Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стаж имеет значение! А если его не хватает, какую начислят пенсию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок исчисления размера пенсий по возрасту регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон). Размеры трудовых пенсий по возрасту зависят от продолжительности стажа и уровня заработной платы, из которой производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Когда пора на пенсию?
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии
В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.
Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Единый налог с повышенной налоговой ставкой
Министерство налогов и сборов напомнило, что новые плоские налоги будут применяться с февраля 2023 года. Они увеличились в 1,5-3 раза, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Например, самозанятые торговцы, продающие овощи в Минске, должны будут платить 708 рублей, а в областных центрах — 532 рублей. Единый налог для физических лиц, реализующих плодоовощную продукцию, семена и саженцы, составит 155 рублей в столице и 143 рубля в региональных центрах. Инструкторам в Минске за легальную работу придется платить 164 рублей, а в вобластных центрах — 152 рублей.
Фактически, единый налог для самозанятых и самозанятых работников был увеличен с января 2023 года, когда было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс, но новые налоговые ставки вступят в силу только с 1 февраля.
Возраст выхода на пенсию
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
- 2016 год – 60 лет и 55 лет:
- 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
- 2018 год – 61 год и 56 лет;
- 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
- 2020 год – 62 года и 57 лет;
- 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
- 2022 год – 63 года и 58 лет.
С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия
- Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
- Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
- Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
- Средняя пенсия по возрасту в 2021 году – 545 рублей.
- Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2021 года – 72 рублей. К ней полагается доплата размером в 208,04 рублей. Итоговая сумма – 280,04 рубль.
С 2016 года в Белоруссии поднимается пенсионный возраст, к 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет. В 2020 году — в 62 и 57 лет, в 2021 году — в 62,5 и в 57,5 лет соответственно.
Трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет выплачивается только при наличии минимального трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Трудовая пенсия по инвалидности и в случае потери кормильца расчитывается по льготным требованиям относительно стажа.
Обязательно иметь необходимый страховой стаж, который повышается и составляет:
- на 2020 год — 17,5 лет;
- на 2021 год — 18 лет;
- на 2022 год — 18,5 лет;
- на 2023 год — 19 лет;
- на 2024 год — 19,5 лет;
- с 2025 года — 20 лет.
Категории лиц, которым достаточно 5 лет страхового стража:
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды с детства;
- многодетные матери, родившие более 5 детей;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих, погибших при исполнении;
- лилипуты и карлики.
Категории лиц, которым достаточно 10 лет страхового стажа:
- осуществляющие социально-значимые виды деятельности при общем трудовом стаже 40 лет — у мужчин, 35 лет — у женщин;
- прошедшие военную службу сроком не менее 10 лет (без учета отпуска по уходу за детьми) и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет — у мужчин и 20 лет у женщин.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимальное значение у мужчин — 45 лет, у женщин — 40 лет.
В общий стаж входят периоды:
- армейской и военной службы;
- уход за детьми до 3 лет (учитывается общий период не более 9 лет);
- уход за инвалидом первой группы;
- уход за лицом старше 80 лет;
- получение любого вида гос. образования в дневной форме;
- получение пособия по безработице (учитывается период не более 6 месяцев).
Покупка | Продажа | ||
---|---|---|---|
1 | USD | 2,9610 | 2,9700 |
1 | EUR | 3,2200 | 3,2350 |
100 | RUB | 2,7000 | 3,5980 |
10 | PLN | 6,9020 | 7,1000 |
100 | UAH | 4,5000 | 5,0000 |
С 1 февраля вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия
Бюджет прожиточного минимума в январе составляет 288,01 руб.
БПМ пересматривают ежеквартально с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Соразмерно росту БПМ с 1 февраля изменятся размеры:
– государственных пособий семьям с детьми;
– повышений к пенсиям для отдельных категорий пенсионеров;
– доплат и надбавок пенсионерам старше 75 лет;
– пособий по уходу за инвалидом I группы, лицом 80-летнего возраста;
– социальные пенсии.
Перерасчет трудовых пенсий происходит в увязке с ростом зарплаты и уровнем инфляции.
В январе 2022 г. пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере:
-
495,74 руб. – на первого ребенка;
-
566,56 руб. – на второго и последующих детей;
-
637,38 руб. – на ребенка-инвалида.
Перерасчет будет 1 февраля и 1 августа.
В январе 2022 г. пособие в связи с рождением ребенка составляет:
-
2880,10 руб. – единовременное в связи с рождением первого ребенка;
-
4032, 14 руб. – на второго и последующих детей.
Перерасчет после изменения БПМ будет с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
В 2022 г. на выплату детских пособий государство направит 2,7 млрд руб.
Системой пособий будет охвачено 440 тыс. детей.
По 31 декабря 2021 г. семейный капитал выплачивался в размере 23 737,5 руб.
С 1 января 2022 г. семейный капитал вырос на 9,5% и составил 25 995 руб. Подробнее в статье «Семейный капитал: индексация в 2022 году».
В 2022 г. на формирование семейного капитала будет направлено 379,7 млн. руб.
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
- накопить минимальный страховой стаж;
- накопить минимальный общий трудовой стаж;
- достигнуть пенсионного возраста.
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
- обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
- декретный отпуск;
- уход за родственниками-инвалидами.
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
На пенсию белорусы с 2022 г. будут уходить позже. Страховой стаж тоже изменится
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Пенсионный возраст и страховой стаж повысят в Беларуси в 2022 году
Александр Лукашенко довольно жёстко высказался по поводу пенсионного возраста и сказал, что «не стоит перекладывать проблемы на детей». Новых решений в этом вопросе не планируют никто, при этом президент отметил, что если установить пенсионный возраст на отметке в 50 лет, то многих людей будут вынуждены содержать дети. Если мыслить адекватно, то по словам президента, не одна мать или отец не скажет – «ладно пусть за меня платят дети», многие вероятно сочтут, что лучше проработать ещё несколько лет.
Пенсионный возраст – это единственный параметр, который растёт, потому что с ним увеличивается ещё и страховой стаж. Страховой стаж – это необходимая величина для того, чтобы оформить для себя трудовую пенсию.
Трудовая пенсия – это очень важный показатель для белорусов, потому что на её уровень они зарабатывают самостоятельно, если стажа не хватает, то назначается социальная пенсия, а её размер очень маленький, и на такие выплаты можно просто выживать, то есть нормально жить не получится. С 1 января пенсионный стаж увеличился на шесть месяцев, и теперь эта величина находится в пределах 18 лет.
Если кто-то не понимает, то страховой стаж – это тот период работы, В течение которого работодатель оплачивает взносы в фонд социальной защиты населения. Радует, что в это понятие входит период службы в армии, только если речь идёт о срочной службе, но учёба в ВУЗе здесь не учитывается.
С 2021 года. вводится новый вид пенсионных выплат, которые предназначены специально для людей, попавших в пенсионную ловушку. Речь идёт о людях, которые не смогли получить достаточное количество лет страхового стажа для того, чтоб им оформилась страховая пенсия, поэтому они получают социальную. Размер социальной пенсии составляет всего лишь 129 рублей, а это очень мало.
Власти запланировали, что рост пенсионных выплат в Беларуси на протяжении 2021 года будет выше уровня инфляции. Заявление об этом делала председатель фонда социальной защиты – Наталья Павлюшенко.
По её словам, основная часть фонда, имеется ввиду денежных средств, будет направлена на пенсии. Расходы увеличатся на 9 %. На текущий момент пока не совсем ясно, как именно должны расти пенсии ежеквартально, потому что в государственном бюджете нет такого количества средств, чтоб обеспечить подобное нововведение, соответственно, пока этот вопрос остается на доработке, но начисление пенсии в Беларуси производится при условии инфляции.
Расчёт пенсионных выплат также изменится. С 2021 года размер пенсии напрямую связан с заработной платой, имеется ввиду с той, которую работник получает в течение 27 лет. Если в это время был перерыв, тогда заработная плата считается пропорционально с этими промежутками. Непрерывный пенсионный стаж это не затрагивает, то есть за данный вопрос законодательство не предусматривает дополнительных бонусов. При этом имеет влияние размера оклада. Здесь есть одно очень интересное правило, поскольку важно, не столько, сколько человек зарабатывал, а как именно его зарплата соотносилась со средним уровнем государства. Именно на основе данных параметров рассчитывается ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
Фактический ежемесячный заработок за 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой в том же месяце, и если коэффициент получается ниже единицы, значит и коэффициент будет в полтора раза меньше, если один – это заработная плата была средней. Показатели суммируются и в окончание делятся на число отработанных месяцев. В итоге получается определённый пенсионный коэффициент, то есть цифра с некоторыми знаками после ноля, которая используется в официальной формуле расчёта пенсионных выплат.
Обсуждая последние новости о выплате пенсий в 2021 году в Беларуси, стоит сказать, что с 1 января увеличился размер социальной пении для тех родителей, которые являются опекунами детей инвалидов. Имеется ввиду в случае степени тяжелой утраты здоровья, и доплата предусмотрена только для тех родителей, которые ухаживают за детьми не менее 20 лет. Пенсия увеличится довольно неплохо– со 129 рублей до 272 рублей.
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
Беларусь сохраняет обязательства по выплате пенсий, пособий и больничных. На эти цели направят свыше 24,5 млрд рублей. «Смету» депутаты принимают сегодня сразу в двух чтениях.
Ирина Костевич, министр труда и социальной защиты Беларуси:
Если мы говорим о пенсиях, то на следующий год предполагается направить ресурсы в размере 18,8 млрд рублей. Это 2,4 млн пенсионеров, которые будут обеспечены своевременно и в полном объеме пенсией. В каком размере? Рост мы закладываем где-то на 15 %. Понимаем, что доходы бюджета фонда увязаны с ростом зарплаты, поэтому как будет расти заработная плата в следующем году, соответствующе будет расти пенсия.
В среднем, ожидается, что выплаты по возрасту составят 693 рубля в месяц. Согласно пакету финансовых документов, трудовые пенсии будут расти каждый квартал. В течение года будут увеличиваться и все виды пособий, в том числе по уходу за ребенком. Резервы для этого есть.
Юлия Мурина, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
«Бюджет фонда на 2023 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования, в сумме 536,5 млн рублей. Это позволит гарантировать выплаты всех видов пенсий и пособий в планируемых объемах».