Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Отразить Субсидию В Балансе?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приказом Минфина России от 21.12.2022 № 192н внесены изменения в приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,… государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Нормативное регулирование учета трансфертов
Приказом № 192н Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами, ряд счетов удален, изменены названия некоторых счетов, расширена аналитика на некоторых счетах. Многочисленные изменения внесены в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
В частности, Приказом № 192н введена обязанность ведения учета расчетов по доходам от предоставления межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, грантов в форме субсидий по кодам целей, на которые предоставляются соответствующие средства.
Код доходов и КОСГУ при начислении и уплате НДС и налога на прибыль
Какие код доходов и КОСГУ применять при перечислении НДС? Если 180 и 189, то каким образом в форме 0503737 будут отражены операции по уменьшению кода 180, если доходы будут поступать на коды 130, 440, 150?
Согласно пункту 9 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 13.05.2019 № 69н (на дату подготовки публикации находится на регистрации в Минюсте РФ) далее – Порядок № 209н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.
В соответствии с пунктом 12.1.7 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н в редакции от 06.03.2019 № 36н, далее – Порядок № 132н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 «Прочие доходы».
Согласно пункту 131 Инструкции № 174н: «начисленные суммы НДС отражаются по кредиту счета 0 303 04 731 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 2 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»,
Бухгалтерские записи по отражению в учете начисления и уплаты НДС автономными и бюджетными учреждениями согласно Порядку № 209н, Порядку № 132н (в ред. 36н) и Инструкции № 174н приведены в таблице.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Доходы от операционной аренды* |
||
Признаны доходы от аренды |
120** 2 401 40 121 |
120 2 401 10 121 |
Начислен НДС |
120 2 401 10 121 |
180 2 303 04 731 |
Доходы от оказания услуг |
||
Оказаны услуги |
130 2 205 31 564 |
130 2 401 10 131 |
Начислен НДС |
130 2 401 10 131 |
180 2 303 04 731 |
Доходы от реализации товаров |
||
Начислены доходы от реализации товаров |
440 2 205 31 560 |
440 2 401 10 131 |
Реализованы товары |
440 2 401 10 131 |
000 2 105 38 446 |
В случае ведения учета товаров по цене с наценкой (Красное сторно) |
440 2 401 10 131 |
000 2 105 39 346 |
Начислен НДС с доходов от реализации товаров*** |
440 2 401 10 131 |
180 2 303 04 731 |
Уплата НДС |
||
Уплачен НДС |
180 2 303 04 731 |
000 2 201.11 610 Уменьшение счета 2 17 (АГПД 180, КОСГУ 189) |
Получение и возврат средств
Регламент перечисления финансирования прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания, по которому перечисляются средства. Организация-заказчик планирует закупки в соответствии с графиком субсидирования.
В случае невыполнения госзадания или отдельных его показателей у организации остаются неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Обязательный возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).
Как возместить часть расходов за ЖКУ? Полезная памятка
Согласно установленным правилам, если вы тратите на оплату жилищно-коммунальных услуг более установленного норматива на человека, то имеете право на оформление компенсации. Максимальный размер льготы составляет 100 процентов суммы по квитанциям.
📌 Компенсация положена собственнику жилого помещения, нанимателям квартиры, членам жилищных кооперативов и гражданам, которые используют жильё из государственного фонда.
Как уже было сказано выше, ваши расходы на коммунальные услуги должны превышать установленный стандарт в вашем регионе проживания. В качестве примера можно привести Санкт-Петербург (14 процентов от общего дохода) или Тюмень (20 процентов от общего дохода).
При этом федеральный норматив по стране составляет 22 процента от общего дохода. Следующим обязательным критерием можно выделить постоянное проживание в жилом помещении. Также площадь квартиры не должна превышать установленный лимит в вашем регионе проживания.
❗️В завершении стоит отметить, что у вас не должно быть задолженностей по оплате жилищно-коммунальных услуг за последние 3 года.
Как получить субсидию
Существует три способа: обратиться с заявлением в органы соцзащиты лично; подать пакет документов через МФЦ; подать заявление на портале Госуслуг. Срок рассмотрения заявления составит 10 дней.
Обращаться за субсидией можно в любом месяце года, но лучше это сделать в отопительный сезон, так как в это время стоимость ЖКУ выше. Решение о размере выплаты выносят на основании стоимости коммунальных услуг за последние полгода плюс один месяц к моменту обращения, соответственно, если расходы выше, то и их компенсация тоже.
Оформить субсидию можно даже при наличии долга за коммунальные и жилищные услуги, но только если нет судебного решения о взыскании долга за неуплату коммуналки. При наличии судебного разбирательства, оконченного соглашением с управляющей компанией о рассрочке долга, за субсидией обращаться можно. Самостоятельно доказывать отсутствие задолженности не нужно.
Налогообложение субсидий
Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные, например, для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:
- ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
- использование субсидированных средств на означенные цели.
На каком счете учитывать субсидии
На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.
Что же такое субсидия?
Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.
Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?
Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.
Бухгалтерский учет субсидий
Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».
В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:
— возврат неиспользованной субсидии.
В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).
На каком счете учитывать субсидии
На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.
Что же такое субсидия?
Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.
Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?
Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.
Бухгалтерский учет субсидий
Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».
В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:
— возврат неиспользованной субсидии.
В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Равнение на спецправила
Средства в виде субсидий признаются во внереализационных доходах в порядке, оговоренном пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Правда, из этого правила есть исключения. Речь о субсидиях, указанных в статье 251 данного НПА либо полученных в рамках возмездного договора.
В 251-й статье перечислены доходы, не учитываемые при определении «прибыльной» базы. В письме от 18.12.2017 № 03-03-06/1/84357 специалисты финансового ведомства подчеркнули, что их перечень является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на финансирование трат по созданию амортизируемого имущества, в нем не значатся. Поэтому такую помощь следует отражать в налоговом учете в общеустановленном порядке, то есть согласно предписаниям пункта 4.1 статьи 271 Кодекса.
То есть, по мнению чиновников, субсидирование коммерческих фирм не подпадает под действие подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль имущество, которое получено в рамках целевого финансирования. А к основному средству, приобретенному за счет средств субсидии, не применяется норма подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса. Значит, оно амортизируется в общем порядке.
К аналогичным выводам приходят и служители Фемиды (см., например, Постановление АС Поволжского округа от 30.01.2017 № Ф06-16220/2016, поддержанное Определением ВС РФ от 05.06.2017 № 306-КГ17-5830).
Каковы же предписания пункта 4.1 статьи 271 Кодекса? Он гласит, что субсидии на приобретение (создание) амортизируемого имущества учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. А если объект впоследствии выбыл (например, был продан)? В таком случае недоучтенная сумма субсидии признается в доходах на крайнюю дату того отчетного (налогового) периода, когда выбыло ОС. При нарушении же условий пункта 4.1 статьи 271 сумму субсидии целиком отражают в доходах календарного года, в котором допущена промашка.
В комментируемом нами письме минфиновцы уточнили порядок учета субсидии, частично финансирующей траты, связанные с созданием объекта. Сумма помощи отражается в доходах по мере начисления амортизации пропорционально доле полученной субсидии в величине расходов на ОС.
Схожая позиция содержится в письме финансового ведомства от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15754. А в другом разъяснении чиновники сделали упор на том, что сумму субсидии включают в доходы лишь после признания в налоговом учете начисленных сумм амортизации (письмо от 10.11.2017 № 03-03-06/1/74253).
Как отражать в учете субсидии: бухгалтерские проводки
Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» детализирован новыми кодами счетов аналитического учета:
- 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
- 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в финрезультате. Суммы, которые будут запланированы к отнесению к доходам текущего года, необходимо учитывать на счете 401 41. Остальные суммы отражаются на счете 401 49.
Счета 401 41, 401 49 применяются в соответствии с учетной политикой и требованиями по раскрытию взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчетности (п. 301 Инструкции № 157н).
Как отражать переход на применение новых счетов бухгалтерского учета, в нормативных актах на данный момент не указано. Следовательно, решение о применении данных счетов принимается учреждением самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.
Счета 401.41 и 401.49 применяются, чтобы отразить в учете консолидируемые расчеты по межбюджетным трансфертам, т.е. в отношении показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые включаются в справку (ф. 0503125).
С 2021 г., счета 401.41 и 401.49 применяются для отражения в учете расчетов по межбюджетным трансфертам, т.е. в отношении взаимосвязанных показателей по МБТ, в т.ч. подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые включаются в справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
С 2022 г. счета 401.41, 401.49 будут применяться для учета расчетов между учредителем и подведомственными ему бюджетными и автономными учреждениями по предоставленным (полученным) субсидиям на выполнение задания, целевым субсидиям, если решение о применении новых счетов не будет принято субъектом консолидированной отчетности (учредителем) для отражения расчетов по субсидиям, начиная с 2021 г.
На счете 401.41 отражаются суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся. Это следует из обновленной Инструкции № 157н.
Соответственно, счет 401.41 начинаем применять при наступлении текущего финансового года. Остатка на конец отчетного года по счету 401.41 быть не должно.
Доходы будущих периодов к признанию в текущем году в течение финансового года формируют финансовый результат текущей деятельности учреждения и признаются в учете в части, относящейся к текущему периоду, доходами текущего года с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счета 401 10 «Доходы текущего финансового года». Неиспользованные остатки средств межбюджетных трансфертов подлежат отнесению на счет 303 05 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».
Новые редакции Инструкций не содержат бухгалтерских записей по применению счетов 401.41 и 401.49. На сегодняшний день методические указания Минфина РФ по применению и переносу остатков со счета 401.40 на новые счета 401.41 и 401.49 также отсутствуют.
По словам методологов Минфина РФ, новые счета 401.41 и 401.49 применяются только для отражения операций по межбюджетным трансфертам.
Поскольку согласно п. 301 Инструкции № 157н «применение указанных счетов аналитического учета осуществляется в соответствии с положениями учетной политики и требований по раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности», в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрена работа со счетами 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года» в документах раздела «Услуги, работы, производство» — «Долгосрочные договоры, аренда»:
- в документе «Начисление доходов будущих периодов» применяется, в том числе, для начисления доходов будущих периодов по межбюджетным трансфертам, от предоставления субсидий, грантов;
- в документе «Корректировка доходов будущих периодов»;
- в документе «Списание доходов будущих периодов».
В документе «Начисление доходов будущих периодов» (раздел «Услуги, работы, производство» — «Долгосрочные договоры, аренда») возможно применение счетов 401.41 и 401.49 для вида операции «Прочие доходы будущих периодов». Счета 401.41 и 401.49 выбираются в строках табличной части «Услуги, работы».
Процедура оформления субсидии в 2023 году
Кто может обратиться. Обратиться за получением субсидии на оплату коммунальных услуг могут:
- собственники квартиры;
- арендаторы недвижимости;
- члены жилищных кооперативов;
- наниматели по договору социального найма.
Субсидией может воспользоваться как человек, проживающий один, так и – семья.
Кто может подать заявление. Заявление на субсидию могут подать собственники или наниматели. Обратиться за субсидией могут и члены семьи собственника, но при условии, что тот служит в армии, сидит в тюрьме, является безвестно отсутствующим, умер, находится на принудительном лечении.
Процедура оформления. Процесс получения субсидии по услугам ЖКХ включает следующие этапы:
- Сбор необходимых документов.
- Передача заявления на субсидию и подтверждающих документов в контролирующую инстанцию.
- Проверка документов и принятие решения о назначении субсидии.
- Оплата коммунальных услуг.
- Получение компенсации части затрат на счет в банке.
Использование государственной помощи
Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.
Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:
- если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
- если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.
Бухгалтерский счет 86: использование
На счете 86 учитываются суммы средств, получаемые организацией для финансирования целевых мероприятий. Источниками поступления средств могут быть как государственные компании, так и коммерческие фирмы и даже частные лица.
Главный критерий учета средств на счете 86 – четкое определение цели и назначения их использования согласно заключенному договору.
На счете 86, как правило, учитываются средств, поступающие в пользу организации в целях финансирования социальных программ и общественно полезных мероприятий (субсидии на оплату коммунальных услуг, субвенции на строительство социального жилья, поддержка льготных и малоимущих категорий населения и прочее).
Начисления целевых средств отражаются по Кт 86. Дт 86 используется для учета использования полученных средств в рамках договорных условий.
Рассмотрим типовые проводки:
Дебет | Кредит | Описание операции |
07 | 86 | Оборудование к установке получено для целевого использования |
52 | 86 | Зачислены средства в валюте в качестве финансирования целевого мероприятия |
86 | 29 | В рамках целевого финансирования покрыты расходы обслуживающих хозяйств |
86 | 91.1 | Учтена доход в сумме полученной экономии сметы по договору целевого финансирования |
41 | 86 | Поступили товары в качестве финансирования целевого мероприятия |
Алгоритм: как получить субсидии для малого бизнеса
На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.
Если вы хоть примерно попадаете в условия, ваш путь будет примерно таким:
- С вами свяжутся, вышлют чек-лист с подробными условиями и необходимыми документами.
- Если заявку примут, будет проверка на несколько месяцев.
- Если заявку одобрят, свяжутся снова. Вероятно, разработают какой-то график выплат, заключат договор на предоставление субсидии.
- Когда деньги придут, скорее всего, придётся отчитываться о целях, на которые они пошли. Возможно, такая отчётность будет постоянной — всё зависит от условий программы.
- Скорее всего, какие то формы контроля останутся и после окончания программы. Например, могут проверить среднесписочную численность штата в сравнении с моментом выдачи субсидии. Или наличие долгов по налогам.