ЕАЭС 2023: список стран-членов и наблюдателей, взаимодействие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕАЭС 2023: список стран-членов и наблюдателей, взаимодействие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Суд евразийского экономического союза

Подробнее о составе суда

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят главы государств-членов ЕАЭС.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Внесены изменения в сертификат соответствия производства требованиям Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС

26 Июня, 2023 Совет Евразийской экономической комиссии утвердил изменения формы сертификата соответствия производства требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза в виде декларации соответствия сопоставимости требований Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС и аналогичных Правил Европейского союза. Это дает возможность странам Карибского бассейна, Азиатского и Тихоокеанского регионов применить названные сертификаты без повторных проверок производителей государств Союза фармацевтическими инспекторатами третьих стран.

Принятие таких изменений позволит обеспечить экспорт фармацевтической продукции производителей государств-членов в третьи страны.

Юридическое регулирование в ЕАЭС

ЕАЭС задействует различные внутренние структуры как для планирования будущей интеграции, так и для создания нормативно-правовых актов и разрешения спорных вопросов между странами. При этом административных органов в ЕАЭС всего четыре:

  1. Высший Евразийский экономический совет – в состав ВЕЭС, как высшего наднационального органа, входят лидеры или главы правительств государств-членов союза, которые собираются для определения стратегии развития на ближайшее будущее. Руководствуясь их решениями, исполнительные органы создают правовую базу, которая впоследствии определяет нюансы взаимодействия;
  2. Евразийский межправительственный совет – основные полномочия ЕМС заключаются в обеспечении реализации и контроля за исполнением договора о ЕАЭС, этот орган ответственен также и за регулирование интеграционных процессов;
  3. Евразийская экономическая комиссия – в компетенции ЕЭК, состоящей из собственного совета и коллегии, находится полный контроль над всеми функциями ЕАЭС;
  4. Суд Евразийского экономического союза – в круг задач этого постоянно действующего органа входит как судебная функция (разрешение правовых споров), так и консультативная. В случае возникновения спорных ситуаций суд ЕАЭС выносит окончательный вердикт по тому, как именно трактуются международные договоренности.

Что касается ЕЭК, начавшей работу еще 2 февраля 2012 года, то ее решения обязательны для исполнения всеми членами Союза, а полномочия подтверждаются нахождением в составе совета Комиссии по одному вице-премьеру, и в составе коллегии – по два представителя от каждой страны. Это обеспечивает органу широкий перечень прав:

  1. создание отраслевых департаментов;
  2. мониторинг экономической ситуации;
  3. принятие обязывающих решений.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Читайте также:  Перейти из одного НПФ в другой НПФ

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год

В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Читайте также:  Пошаговая инструкция, как выписаться из квартиры через Госуслуги

Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно.

На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.

  • Евразийская комиссия по экономике.

    Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно.

    Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

    Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка в Красноярском крае в 2023 году
  • Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

    • Торгового режима с третьими странами.
    • Миграционной политики.
    • Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
    • Соблюдения авторского права.
    • Валютной политики.
    • Закупок.
    • Технического регулирования.
    • Статистики торговли.
    • Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
    • Естественной монополии и других областей.
    • Таможенного администрирования.
    • Политики конкуренции, энергетики.
    • Касающиеся перевозок, транспорта.
    • Финансовых рынков.
    • Макроэкономической политики.

    Управляющие органы Евразийского экономического союзаКроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза. Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги.

    Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.Для этого предлагалось следующее:

    • Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
    • Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
    • Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

    Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности.

    Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.Следующие цели ТС:

    1. Защитить внутренний рынок ТС.
    2. Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.

    К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание.

    Первоначально при обсуждении документов ЕАЭС активно шло обсуждение о возможности создания единой валюты ЕАЭС. Эта идея содержалась и в проекте декларации о евразийской экономической интеграции, а основным инициатором выступала РФ.

    Однако это оказался один из самых чувствительных вопросов, категорически против идеи общей валюты выступил, например, Казахстан. Тогдашний глава этого государства Нурсултан Назарбаев утверждал, что в качестве единой валюты не подходит ни одна из национальных валют стран-участниц. А белорусский руководитель Александр Лукашенко упоминал о создании некоего «нового евро».

    Так что данный проект был отложен в долгий ящик, где до сих пор благополучно и находится. Введение единой валюты так и остается пока на уровне благих пожеланий. Время от времени по этой теме внезапно возникают дискуссии. Скажем, в 2014 году обсуждалась идея создания общего «алтына» или «евраза» в сроки примерно до 2025 года.

    Но по-прежнему такую идею категорически не приемлют казахстанские власти, хотя в России или Киргизии смотрят на эту проблему более прагматично.

    Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

    • Беларусь,
    • Россия,
    • Казахстан.

    В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

    В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

    В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

    • Армения,
    • Киргизия.

    Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

    • Беларусь,
    • Россия,
    • Казахстан,
    • Армения,
    • Киргизия.

    Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные

    Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».

    Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии — «ЕАЭС», и других вариантов не существует.

    Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.

    Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган — Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.

    Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

    Чтобы этого добиться, предполагалось:

    • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
    • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
    • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

    Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий