Унитарные юридические лица понятие и виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Унитарные юридические лица понятие и виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Российским законодательством и уставом компетенция высшего коллегиального органа может быть расширена, и в нее могут включаться и другие вопросы корпорации. Корпоративные юридические лица должны соблюдать все нормы. Это важно, потому что до этого возможности собрания акционеров строго соответствовали тому, что указано в положениях Федерального закона «Об акционерных обществах». Выйти за пределы данного закона было нельзя. Кроме того, что в корпорации формируется высший орган власти, также происходит создание единоличного исполнительного органа (в лице директора, генерального директора, председателя и т.д.).

Функции высшего органа

В любой корпоративной организации высший орган рассматривает вопросы:

  • определения основных направлений деятельности организации, а также приобретения и пользования имуществом;
  • утверждения и изменения устава корпоративной организации;
  • определения правил приема в состав членов корпорации и исключения из состава ее участников, кроме случаев, если такие правила определены законодательно;
  • образования других органов предприятия, а также досрочного прекращения их полномочий;
  • утверждения годового отчета и бухгалтерских (финансовых) отчетов корпорации, если в уставе или в соответствии с законодательством РФ эти правомочия не отнесены к компетенции других органов организации;

Может ли высший корпоративный орган функционировать единолично?

А в том случае, если Гражданским кодексом, другим законом или уставом организации предусмотрено создание коллегиального органа (правления, дирекции и пр.), то он формируется как подотчетный для высшего органа корпорации. Корпоративные юридические лица нередко формируют еще и совет, который контролирует деятельность всех этих органов.

Понятие юридического лица

1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. 48–123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)1.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:

1) явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.

В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации;

2) распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;

3) разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

Причины и цели создания

Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.

Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.

Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.

Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.

Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.

И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).

Легальное понятие акционерного общества содержится в п. 1 ст. 96 ГК: акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Наиболее значимые черты акционерного общества:
— акционерное общество является чисто капиталистическим объединением, открытой корпорацией;
— акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц;
— правовой режим акционерного общества построен на исключительно императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.

Правовое положение акционерного общества определяется нормами ГК, а также Законом об акционерных обществах. Кроме того, в связи с тем, что способом присвоения корпоративных прав является ценная бумага — акция, на правовое положение акционерного общества прямое воздействие имеет «ценнобумажное» право.

В соответствии с законом выделяются два вида акционерных обществ — публичное и непубличное.

Публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК). Все иные акционерные общества являются непубличными.

В отношении публичного акционерного распространяются повышенные меры государственного контроля, именно такое общество публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности. Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность получения дохода в виде дивидендов.

При создании акционерного общества формируется уставный капитал, минимальный размер которого для публичных акционерных обществ составляет 100 тыс. руб., для непубличных — 10 тыс. руб. Особенностью формирования уставного капитала акционерного общества является способ размещения акций, который заключается в выполнении предписаний законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся регистрации выпуска (эмиссии) акций и оплаты таковых. Регистрацию выпусков ценных бумаг осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Все последующие операции с уставным капиталом (как увеличение, так и уменьшение) также осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и связаны с регистрацией выпусков акций. Существо процедуры регистрации выпусков акций сводится к проверке Банком России условий такого выпуска, обеспеченности выпускаемых акций действительным наполнением имуществом и выдаче разрешения на допуск таких акций для оборота на рынке ценных бумаг.

Читайте также:  Безопасная доля вычетов по НДС

Поскольку в уставном капитале акционерного общества может участвовать значительное число лиц, зачастую уставный капитал является «распыленным», «дисперсным», степень корпоративного контроля каждого отдельного акционера — незначительной, в связи с чем акционеры могут объединяться в группы для совместного осуществления прав по акциям. Формой закрепления взаимных прав и обязанностей для совместного осуществления таковых является акционерное соглашение (ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).

Поскольку акционерное общество является капиталистическим объединением, прекращение участия в нем допустимо исключительно путем продажи акций. По общему правилу состав акционеров меняется помимо и против воли акционерного общества (акции находятся в свободном обороте). Возможность исключения акционера из непубличного акционерного общества, установленная абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК, по смыслу правовой природы такой корпорации должна применяться в виде исключения и не должна иметь широкого распространения.

В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа: высший орган — общее собрание акционеров, орган управления и контроля — совет директоров, исполнительный орган и контрольный орган — ревизионная комиссия.

В публичном акционерном обществе обязательно создается совет директоров. В непубличном акционерном обществе функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров.

ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).

Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).

Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.

Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).

В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.

Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Комментарий к статье 65.1 ГК РФ

1. Правила комментируемой статьи раскрывают провозглашенное абз. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации. Появление этих правил является прямым следствием включения «отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративных отношений)», в предмет гражданского законодательства (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ), т.е. гражданского (частного) права. Восстановление в отечественном гражданском праве такого деления юридических лиц, традиционного для большинства правопорядков, было одним из ключевых положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и Концепции развития законодательства о юридических лицах , лежащих в основе многих новелл новой редакции гл. 4 ГК РФ.

1. Юридические лица классифицируются по различным основаниям. В первую очередь все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК). Критерий деления – основная цель деятельности.

Читайте также:  Какой авансовый платеж по НДФЛ должны платить иностранные работники в 2022 году

Коммерческие организации – основная цель деятельности: извлечение прибыли. Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческие организации – во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если (а) это предусмотрено их уставами, (б) это служит достижению целей, для которых они созданы, (в) это соответствует таким целям; во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.

Очень важно: организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК (п. 2, 3).

Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что, прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу – общая, у вторых – специальная).

Кроме того, различаются сферы деятельности (у первых – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., у вторых – управление, культура, образование и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.

2. Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления – наличие или отсутствие права участия (членства).

Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК).

Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее – корпоративные права и обязанности).

Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения.

Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации имеет не только права, но и несет обязанности, которые тоже имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) – обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации – организационная обязанность (прежде всего см. ст. 65.1–65.3 ГК).

Существование корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее «жизнь» определяется ими.

Унитарные юридические лица – их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).

При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица «живут» сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия).

Однако это не так. В корпоративных юридических лицах есть «внутренние» отношения (а) участников (членов) между собой, (б) участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют «внешние» отношения – с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения «внешние». «Внутренние» же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. 113–114 ГК). Таким образом, во «внутренних» отношениях здесь участвует собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие – с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями («правит» учредитель).

Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст. 123.17–123.20 ГК).

Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что, благодаря такому делению, становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Создаваемое для целей получения дохода юрлицо, имущество которого не может быть разделено (ни между его сотрудниками, ни посредством выдела долей или паев) и не находится у данного юрлица на праве собственности, является УП (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

УП могут быть двух видов:

  • государственные;
  • муниципальные (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Их правовое положение, помимо ГК РФ, определяется нормами закона «О государственных и муниципальных УП» от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Особо выделяется казенное предприятие:

  • которое с согласия собственника распоряжается активами;
  • самостоятельно распоряжается продукцией;
  • доходы которого распределяются по решению собственника (ст. 297 ГК РФ).

УП характеризуются следующим:

  • имущество находится в собственности РФ, ее субъекта или муниципалитета (п. 2 ст. 113 ГК РФ);
  • УП действует на праве хозведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ);
  • устав УП утверждается госорганом или муниципалитетом (п. 3 ст. 113 ГК РФ);
  • орган управления — руководитель получает свои полномочия от органа, уполномоченного на то собственником (п. 5 ст. 113 ГК РФ);
  • собственник не отвечает по долгам УП и наоборот, исключение сделано для казенных УП, где собственник несет субсидиарную ответственность (п. 7 ст. 113 ГК РФ).

КОРПОРАТИВНЫЕ

Хозяйственные товарищества

полное товарищество

товарищество на вере

Хозяйственные общества

общество с ограниченной ответственностью

непубличное акционерное общество

публичное акционерное общество

Производственные кооперативы (артели)

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Хозяйственные партнерства

УНИТАРНЫЕ

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

ГУП (федеральное)

ГУП (субъекта РФ)

МУП (муниципальное)

Унитарные предприятия на праве оперативного управления

Казенное предприятие (федеральное)

Казенное предприятие (субъекта РФ)

Казенное предприятие (муниципальное)

Классификация корпоративных и унитарных юридических лиц

Вступившие в силу с 1 сентября 2014 года поправки в ГК РФ существенно изменили нормы российского корпоративного права. В частности, коснулись эти изменения и классификации юридических лиц, чем и обусловлена актуальность темы данной статьи.

Согласно гражданскому законодательству РФ, все юридические лица, деление которых на коммерческие и некоммерческие, в целом, осталось неизменным, теперь подразделяются еще на два вида – корпоративные и унитарные. Критерий для такого деления установлен законодательно (п. 23 ст.

1 Закона № 99-ФЗ) и заключается в наличии у учредителя юридического лица права участия (членства) в нем, а также в форме влияния на формирование высшего органа соответствующей организации.

Отметим, что в результате реформы как коммерческие, так и некоммерческие корпоративные и унитарные юридические лица, могут быть учреждены только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Куда платить взносы в ФСС в 2023 году

Корпоративные и унитарные юридические лица

Гражданский кодекс РФ дополнен еще одной классификацией юридических лиц. Согласно ст. 65.1 они делятся на корпоративные и унитарные юридические лица. Корпоративными юридическими лицами (корпорациям) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские), хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся: унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

В связи с участием в корпорации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.

Согласно ст. 65.2 Гражданского кодекса РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т. п.) обладают следующими правами:

  • 1) участвовать в управлении делами корпорации;
  • 2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
  • 3) обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
  • 4) требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков;
  • 5) оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 Гражданского кодекса РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Участник хозяйственного товарищества или общества наряду с правами, предусмотренными для участников корпораций, также обладают дополнительными правами (п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса РФ):

  • 1) принимать участие в распределении прибыли товарищества или общества, участником которого он является;
  • 2) получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;
  • 3) требовать исключения другого участника из товарищества или общества (кроме публичных акционерных обществ) в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества. Отказ от этого права или его ограничение ничтожны.

Участники хозяйственных товариществ или обществ могут иметь и другие права, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, законами о хозяйственных обществах, учредительными документами товарищества или общества.

Обязанности участников корпорации перечислены в ст. 65.2, это следующие обязанности:

  • 1) участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, другим законом или учредительным документом корпорации;
  • 2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;
  • 3) участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
  • 4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;
  • 5) не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Участник хозяйственного товарищества или общества наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпораций, также обязан вносить вклады в уставный (складочный) капитал товарищества или общества, участником которого он является, в порядке, в размерах, способами, которые предусмотрены учредительным документом хозяйственного товарищества или общества, и вклады в иное имущество хозяйственного товарищества или общества.

Участники хозяйственных товариществ и обществ могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом и их учредительными документами (п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса РФ).

Понятие и функции корпоративных юридических лиц

Под корпоративными юридическими лицами (сокращенно корпорация) понимают организации, осуществляющие деятельность коммерческого или некоммерческого характера. Данное понятие были внедрено в гражданское законодательство нашей страны Законом «о внесении изменений в главу 4 ГК РФ».

В соответствии со ст.65 ГК РФ, участники корпоративного юридического лица имеют право принимать непосредственное участие в работе компании, и осуществлять деятельность, которая позволяет им совершать контроль и управление компанией. Участники общества формируют высший управленческий орган, который и занимается всеми вопросами управления компанией.

К корпорациям могут относится не только организации, целью которых является получение дохода, но и структуры некоммерческого назначения.

В качестве корпораций могут выступать:

  • Производственные объединения и предприятия сельхоз назначения;
  • Кооперативы разных типов;
  • Общественные организации и благотворительные структуры;
  • Объединения владельцев недвижимости;
  • Общины малочисленных народов и реестр казачьих обществ.

Корпоративные членские права и обязанности

Права и обязанности участников корпорации прописаны в ст.65 ГК РФ. В соответствии с данным нормативом, акционеры имеют следующие права:

  • Своевременно и по запросу получать всю информацию о финансовом состоянии дел в компании;
  • Участвовать в формировании управленческих структур компании и оказывать влияние на некоторые производственные моменты;
  • Действовать от имени корпорации в вопросах, касающихся возврата долговых обязательств, и причинения убытков.

Помимо этого, допускается также наделение учредителей иными правами, которые отдельной главой прописываются в уставной документации корпорации.

Что касается обязанностей акционеров корпоративных структур, то они имеют следующие виды:

  • Участник компании обязан принимать участие в формировании материальных резервов организации;
  • Запрет в разглашении информации, которая предназначена исключительно для внутреннего пользования и считается конфиденциальной;
  • Запрет на совершение любых действий, которые могут поставить корпорацию в невыгодное положение, или же могут привести к убыточной деятельности.

Что значит унитарное предприятие

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий