Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся правила социальных выплат инвалидам-чернобыльцам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодно 26 апреля отмечается памятная дата, посвященная очередной годовщине аварии на ЧАЭС. К этому дню многие регионы выплачивают единовременные компенсации. Например, в 2021 году власти Москвы выплатят чернобыльцам от 3 до 10 тыс. руб., в зависимости от статуса и категории льготника.
На сколько повысится государственная пенсия работающим в чернобольской зоне
Tbl 03.2021, 12:29 / Сообщение # 1 Приезжий Проверенные Сообщений: 18Репутация: ± Статус: Offline Индексация пенсии работающим пенсионерам в этом году не положена, но, если вы проживаете в чернобыльской зоне, то положена, и индексация составит около 1000 рублей, может чуть больше. Однако, она носит заявительный характер, не напишите заявление — не будет индексации.
Те категории граждан, которые несут военную службу или проживают на постоянной основе в зоне радиационного загрязнения, имеют право на материальные выплаты, составляющие не менее двух социальных пенсий. После индексации в апреле 2021 года чернобыльская пенсия 1-й и 2-й категории достигла уровня 12 400 рублей, 3-й категории — 6200 рублей. Изменения в апреле текущего года затронули не только количество начисляемых денежных средств, но и порядок расчета пенсии различных категориям граждан. Во внимание принимались такие пункты, как уровень загрязнения в зоне проживания, а также патологии в здоровье тех, кто пострадал при аварии на ЧАЭС и личные характеристики.
Пенсия в Чернобыльской зоне
Ну то есть, если папа на сам момент аварии не был зарегистрирован в ЧЗ, а через год прописался и по сей день там проживает, то выходит, что он попадает под категорию пенсия для чернобыльской зоны? Так я понимаю? То есть не важно, был ли он зарегистрирован на сам момент аварии?
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение либо в зоне проживания с льготным социально – экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*
Ежемесячные компенсационные выплаты
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
- 1103,44 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
- с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
- с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
- 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
- 294,27 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
- с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
- с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- инвалидам I группы — 23071,70 руб.
- инвалидам II группы — 11535,86 руб.
- инвалидам III группы — 4614,32 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
- 1153,61 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
- 271,10 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
- 210,86 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
- 105,45 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
- 279,10 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Порядок оформления пенсии по инвалидности
Важно! С 1 января 2022 года начал действовать беззаявительный порядок назначения всех видов пенсий по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты для федеральных льготников.
После внесения сведений о присвоении группы инвалидности в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), информация автоматически поступает в ПФР. На основании этих данных специалисты Фонда в течение 5 рабочих дней принимают решение об установлении пенсии и еще в течение 3 рабочих дней после вынесения положительного решения извещают об этом гражданина. Уведомление о том, что пенсия назначена, приходит в личный кабинет на портале госуслуг или по почте, если учетная запись на портале отсутствует. Никаких дополнительных документов приносить в ПФР не нужно.
После назначения пенсии гражданину необходимо будет выбрать способ ее получения. Подать заявление о доставке пенсии можно через личный кабинет на портале госуслуг, на сайте ПФР, в офисе МФЦ или в клиентской службе Пенсионного фонда.
Индексация ввз инвалидам чернобыльцам в 2021 году
- компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
- предоставление скидки в 50%;
- сокращение выплат на налогообложение;
- бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
Ежегодно в феврале производиться плановая индексация ежемесячных пособий и компенсаций, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Величина повышаемого коэффициента устанавливается исходя из уровня инфляции за предшествующий период.
Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.
Законодательная поддержка
Каждая льгота регулируется определенным документом. При оформлении преференции следует ознакомиться с основными положениями законов по выбранному вопросу.
Порядковый номер |
Преференция |
Нормативный акт |
1. | Обеспечение жилплощадью | · ст. 14,15,16,17,22 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г.
· закон № 175-ФЗ от 26.11.1998 г. · постановление №153 от 21.03.2006 г. |
2. | ЕДВ | закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
3. | НСУ | закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. |
4. | Социальные пособия | · закон № 1244-1 от 15.05.1991 г.
· постановление № 907 от 31.12.2004 г. |
5. | Соцльготы | закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
6. | Компенсационные выплаты | · закон № 1244-1 от 15.05.1991 г.
· постановление № 907 от 31.12.2004 г. |
7. | Дополнительный отпуск | закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Льготная категория граждан, а также проживающие на территориях с правом отселения, получает пособия от государства в установленном размере. Кроме федеральных преференций, положены и региональные меры поддержки, если они приняты местной администрацией.
Название |
Размер |
Основание |
На ребенка до 3 лет (ежемесячно). | Сумма, исчисленная на основании законодательства, увеличенная вдвое | п.7 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
На малышей до 1,5 года
От 1.5 до 3 лет |
3380,42 рублей
6760,83 рублей |
п.7 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Оплата больничного | 100% среднего заработка | п.6 ч.1 ст.14 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Беременным, вставшим на учет в ранний срок (единовременно) | 157,01 рублей | п.6 ч.1 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Эвакуированным из зоны, включая детей (единовременно) | 1570,19 рублей на каждого | п.5 ст.17 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
На погребение | 11948,75 рублей | ч.4 ст.14 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России
Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.
В частности, для чернобыльцев:
- возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
- возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Назван возможный размер пенсии с учетом повышенной индексации в 2022 году
164 участников других ядерных испытаний, в т.ч. 51 инвалидов
1946 вдов, умерших чернобыльцев, смерть которых связана с последствиями аварии на ЧАЭС
С 1 апреля 2022 года пройдет плановая индексация социальных пенсий и выплат по государственному обеспечению граждан. Такие виды пенсии назначают гражданам, не получившим право на страховое обеспечение — когда им не хватает стажа, баллов, а также, если человек никогда не работал (например, из-за инвалидности, полученной в детстве). Согласно предварительным подсчетам Правительства, пенсию повысят на 7,7%.
Для пенсионеров, получающих другие виды пенсий, никаких прибавок в апреле 2022 года не ожидается:
- Страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексируют с 1 января на 5,9%, в результате чего они увеличились в среднем на 1000 руб.
- Для работающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, индексация пока «заморожена». По этой причине они прибавку в январе не получат. Для них повышение запланировано на август, когда Пенсионный фонд назначит доплату за дополнительные пенсионные баллы, которые были заработаны уже после выхода на пенсию.
- Пенсии военным и приравненным к ним категориям (пенсионерам МВД, ФСИН, Росгвардии и т.д.) повысят 4% с 1 октября 2022 г. Прибавка будет назначена в результате индексации величины денежного довольствия на 4%.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Результат рассмотрения жалобы
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).
Подробности индексации пенсий с 2022 года раскрыли в Пенсионном фонде России
- Эксперт «Новикомбанка» рассказал, как выбрать финансовые инструменты
- Бюджет Пензенской области на 2022 год запланирован с дефицитом
- «Новикомбанк» нарастил кредитование высокотехнологичных предприятий
- «Дамате» запустила полностью автоматизированный выпуск фарша
- От 1 500 рублей: утверждены размеры пособия потерявшим работу
- Банк «Кузнецкий» подвел итоги деятельности за 10 месяцев
- Прибыль «Новикомбанка» за 9 месяцев составила 8,6 млрд рублей
- Обозначены доходы и расходы Пензенской области в 2022 году
- «Новикомбанк» повысил ставки по вкладам
- Пензенцы набрали кредитов почти на 160 млрд рублей
От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.
Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.
Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.