объёму экономики. Занимает важную роль в логистической отрасли ЕАЭС.

Беларусь. Третья страна-основательница. Также пострадала от санкций, наложенных Европейским союзом. Имеет возможность компенсировать утраченную долю экспорта в Европу, за счёт поставок своей продукции на рынки стран ЕАЭС.

Армения. Небольшое закавказское государство, находящееся в окружении недружественных стран. После вступления в союз, значительно нарастила объем экспорта и международных инвестиций.

Кыргызстан. Имеет выгодное географическое положение между Китаем и странами Центральной Азии. За последние годы, значительно улучшил внутренний инвестиционный климат.

Читайте также:  Налог с продажи земельного участка с 2023 года для физических лиц

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Таможенный союз 2022 года не так прост, как кажется. Между странами и их участниками регулярно возникают противоречия, что является естественной частью переговорного процесса.

Таможенный союз ЕАЭС — это объединение нескольких государств. Поэтому установление наилучших условий для одного государства неизбежно затрагивает интересы другого.

Проблема проявилась в том, что тарифы были распределены неравномерно. Например, с 2020 года доля Российской Федерации составляет 85,26%.

В 2010 году Беларусь повысила тарифы на импорт автотранспортных средств, а затем ввела сертификацию продукции, произведенной в легкой промышленности (которая стала обязательной, а не факультативной).

В 2014 году были запрещены поставки мяса из Беларуси в Российскую Федерацию; в 2019 году возник спор о прекращении продажи сырой нефти из Российской Федерации в Беларусь.

Конфликты возникают по внешним причинам. На их появление влияют санкции против Российской Федерации, введенные США и Европейским союзом, кризисы на Ближнем Востоке и в Украине.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В ЕАЭС изменено Положение о разработке, финансировании и реализации межгоспрограмм и проектов в промышленности

3 Февраля, 2023 Евразийский межправительственный совет 3 февраля принял решение о внесении изменений в Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в сфере промышленности. Данный документ действует в рамках Евразийского экономического союза уже пять лет, с февраля 2018 года, и в настоящее время возникла потребность в корректировке его отдельных норм.

Изменения некоторых пунктов, содержащихся в документе, продиктованы необходимостью повышения качества проработки проектов межгоспрограмм на этапе инициирования, а также стимулирования их финансирования за счет внебюджетных средств. Эта работа проведена Евразийской экономической комиссией совместно с уполномоченными органами стран ЕАЭС. Проекты соответствующих нормативных правовых актов вносились в 2022 году на рассмотрение Консультативного комитета по промышленности, Коллегии Комиссии и Совета Комиссии, где все изменения были одобрены.

Техническое регулирование и сертификация

ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.

Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «РТС Сертификация» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки.

Таможенный союз и ВТО

Если любые таможенные союзы создают определенные преференции для их участников и льготные условия для перемещения товаров между ними, то Всемирная торговая организация (ВТО), напротив, сориентирована на то, чтобы у всех были равные условия, без всяких преференций. Это неизбежно должно было привести к определенным проблемам и нестыковкам документов ТС и ВТО. К тому же соглашение с ВТО охватывает более широкий круг вопросов, чем таможенное регулирование.

Чтобы подготовиться к возможным проблемам и предусмотреть пути их решения, еще накануне вступления России в ВТО руководители государств-участников ТС в мае 2011 года подписали специальный договор, в котором и были прописаны предполагаемые шаги по решению потенциальных проблем. В частности, устанавливалась обязанность привести ставки Единого таможенного тарифа (ЕТТ) в рамках ТС в соответствии с требованиями ВТО. Необходимость подписания такого дополнительного соглашения в рамках ТС вызвана тем, что члены союза вступают в ВТО не одновременно.

Впрочем, ничего экстраординарного в одновременном действии правил ТС и ВТО нет, в мировой практике немало таких ситуаций. Скажем, США, Канада и Мексика в свое время вместе с правилами ВТО руководствовались в своих действиях еще и региональным соглашением НАФТА.

В ЕАЭС стартует проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ»»

Новости 10.09.2023 Контент страницы​9 сентября в Москве прошло заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с участием заместителей глав правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна.

Члены Совета ЕЭК рассмотрели вопросы в сферах цифровизации экономик стран ЕАЭС, функционирования внутренних рынков, международного сотрудничества, трудовой миграции, таможенного регулирования, финансовой и налоговой политики, санитарно-ветеринарных и фитосанитарных мер, промышленности и агропромышленного комплекса, конкуренции и ряд других.Члены Совета ЕЭК обсудили проект повестки заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), который планируется провести в Ереване 1 октября. Совет ЕЭК рассмотрел перечень препятствий на внутреннем рынке Союза. Изъятия и ограничения в ЕАЭС устраняются с помощью механизма «дорожной карты», в рамках реализации которой в 2023–2023 годах планируется устранить 17 препятствий.

На текущий момент с 2017 года ликвидировано 40 препятствий, в том числе 7 ограничений, 5 изъятий и 28 барьеров. Совет ЕЭК одобрил старт проекта «Унифицированная система поиска «Работа без границ»», который Комиссия совместно с государствами-членами ЕАЭС запустит в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

В основе проекта – инициатива Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), которая позже была поддержана другими профильными ведомствами стран-участниц. Основная идея проекта – это создать систему поиска, которая позволит любому гражданину или работодателю осуществить поиск вакансий или резюме по всем странам Союза. Проект планируется осуществить до конца 2023 года.

Для его реализации будут задействованы существующие национальные площадки пяти стран ЕАЭС.

Создаваемая поисковая система позволит получить доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, которая содержится в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости.

В результате пользователям системы – соискателям вакансий и работодателям – будет предоставлена возможность выбора одной или нескольких стран Союза, на территории которых необходимо провести поиск работы или подбор персонала, сформировать универсальный поисковый запрос к национальным информационным системам, получить доступ к информации по вакансиям и резюме, а также возможность интерактивного взаимодействия. Таким образом, проект будет способствовать формированию общего рынка труда, ускорению процессов свободного передвижения рабочей силы и обеспечению мобильности трудовых ресурсов.

Планируется, что по итогам одного календарного года работы системы количество обращений к ней составит не менее 1 млн, количество откликов по вакансиям и приглашений от работодателей – не менее 100 тыс. и не менее 10 тыс. соответственно.

Проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ»» является частью направления по формированию цифровой экосистемы в сфере трудоустройства и занятости в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Члены Совета ЕЭК рассмотрели и одобрили проект решения Высшего Евразийского экономического совета

«Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год»

и проект распоряжения ВЕЭС «О гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами».

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.

Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС.

Евроазиатский экономический союз

Объединение государств в единое экономическое пространство преследовало фактически одну глобальную цель — укрепление экономики. Она складывалась из ряда преимуществ, которые получили члены Таможенного союза:

  • единая форма контроля за качеством;
  • уменьшение себестоимость товаров за счет упразднения таможенных пошлин;
  • усиление конкурентоспособности товаров Таможенного союза;
  • увеличение покупательского спроса за счет расширения рынка сбыта;
  • общий рынок труда, уравнивающий права трудовых мигрантов с гражданами страны.

В технических регламентах Таможенного союза (в перечне, утвержденном 2 апреля 2019 года, их перечислено 47) закреплены нормы безопасности для продовольственных и иных товаров, механизмов, услуг, сооружений и т.д, действующие на территории всех государств ЕАЭС. Эти документы охватывают широкий спектр областей применения. Есть, например, технический регламент “О безопасности аттракционов”, “О требованиях к минеральным удобрениям”, “Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники”.

На таможенной территории ЕАЭС по максимуму устранены барьеры, мешающие свободной торговле между государствами. Но есть и изъятые товары, на которые определенные ограничения все же действуют.

Заседание ЕАЭС

Между государствами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская республика и Армения) нередко возникают противоречия, вызванные разногласиями из-за ввоза некоторых товаров и оборота энергоресурсов. Еще одна важная причина конфликтов — неравномерное распределение сумм ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Математика такова: в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

В 2023 году на Таможенный союз оказывают полномасштабное влияние актуальные геополитические факторы:

  • санкции против России;
  • конфликт с Украиной;
  • ближневосточные кризисы.

Роль Евразийского таможенного союза на мировой сцене стала за последнее время более заметной. Вызвано это и реформированием, и выполнением перечня основных задач, которые задекларированы в программных документах организации. Однако противоречия между странами-участниками остаются, а политическая обстановка не способствует уверенности в завтрашнем дне. Это отпугивает как инвесторов, так и потенциальных партнеров. Сложно пока говорить о перспективах усиления значимости Союза в масштабах мировой экономики.

Есть и критически настроенные эксперты, утверждающие, что Таможенный союз для России “идеологическая игрушка”, не имеющая реальной ценности для других членов.


Похожие записи:

Добавить комментарий