Строительство в водоохранной зоне: что можно, а что — нельзя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Строительство в водоохранной зоне: что можно, а что — нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Узнать о том, что участок находится в охранной зоне, можно изучив карту Росреестра. Для этого необходимо найти участок по кадастровому номеру и активизировать «слой» зоны с особыми условиями использования территории. На карте отобразится водоохранная зона и прибрежная полоса. Теперь эти границы сопоставьте с расположением участка. Ширина природоохранной территории зависит от размера реки, водохранилища. Например, если длина реки более 50 км — построить дом можно только отступив 200 метров.

Строительство многоквартирного дома в водоохранной зоне

Построить возле озера или реки возможно и многоквартирный дом, но здание скорее будет иметь признаки малоэтажного строительства. При этом зарегистрировать здание по дачной амнистии и избежать согласований не получится. Если застройщик многоквартирного дома юридическое лицо, потребуется более обширный пакет документов:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Учредительные документы;
  • ГПЗУ;
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • Схема планировочной организации;
  • Архитектурное решение, в случае если объект капитального строительства будет располагаться и вблизи рек, и рядом с объектом культурного наследия;
  • Проект многоквартирного дома.

При несовпадении площади пятна застройки в градостроительном плане с границами здания в проектной документации юристы «Правозем» в некоторых случаях смогут уменьшить охранную зону на законных основаниях. При этом нужно помнить, что, построив дом вблизи реки, озера, нельзя ограждать водоём. Любые заборы, сооружения, мешающие свободному доступу третьим лицам к воде, являющемуся государственной собственностью, признаются незаконными постройками.

О законах и терминологии

В России насчитывается более двух миллионов рек, столько же озер; к водным объектам причисляются водохранилища и моря. Берега всех без исключения водоемов находятся под охраной надзорных ведомств и норм Водного кодекса. Каждый слышал о водоохранной зоне (ВОЗ), внутри которой действуют особые правила. Они касаются всех видов транспорта, земельных участков и объектов недвижимости.

Законы строги – если автотуристы, заехавшие на берег в неположенном месте, лишь испортят отдых штрафом, то дому, построенному с нарушениями, грозит снос. Нормы касаются и делянок: если участок рядом с водным объектом не соответствует нормативам, собственнику будет отказано в праве владения.

Поэтому важно понимать, как государство трактует ВОЗ. Хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на состоянии водоемов. Чтобы сохранить природу, земле вокруг водных объектов присвоили особый статус с ограничением прав.

В статье 65 ВК о водоохранных зонах выделяется три вида угодий разной ширины. Первая начинает отсчет от береговой линии – места пересечения водной глади и берега, следующие продолжаются вглубь суши на разное расстояние.

Если есть несколько подходящих вариантов участка в водоохранной зоне, а ограничения примерно одинаковы, стоит обратить внимание на берег. Как правило, значительной разницы между восточным и западным берегом водоема нет; вы можете сами решить, хотите ли любоваться закатом или восходом над водной гладью.

Другое дело северные и южные склоны. На северном склоне (он находится на южном берегу) по весне позже сходит снег, земля прогревается позже. Такие участки более влажные, а еще их любят комарики и прочая мошкара.

Ориентированный на юг склон значительную часть времени находится под прямыми солнечными лучами, чего не любят многие растения. Если этот аспект важен, лучше выбрать делянку на юго-западном или юго-восточном берегу.

Проблемными считаются участки на очень низком или наоборот, высоком берегу. Низина периодически подтапливается, о чем свидетельствуют заросли камыша и деревья с тонкими, кривыми стволами и недоразвитыми кронами. Участок на высоком берегу необходимо изучить особенно тщательно, поскольку грунт на такой территории подмывается, разрушается течением или прибоем, и берег со временем отступает.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Росреестр разрешит оформлять в собственность земельные участки у водоёмов – Новости на СПРОСИ.ДОМ.РФ

Росреестр разработал поправки в Земельный кодекс о снятии ограничений на приватизацию земельных участков, которые расположены непосредственной близости от водоемов, являющихся источниками питьевого и хозяйственного водоснабжения. Соответствующий законопроект опубликован на Федеральном портале нормативных правовых актов.

Читайте также:  Пособие по беременности и родам в 2023 году

Согласно действующему законодательству, участки, которые находятся в зонах санитарной охраны, не могут передаваться в частную собственность.

В то же время во многих регионах на таких территориях проживают тысячи граждан, и осуществляют хозяйственную деятельность сотни индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу сложившейся практики они не могут оформить право собственности на земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости, которые были построены до 2010 года (то есть до момента введения ограничений на оборот подобных участков).

По данным Росреестра, с 1980 по 2010 год только в Московской области в зонах санитарной охраны построены около 7,5 тыс. объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных дома, 5 тыс. индивидуальных домов и более 2 тыс. объектов нежилого назначения.

В силу действующих норм граждане, которым предоставлены в пользование земельные участки в границах зон санитарной охраны, не могут воспользоваться «дачной амнистией», и фактически оказались лишены возможности осуществлять базовые сделки с недвижимостью.

— В силу исторических особенностей развития территории в границах второго пояса ЗСО рек, каналов, водохранилищ расположены крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры, а также индивидуальные жилые дома.

Разработанные нами поправки позволят гражданам, десятилетиями проживающим в данных зонах, оформить право собственности на земельный участок, а также положительно скажутся на развитии региональных экономик и пополнении местных бюджетов, — отметил заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

При этом изменения в законодательство не приведут к изменению границ зон санитарной охраны. Это означает, что даже после оформления участков в собственность граждане и организации должны будут соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, установленные для территорий, прилегающих к водоемам.

— Наличие хозяев на границах объектов в зонах санитарной охраны дополнительно обеспечивает их сохранность.

С точки зрения надзора, если у каждого участка появится хозяин, то будет с кого спросить за соблюдение природоохранного законодательства, за чистоту и качество окружающей среды. Арендаторы уходят от ответственности.

Надеемся, что законопроект поможет решить эту проблему, — приводит пресс-служба Росреестра слова первого заместителя председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурода Расулмухамедова.

Справочно:

Зона санитарной охраны — территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и охраны водопроводных сооружений.

Штрафы за несогласованное строительство

Заблаговременно уточнять информацию касательно действующих ограничений стоит всем владельцам земельных участков на берегу. Строительство в прибрежной зоне без согласования с уполномоченными ведомствами карается согласно кодексу об административных правонарушениях.

Статья 8.42 предусматривает следующие санкции при нарушении правил застройки водоохранной зоны:

  • для частных лиц — штраф от 2000 до 5000 рублей;
  • должностных лиц — штраф от 20 000 до 50 000 рублей;
  • юридических лиц — штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Собственник участка у озера или реки оплачивает штраф за незаконное строительство и производит ликвидацию сооружения. Последующую очистку береговой полосы от мусора также выполняет собственник.

Несоблюдение ограничений в части строительства может сопровождаться дополнительными издержками. Росрыболовство накладывает санкции, если деятельность собственника нанесла ущерб водным ресурсам. Существующие нормы предполагают следующие штрафы:

  • для частных лиц — от 3000 до 5000 рублей;
  • должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей;
  • юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Перечисленные санкции не являются взаимоисключающими.

Определение водоохранной зоны (ВОЗ)

В статусе водоохранных находятся зоны, находящиеся в непосредственной близости от водоема. На подобных областях суши вводится особый режим пользования землей с определенными ограничениями, такими как туристические посещения и строительные проекты. Это связано с экологической опасностью для естественной природной флоры, фауны.

Статьёй 65 Водного кодекса регламентируется установка особых режимов возле всех водоёмов, исключая пруды, болотистые скопления. Также участков с ограниченными условиями пользования не может быть рядом с:

  • Озерами, хранилищами воды с акваторией меньше 0,5 километра в квадрате (исключение — водоёмы особого промышленного назначения);
  • Карьерами, водоёмами со стоячей водой;
  • Ледовыми скоплениями, подземными источниками, внутренними водоемами в пределах данных объектов.

В каких случаях на строительство в водоохранной зоне вводится запрет?

Прежде всего выясним, в каких случаях строительство в водоохранной зоне полностью запрещено. Итак, полный запрет вводится на возведение построек в прибрежной защитной полосе. Если дом будет построен в водоохранной зоне на расстоянии ближе чем 20 м от кромки воды, с большой долей вероятности такое строение придется снести (снос осуществляется на основании судебного решения).

Важно! Решения о сносе домов, возведенных на береговой полосе, практически невозможно опротестовать. Именно поэтому рисковать не рекомендуется: как правило, суды различных инстанций не принимают решения в пользу собственников.

Запрет на строительство существует и если водоем используется в качестве источника питьевой воды для населения. Вокруг него в таком случае устанавливается зона санитарной охраны, а это означает, что возведение любых зданий здесь будет полностью запрещено.

Начиная строительные работы в водоохранной зоне, нужно учитывать, что воздействовать на линию берега с применением тяжелой техники не допускается. Также не следует забывать, что принимая решение построить дом в водоохранной зоне, придется соблюдать и ряд других запретов.

В частности, не допускается ограничивать доступ к водоему третьим лицам, соответственно установить забор в прибрежной зоне (20 м) не получится.

Читайте также:  Пенсия военнослужащих: размер, последние новости и изменения в 2023 году

Страница отображения — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Требования природоохранного законодательства при освоении и использовании береговой линии водных объектов

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно пункту 2 ст. 102 Земельного кодекса на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется.

  • Таким образом, приватизация земель водного фонда, в том числе, земель в составе береговых линий водных объектов, запрещена в силу закона.
  • Статьей 65 Водного кодекса РФ установлены требования к охране водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
  • Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
  • В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
  • Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
  • 1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
  • 2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
  • 3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
  • Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
  • Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
  • В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
  • В границах водоохранных зон запрещаются:
  • 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  • 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Уведомление об окончании строительных работ

После завершения строительства владельцу необходимо обратиться к кадастровому инженеру для создания технического плана на построенный объект. Затем в муниципалитет направляется уведомление о завершении работ, к которому прикрепляется копия удостоверения личности, правоустанавливающие акты. А также проектная и разрешительная документация (согласование на проведение работ). В самом уведомлении указывается Ф.И.О. собственника участка, место жительства и контактные данные. Юридическое лицо дополнительно вносит государственный регистрационный номер и ИНН. Фиксируется кадастровый номер земельного участка, адрес и ВРИ, сведения о параметрах, отступах и площади.

Затем в течение 7 дней на объект выезжает комиссия при администрации для проверки построенного здания проекту, техническому плану, виду разрешённого использования и установленным правилам. Если объект возведён согласно нормам, комиссия подготавливает уведомление о соответствии строительным параметрам. После получения положительного заключения собственник может приступать к регистрации.

Кадастровые инженеры ГКИ «Недкадастр» проверяют возможность проведения строительных работ на конкретном участке, помогают сформировать проектную документацию и разрабатывают защитные меры от загрязнений. Согласовывают строительство в водоохранной зоне, подготавливают уведомление о начале и по завершении работ. Бесплатную первичную консультацию можно получить на нашем форуме.

Определение границ зон затопления и подтопления

Зоны и требования к территориям, входящим в границы зон, регламентируются Приложением к Положению о зонах затопления, подтопления ПП РФ от 18.04.2014 №360.

Читайте также:  В каких случаях может поменяться номер СНИЛС?

Зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к:

  1. незарегулированным водотокам;
  2. устьевым участкам водотоков;
  3. естественным водоёмам, затапливаемым на 1%;
  4. водохранилищам;
  5. зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов.

Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления.

Границы зон подтопления определяются территориями:

  1. сильного подтопления – глубина залегания грунтовых вод менее 0,3м;
  2. умеренного подтопления – глубина залегания от 0,3 до 2м от поверхности;
  3. слабого подтопления – от 2 до 3м.

Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

  • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
  • распашка земель вблизи водных объектов;
  • грунтовые отвалы;
  • выпас/водопой/купание скота и т. д.

В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

Противоправные действия Штрафы (тыс. руб.) Статья КоАП РФ
граждан долж. лиц организаций
Нарушение ограничений 3-5 8-12 200-400 ч. 1 ст. 8.42
Повреждение знаков 3-5 5-10 50-100 ч. 2 ст. 7.2
Отсутствие безопасных стоков 3-4 30-40 500-1000 ст. 8.45
Повреждение водоохранных объектов 1-1,5 2-3 20-30 ст. 7.7
Нарушение режима использования земель 3-5 40-50 200-300 ч 2 ст. 8.12

Водоохранная зона, какие ограничения по строительству

Пользование землей и водой предполагает ряд ограничений, не только по ловле рыбы, купанию, парковке машин, но и по распашке земель и строительству. Поэтому, покупая участок в водоохранной зоне, поинтересуйтесь какие существуют ограничения по строительству на вашем участке.
Основные ограничения по строительству в водоохранной зоне установлены Водным кодексом (ст. 65), Постановлением Правительства от 10.01.2009 № 17 об установлении границ водных объектов, а также приказами Минприроды и другими актами. Главное ограничение – это строительство такого объекта, который будет загрязнять расположенный вблизи водный ресурс. Требования предъявляются, в первую очередь, к водоотведению и канализованию. Остальные ограничения, могут регламентироваться и устанавливаться местными законами.

Таким образом, мы выяснили, что строительство в границах водоохранных зон разрешено, но требования к объекту ужесточены.

Что законодатель вкладывает в понятие водоохранной зоны

Водоохранная зона – это площадь, которая прилегает к границам любого водного объекта (береговой линии), где предписан специальный порядок хозяйственной и прочей деятельности, то есть функционируют ограничения на использование данной территории.

Цель учреждения такого режима состоит в том, чтобы предупредить негативные последствия загрязнения речек и озер, что может привести к истощению водных ресурсов и нанести серьезный вред местной фауне и флоре.

В границах охранных зон располагаются защитные прибрежные полосы.

Чтобы узнать, входит ли участок в территорию водоохранной зоны, застройщику целесообразно обратиться в службу кадастрового учета и сделать письменный запрос в федеральный орган водных ресурсов, где ведется на государственном уровне водный реестр.

Это позволит точно установить, какая часть участка находится в зоне, относящейся к особым условиям использования территории (в данном случае водоохранной зоны) и конкретную его площадь.

Официальный ответ водного хозяйства понадобится при получении разрешительных документов на строительство и станет основанием правомерности застройщика при возникновении каких-либо споров.

Природоохранная прокуратура разъясняет: законодательством установлены требования при проведении строительных и иных работ в водоохранных зонах — границах водных объектов

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ст. 65 Водного кодекса РФ.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км — в размере 50 м; от 10 до 50 км — в размере 100 м; от 50 км и более — в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

— Реклама —

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.

2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Проведение строительных и иных работ в водоохранных зонах в отсутствие согласований на проведение данных работ, а также в отсутствие в конкурсной документации сведений о специальных условиях ведения таких работ недопустимо.

Осуществление деятельности в водоохранной зоне в отсутствие согласования влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 8 тыс. до 12 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб.

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет административную ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.

Добавить комментарий