Расчет ущерба после ДТП по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет ущерба после ДТП по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Алгоритм проведения и организация независимой страховой экспертизы по ОСАГО

  • Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП должна проводиться юридической фирмой, которая имеет полис принудительного страхования ответственности оценщика и является членом саморегулируемой организации оценщиков, как например, экспертно-правовое бюро Хонест. Результаты других организаций будут признаны недействительными.
  • После заключения контракта необходимо составить грамотное уведомление страховой компании о проведении независимой экспертизы. Тогда она сможет прислать своего сотрудника в качестве свидетеля.
  • Если вы предполагаете, что нанесенный урон превышает сумму 120 000 руб., советуем вызвать заказным письмом виновника ДТП.
  • Не стоит переживать из-за того, что страховщик проигнорировал ваше приглашение и не участвовал в запланированном мероприятии. Обычно так и случается. В суде достаточно будет показать ксерокопии телеграмм и квитанции об оплате услуг почты.
  • После того, как независимая экспертиза по ОСАГО состоялась, в офисе страховщика оформляется письменное заявление с просьбой пересмотреть величину урона. К этому документу необходимо приложить отчет независимых экспертов.
  • Далее, в течение месяца нужно ожидать ответа от страховой компании. Она либо произведет выплату, либо откажет в возмещении.
  • В случае отказа составляется исковое заявление в суд.

Как же вас будет пытаться обмануть страховая компания?

Все знают, что при стандартной ситуации (когда ТС просто получило повреждения, которые можно исправить) страховая компания будет занижать стоимость ремонта, чтобы заплатить вам меньше.

При гибели ТС ситуация будет совершенно обратной. Ведь выплачивать вам страховая будет, рыночную стоимость вашего авто, на день наступления страхового случая, за вычетом годных остатков, годные остатки это те узлы и элементы автомобиля, которые не пострадали после ДТП и могут быть реализованы, то есть проданы вами. Это запчасти которые подойдут на такие же автомобиля как и ваш, годные остатки остаются у вас и вы их можете продать, битые автомобили покупают авто разборы и разные дельцы, которые знают, что с ними делать.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет по расходам на медицину

Но страховая чтобы выплатить вам меньше ,будет всеми возможными способами завышать стоимость годных остатков и будет считать даже поврежденные и непригодные к продаже узлы и детали как полностью годные и готовые к реализации, но вы то не сможете их продать, а также не сможете реализовать детали и узлы по тем ценам, которые вам посчитала СК, а это уже ваши потери и убытки, вам это совершенно не нужно.

Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.

Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.

При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.

В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:

  1. Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
  2. Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.

Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.

Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.

Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие

Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.

Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:

  1. 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
  2. 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
  3. 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
  4. 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.

По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2023 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Читайте также:  Меры социальной поддержки многодетным семьям

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Заключение экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).

Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:

• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.

На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.

Как получить выплату по ОСАГО

Оценка ущерба по ОСАГО проводится исключительно в отношении автомобилей, которые были официально застрахованы. Водитель не должен являться виновником дорожного происшествия. Чтобы получить выплату от страховой компании, должны соблюдаться некоторые важные требования:

  • авария должна быть официально оформлена, для чего можно пользоваться помощью автоинспекторов или европротоколом, причем в последнем случае участники ДТП могут самостоятельно заниматься оформлением;
  • не допускается, чтобы пострадавший участник по разным причинам покинул место аварии;
  • имеется возможность получить возмещение даже при условии, если у пострадавшего отсутствует действующий полис ОСАГО, но страховка имеется у виновника;
  • если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то он должен возмещать нанесенный урон за счет личных средств.

Желательно пострадавшему участнику уведомить представителя своей страховой компании о ДТП сразу после столкновения автомобилей. Обращаться в фирму за возмещением необходимо в течение 5 дней после данного происшествия. Только в этом случае будет назначена оценка ущерба по ДТП по ОСАГО. После ее проведения в течение 30 дней выплачивается положенная сумма.

Оценка ущерба при ДТП: порядок действий сразу после аварии

Выйдя из машины и позвонив в ДПС, надо зафиксировать повреждения.

  • Сделайте фотографии. Вряд ли вы возите с собой фотоаппарат, но достаточно будет сделать фотографии на смартфон — хоть качество снимков будет не достаточно детальным, но они могут стать серьёзным доказательством впоследствии. Фотографировать нужно как само место ДТП, так и повреждения автомобиля (тщательно снимите каждую царапину, это важно).
  • Внимательно прочтите, что написал дорожный инспектор в протоколе и справке о ДТП. Все повреждения должны быть описаны детально и подробно. Если он пропустит какое-нибудь небольшое повреждение, страховая снизит сумму выплаты. И попробуйте доказать страховщику, что скол на крыле образовался именно в ДТП, а не появился спустя 2 дня вашими же усилиями!
  • Сразу (ещё до приезда «ДПС») позвоните в страховую компанию.

Кто оценивает ущерб при ДТП

Оценкой занимаются не сами страховые компании, а экспертные организации. Другое дело, что каждый страховщик сотрудничает со «своей» экспертной компанией. Это означает, что сумму ущерба будут считать по минимуму (а если получится – постараются её незаконно занизить).

Итак, как всё происходит?

  • вы приходите в офис страховой фирмы (не позже 15 дней после аварии) и пишете заявление на получение выплаты;
  • страховая компания согласовывает с вами дату и время оценочных работ (в течение 5 дней с момента обращения);
  • вы предоставляете для осмотра автомобиль (либо приезжаете на нём сами, либо эксперты прибывают лично, если машина «в хлам» и для езды больше не приспособлена);
  • эксперты проводят оценку повреждений автомобиля после ДТП;
  • выносят заключение (его подписывают автовладелец, эксперт и представитель страховой компании) и называют сумму, в которую оценён ущерб.
Читайте также:  Как переехать жить на ПМЖ в Израиль — мой опыт репатриации

После этого вы либо соглашаетесь и получаете выплату (деньги перечисляют на банковский счёт в течение 20 дней), либо возмущаетесь неприкрытой наглостью оценщиков и говорите, что такое вам должны компенсировать куда более внушительной суммой, с чем страховая компания вряд ли согласится. Остаётся один вариант: проводить независимую экспертизу и, если понадобится, использовать её результат как аргумент в суде.

Если произошло ДТП, надо незамедлительно вызвать ГИБДД для составления документов. Их (а именно – справку и извещение о ДТП, а также отказ в возбуждении уголовного дела) надо представить в страховую. При получении документов компания назначает независимую экспертизу для оценки состояния транспортного средства и, соответственно, определения размера компенсации.

Эксперт должен выполнить тщательную проверку автомобиля и составить заключение для страховой. В нем указывается перечень повреждений и суммарный размер страховой выплаты. Страхователь обязан только предоставить автомобиль на проверку, а также указать банковские реквизиты, куда страховщик может перечислить компенсацию. Также деньги могут быть получены через кассу компании или путем перечисления на счет организации, занимающейся проведением ремонта ТС.

С 2014 года при установлении размера ущерба все эксперты (независимые и сотрудничающие со страховщиками) должны пользоваться Единой системой оценки. Она представляет собой формулу расчета стоимости ремонта.

После принятия всей документации страховая организация в течение 5 рабочих дней оценивает урон, появившийся в результате ДТП. Плюсом экспертной оценки дефектов от СК является то, что услуга бесплатная. Однако зачастую такой осмотр становится невыгодным для пострадавшего. Оценщик, работающий от организации, способен существенно снизить настоящий вред. В связи с этим встает вопрос о привлечении независимого эксперта для выяснения действительной стоимости потерь после аварии.

На заметку! Осмотр независимого специалиста не всегда влияет на большое увеличение материальных издержек. Автовладельцу стоит проанализировать целесообразность проведения бесплатной экспертизы и сравнить ее с оплатой услуг стороннего дефектолога. После этого определится нужна ли независимая оценка ущерба ДТП?

Методические рекомендации по проведению оценочных работ гласят о том, что при расчете их нужно суммировать. К материальным потерям относится не только рыночная цена деталей с учетом износа, но и затраты на восстановительный ремонт. Приведем приблизительный список факторов, которые по оценочным правилам должны фигурировать в акте технического состояния ТС. В отчет об оценке ущерба при ДТП входит:

  • Рыночная стоимость запчастей и деталей (по списку).
  • Цена за услуги по восстановлению авто.
  • Стоимость лакокрасочного покрытия.
  • УТС автомобиля (утрата товарной стоимости) для машин, используемых не более 7 лет (иномарки), до 5 лет (марки отечественного производства).

Зачем нужна оценка ущерба автомобиля после ДТП

Понятно, что после любого происшествия, автомобиль повреждается. Даже если это было слабое воздействие по касательной – все равно авто придется ремонтировать. И то, какая сумма будет выделена вам страховой компанией для этих целей, зависит исключительно от заключений оценочной комиссии.

Как уже было упомянуто, внутренняя оценка, которую делают работники страховой компании, часто показывает меньшую сумму, чем, если бы этим занимались независимые эксперты. Именно поэтому рекомендуется обращаться в такие компании, которые помогут вам на должном уровне оценить сумму ущерба и окажут содействие в получении ее от страховиков.

Важно! Если вы обратитесь в то бюро, куда вас направит страховая компания, и получите их заключение, то оспорить неудовлетворительную сумму компенсации будет возможно только через суд. А это опять-таки лишнее время и нервы.

Средняя стоимость запасных частей

Российский рынок насыщен оригинальными и аналоговыми з/ч. У одной детали может быть несколько десятков номеров по кросс-коду. Чтобы избежать путаницы, для работы с онлайн-калькулятором РСА необходимо использовать только оригинальные номера. Найти код запчасти можно по VIN в электронных каталогах производителя. Затем в форме калькулятора выбираете дату и регион проживания. Вписываете номер запчасти и марку автомобиля. Нажимаете «Отправить запрос». Программа отобразит среднюю стоимость детали. Возможно, ее цена покажется вам относительно низкой, так как веб-сервис ищет з/ч средней ценовой категории.

Например, оригинальное переднее крыло 8K0821105A от Audi A4 (2010) по базе РСА стоит 5980 руб. Хотя его цена на Exist немногим более 19 000 руб. То есть вместо оригинала нам предлагают аналог. Скорее всего, это производитель Blic (Польша). Но иногда для восстановительного ремонта по ОСАГО программа находит совсем дешевые детали. Как правило, это китайский BodyParts или тайваньский TYG. Некоторые автовладельцы не хотят ставить китайские запчасти на относительно свежую машину. Поэтому пишут страховщику претензию.


Похожие записи:

Добавить комментарий